Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий





НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий
страница1/5
Дата публикации02.08.2013
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ «ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ»


Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры «_______»

Протокол № ________

«___»__________ 2011 г.

Зав. кафедрой _________

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Философия»

для студентов факультета высоких технологий

Составитель: Суховецкая Г.В.

к.ф.н., ст.преп. кафедры

философии и методологии науки



Ростов-на-Дону 2011

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Тематическое планирование курса

  3. Программа курса

  4. Планы семинарских занятий

  5. Самостоятельная работа студентов

  6. Формы промежуточного контроля

  7. Примерные тесты

  8. Глоссарий

Пояснительная записка.
Учебно-методический комплекс составлен на основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы и Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Структура курса «Философия» включает три тематических модуля: введение в философскую проблематику, история развития философской мысли и вопросы систематической философии. В историко-философском модуле осуществляется историко-философский обзор основных теоретических систем, с учетом особенностей их формирования. В модуле систематической философии раскрывается панорама философской проблематики и направления философских дискуссий, их современное состояние в соответствии с основными разделами философского знания.

Такая структура позволяет наиболее эффективно решать основные задачи курса:

  1. формирование у студентов комплексных (системных) представлений об окружающем мире, роли и месте в нем человека, назначении и смысле человеческой жизни;

  2. осмысление философии как формы общественного сознания, усвоение предельных оснований культуры, духовных аспектов бытия;

  3. познание истории философского мышления как методологической основы анализа природы, общества и человеческого мышления;

  4. осознание студентом своей социальной деятельности в перспективе универсальных культурно-мировоззренческих кодов и смыслов;

  5. побуждение к духовной независимости и свободе, что способствует формированию высокой культуры мышления и чувств;

  6. развитие у студентов навыков научного анализа путем изучения особенностей построения философских обобщений, философской аргументации и методологии;

  7. формирование навыков научно-исследовательской работы в процессе подготовки докладов и рефератов, участия в научных конференциях.

Общие задачи курса складываются из двух моментов:

  1. Дать студенту академические знания (теоретические), которые формируют культуру мышления и мировоззренческий кругозор современного образованного человека;

  2. Помочь освоить прикладные (практические) умения и навыки философского осмысления научных проблем, повысить уровень личностного самосознания.

Важнейшей задачей курса является усиление присущей каждому человеку способности суждения – научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентации в быстроменяющемся многообразном мире.

Дисциплина «Философия» относится к обще-гуманитарному и социально-экономическому циклу в структуре основной образовательной программы.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
После изучения учебной дисциплины студент должен овладеть основными знаниями, определенными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В частности, студенты должны обнаружить знание:

  • предмета философии и ее роли в системе духовной культуры;

  • основных этапов развития мировой философской мысли;

  • важнейших школ и учений выдающихся философов;

  • религиозных, философских и научных картин мира;

  • философских и религиозно-этических концепций человека, его назначения и определения смысла жизни;

  • взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, возникших в современную эпоху технического развития, противоречий и кризиса существования человека;

  • сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

  • условий формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

  • роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении;

  • нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • эстетических ценностей, их роли в творчестве и повседневной жизни;

  • историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, поливариантности исторического процесса, аксиологического измерения истории.

  • роли культур в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах;

  • многообразия форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе;

  • роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторических типов, структуры и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем.

Исходя из специфики учебной дисциплины, студенты овладевают следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач;

  • интегрировать знания с целью формирования у себя интегрального мышления, представляющего особую ценность в любой профессиональной деятельности;

  • философствовать с целью развития самостоятельности мышления на основе полученных знаний и собственной рефлексии и расширения в связи с этим поля действия творческой инициативы;

  • работы с философским произведением и обнаружением смысловой открытости текста;

  • осознанного использования плюрализма дискурсов, методов анализа, сравнения, синтеза, обобщения и различных подходов при изложении и объяснении учебного материала, при участии в дискуссиях, конференциях, защите рефератов и дипломных проектов.


Планы семинарских занятий по дисциплине «Философия» могут быть использованы на практических занятиях студентами разных специализаций. Студентам предлагается изучать курс в соответствии с вопросами, предложенными для рассмотрения в рамках каждой темы.

