МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия» Специальность 080801.65 Прикладная информатика (в экономике)
Шифр и название специальности (направления) подготовки
Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 4
Лекции 36 час.
Семинарские занятия 18 час.
Лабораторные работы - час.
Консультации
Всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
Самостоятельная работа 126 час.
Реферативные работы -
Контрольные работы -
Зачет - семестр
Экзамен 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого 14.03.2000, регистрационный № 52 мжд/сп.
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «23» июня 2011 № 2. Составитель: к.ф.н., доцент М.А. Волошина
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия» Специальность 080801.65 Прикладная информатика (в экономике)
Шифр и название специальности (направления) подготовки
Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 4
Лекции 36 час.
Семинарские занятия 18 час.
Лабораторные работы - час.
Консультации
Всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
Самостоятельная работа 126 час.
Реферативные работы -
Контрольные работы -
Зачет - семестр
Экзамен 4 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого 14.03.2000, регистрационный № 52 мжд/сп.
Рабочая программа обсуждена на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «23» июня 2011 № 2. Составитель: к.ф.н., доцент М.А. Волошина
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании учебно-методической комиссии филиала:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Директор филиала _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании учебно-методической комиссии филиала:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Директор филиала _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия) При разработке учебной программы использованы: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы по данной специальности, утвержденный «14» марта 2000 г, № 52 мжд/сп.
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 1. Цели и задачи дисциплины
Философия как целостное явление мировой культуры представляет собой учение об общих принципах бытия. Основными предметными областями философского исследования являются природа, человек, общество. При этом главное внимание уделяется человеку, его отношению к себе и окружающему миру.
Цель курса философии – помочь студентам лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, воспитывать в себе высокую культуру мышления, дискуссий, диалога, умение отстаивать, аргументировать свою точку зрения.
Задачи курса философии:
– помочь студентам осознать мировоззренческие и методологические возможности философии, освоить основы философского знания, круг основных философских проблем, понять их смысл и варианты решения, составить представление о средствах и методах философии;
– познакомить студентов с методологическими и логическими разработками в философской сфере. Студенты имеют возможность освоить потенциал таких логических методов и приёмов как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование, индукция, дедукция и выработать умение оперировать ими.
– дать возможность студентам уяснить особенности философского языка, овладеть необходимым набором философских терминов, знать их значение и основной смысл, получить навык их определения и использования. Примерный перечень философских терминов, которыми
в той или иной степени должны овладеть студенты, в процессе изучения курса «Философия»
Абсолютная истина
Агностицизм
Аксиология
Антропоцентризм
Атеизм
Бессмертие
Бессознательное
Биологическое в человеке
Бог
Бытие
Вера
Волюнтаризм
Время
Гносеология
Государство
Гражданское общество
Гуманизм
Движение
Деизм
Демократия
Детерминизм
Диалектика
Динамическая закономерность
Догматизм
Дуализм
Душа
Дух
Жизнь
Заблуждение
Закон
Знание
Идеализм
Идеальное
Индетерминизм
Индивид
Индивидуальность
Информация
Информационная цивилизация
Иррационализм
Искусство
Истина
Картина мира
Категория
Космоцентризм
Культура
Личность
Логика
Ложь
Материализм
Материя
Метафизика
Метод
Методология
Мировоззрение
Мироощущение
Миропонимание
Монархия
Монизм
Мораль
Мудрость
Мышление
Наука
Научная революция
Натурфилософия
Необходимость
Нигилизм
Ноосфера
Нравственные ценности
Общество
Общественно-экономическая формация
Объект познания
Объективный идеализм
Объяснение
Онтология
Ответственность
Относительная истина
Пантеизм
Плюрализм
Познание
Понимание
Право
Правовое государство
Практика
Пространство
Психика
Развитие
Разум
Рассудок
Рационализм
Рациональное познание
Религия
Релятивизм
Республика
Рефлексия
Самосознание
Свобода
Синергетика
Система
Скептицизм
100.Смерть
101.Сознание
102.Софистика
103.Социальная философия
104.Социальное в человеке
105.Справедливость
106.Статистическая закономерность
107.Структура
108.Субстанция
109.Субъективный идеализм
110.Субъект познания
111.Сущность человека
112.Творчество
113.Теоцентризм
114.Ум
115.Философская антропология
116.Цивилизация
117.Чувственное познание
118.Эклектика
119.Эмпиризм
120.Эстетические ценности
121.Язык
Основные способы контроля освоения студентами философской терминологии, как и всего корпуса философского знания – текущий контроль во время очередных лекционных и семинарских занятий; рубежное тестирование 3-4 раза в семестр (см. раздел №4 данной программы); промежуточный контроль во время экзаменационной сессии; отложенный контроль после экзамена (например, через календарный год).
Основными принципами построения курса «Философия» являются: принцип от общего знакомства с дисциплиной к изучению её конкретных проблем; принцип от простого к сложному; принцип историзма; принцип логической последовательности рассмотрения её проблем; принцип системности; принцип перехода от теоретического знания к его практическому применению.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Роль курса «Философия» заключается в следующем:
- философия призвана интегрировать в обобщённом виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии;
- философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и преобразования действительности человеком;
- философия является важным фактором борьбы против разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию;
- любая философская система содержит в себе оценочное отношение к исследуемым объектам с точки зрения духовных ценностей: социально-нравственных, эстетических и иных. Особенно актуальной эта функция бывает в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора дальнейшего пути развития и довольно остро встаёт вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей;
- философия выдвигает и обосновывает гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира;
- философия развивает способности человека к теоретическому мышлению, является школой мудрости.
Для успешного освоения курса «Философия» студенты должны достаточно уверенно знать основы естественных, общественных и гуманитарных наук, изучаемых в средней школе. Преподавание курса «Философия» в рамках вузовского цикла дисциплин ГСЭ опирается, прежде всего, на отечественную историю и культурологию. В свою очередь, курс «Философия» является необходимой основой для успешного изучения некоторых других дисциплин цикла ГСЭ. К ним, в первую очередь, следует отнести политологию, социологию. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов
| Распределение по семестрам
| 4 семестр | Общая трудоемкость дисциплины
| 180
| 180
| Лекции
| 36
| 36
| Практические занятия
| 18
| 18
| Всего самостоятельная работа
| 126
| 126
| В том числе: контрольная работа
| -
| -
| Вид итогового контроля (экзамен, зачет)
| экзамен
| экзамен
| |