Скачать 0.5 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ «ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий Составитель: Суховецкая Г.В.к.ф.н., ст.преп. кафедрыфилософии и методологии наукиРостов-на-Дону 2011 СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. Учебно-методический комплекс составлен на основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы и Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Структура курса «Философия» включает три тематических модуля: введение в философскую проблематику, история развития философской мысли и вопросы систематической философии. В историко-философском модуле осуществляется историко-философский обзор основных теоретических систем, с учетом особенностей их формирования. В модуле систематической философии раскрывается панорама философской проблематики и направления философских дискуссий, их современное состояние в соответствии с основными разделами философского знания. Такая структура позволяет наиболее эффективно решать основные задачи курса:
Общие задачи курса складываются из двух моментов:
Важнейшей задачей курса является усиление присущей каждому человеку способности суждения – научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентации в быстроменяющемся многообразном мире. Дисциплина «Философия» относится к обще-гуманитарному и социально-экономическому циклу в структуре основной образовательной программы. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ После изучения учебной дисциплины студент должен овладеть основными знаниями, определенными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В частности, студенты должны обнаружить знание:
Исходя из специфики учебной дисциплины, студенты овладевают следующими умениями и навыками:
Планы семинарских занятий по дисциплине «Философия» могут быть использованы на практических занятиях студентами разных специализаций. Студентам предлагается изучать курс в соответствии с вопросами, предложенными для рассмотрения в рамках каждой темы. При подготовке к занятиям рекомендуется пользоваться указанными в списке основной литературы учебными пособиями, для уяснения основных понятий курса необходимо обращаться к философскому словарю. Для получения более подробной информации по каждой теме нужно обращаться к дополнительной литературе, списки которой приводятся в соответствии с тематическими разделами. Использование дополнительной литературы особенно необходимо для подготовки докладов и рефератов. Список тем докладов и рефератов представлен в конце данного учебно-методического комплекса. Поставленные задачи могут быть решены в полной мере при условии систематической работы студента, как под непосредственным руководством преподавателя, так и в самостоятельной форме путем изучения первоисточников. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ПРОГРАММА КУРСА Модуль 1. Предмет философии и ее функции Тема 1 Предмет, структура, специфика и функции философского знания (4 часа) Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Мировоззрение как система, структурные компоненты мировоззрения. Виды (обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровни мировоззрения. Миропонимание. Мироощущение. Мировосприятие. Место и функции мировоззрения в системе «мир-человек» и в системе «личность». Система «мир-человек» как предмет философии. Современные и классические определения предмета философии. Традиционные проблемы и категории, их саморазвитие. Философия как любовь к мудрости. Попытка объяснить мир, исходя из единого принципа. Источник философии. Соотношение философии и мифологии, философии и науки, философии и религии. Философия и естественнонаучное знание. Специфика философии. Многообразие ответов на философские вопросы. Необходимость обоснования ответов. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия и эпоха. Структура философского знания и его основные разделы. Место и роль в культуре и в истории мысли. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, информационная, эвристическая, прогностическая, интегрирующая. Раздел 2. История философии Тема 2. Древнегреческая философия (4 часа) Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.). Натурфилософия: ионийская школа (начало мира), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Эфесская школа (Гераклит милетская школа, эфесская школа); италийская школа (пифагореизм; элейская школа); Эмпедокл; атомизм; афинская философия. Ионийская школа. Милетская школа: Фалес (вода как): огонь – начало мира, изменяемость природы как устойчивая характеристика вещей, Логос. Италийская школа. Пифагореизм: число как начало мира. Элейская школа (Парменид): учение о бытии. Эмпедокл: плюрализм, элементы мира, или «корни всего» (вода, воздух, огонь, земля), понятие материи и силы (любовь и ненависть). Атомизм (Демокрит): атомы, пустота. Афинская философия (Анаксагор): неисчислимое количество элементов, из которых все состоит («зародыши», или «вещи», или «гомеомерии»). Период античного просвещения, классический период. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика. Классификация школ эллинистического периода: 1. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик); 2. Стоицизм (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий); 3. Эпикуреизм (Эпикур); 4. Кинизм (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет); 5. Пифагореизм, неопифагореизм (Филолай, Ликон); 6. Аристотелизм (перипатетизм), Теофраст; 7. Платонизм (Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский); 8. Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: философия на основе религии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
А. И. Фоменко преступнления в сфере экономики и высоких технологий Учебно–методический комплекс по курсу «Преступления в сфере экономики и высоких технологий» подготовлены в соответствии с требованиями... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль... | Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юристов ОмГУ. В нем представлены программа дисциплины «Криминалистика», нормативные... | Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права Умк1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... |