При подготовке к занятиям рекомендуется пользоваться указанными в списке основной литературы учебными пособиями, для уяснения основных понятий курса необходимо обращаться к философскому словарю. Для получения более подробной информации по каждой теме нужно обращаться к дополнительной литературе, списки которой приводятся в соответствии с тематическими разделами. Использование дополнительной литературы особенно необходимо для подготовки докладов и рефератов. Список тем докладов и рефератов представлен в конце данного учебно-методического комплекса.

Поставленные задачи могут быть решены в полной мере при условии систематической работы студента, как под непосредственным руководством преподавателя, так и в самостоятельной форме путем изучения первоисточников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Наименование темы

часы

лекции

семинары

КСР

Модуль 1. Предмет философии и ее функции

Тема 1 Предмет, структура, специфика и функции философского знания

2

2

-

Модуль 2. История философии

Тема 2. Древнегреческая философия

2

2

-

Тема 3. Европейская философия Средних веков и Возрождения.

2

2

-

Тема 4. Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Философия эпохи Просвещения

2

2

-

Тема 5. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)

2

2

-

Тема 6. Философия марксизма: диалектический и исторический материализм

2

2

-

Тема 7. Современная западная философия (иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, психоанализ, феноменология, герменевтика, постмодернизм)

4

4

2

Тема 8. Русская философия (религиозная философия, русский космизм, русский марксизм)

2

2

-

Модуль 3. Основные проблемы философии

Тема 9. Основные проблемы онтологии

2

2

-

Тема 10. Основные проблемы гносеологии

2




-

Тема 11. Философские концепции развития

2

2

-

Тема 12. Сознание как философская проблема

2

2




Тема 13. Специфика научного познания

2

2

-

Тема 14. Человек в информационно-техническом мире и философия техники

2

2

-

Тема 15. Общество как самоорганизующаяся система

2

2




Тема 16. Человек в мире культуры

2

2

-

Контрольная проверка освоения курса

-

2




Итого: (72 часа)

34

36

2



ПРОГРАММА КУРСА

Модуль 1. Предмет философии и ее функции
Тема 1 Предмет, структура, специфика

и функции философского знания (4 часа)

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Мировоззрение как система, структурные компоненты мировоззрения. Виды (обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровни мировоззрения. Миропонимание. Мироощущение. Мировосприятие. Место и функции мировоззрения в системе «мир-человек» и в системе «личность».

Система «мир-человек» как предмет философии. Современные и классические определения предмета философии. Традиционные проблемы и категории, их саморазвитие. Философия как любовь к мудрости. Попытка объяснить мир, исходя из единого принципа. Источник философии. Соотношение философии и мифологии, философии и науки, философии и религии. Философия и естественнонаучное знание.

Специфика философии. Многообразие ответов на философские вопросы. Необходимость обоснования ответов. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия и эпоха.

Структура философского знания и его основные разделы. Место и роль в культуре и в истории мысли.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, информационная, эвристическая, прогностическая, интегрирующая.
Раздел 2. История философии
Тема 2. Древнегреческая философия (4 часа)

Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.).

Натурфилософия: ионийская школа (начало мира), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Эфесская школа (Гераклит милетская школа, эфесская школа); италийская школа (пифагореизм; элейская школа); Эмпедокл; атомизм; афинская философия.

Ионийская школа. Милетская школа: Фалес (вода как): огонь – начало мира, изменяемость природы как устойчивая характеристика вещей, Логос.

Италийская школа. Пифагореизм: число как начало мира. Элейская школа (Парменид): учение о бытии.

Эмпедокл: плюрализм, элементы мира, или «корни всего» (вода, воздух, огонь, земля), понятие материи и силы (любовь и ненависть).

Атомизм (Демокрит): атомы, пустота.

Афинская философия (Анаксагор): неисчислимое количество элементов, из которых все состоит («зародыши», или «вещи», или «гомеомерии»).

Период античного просвещения, классический период. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика.

Классификация школ эллинистического периода: 1. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик); 2. Стоицизм (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий); 3. Эпикуреизм (Эпикур); 4. Кинизм (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет); 5. Пифагореизм, неопифагореизм (Филолай, Ликон); 6. Аристотелизм (перипатетизм), Теофраст; 7. Платонизм (Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский); 8. Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: философия на основе религии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист
Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»
Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия»
Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconА. И. Фоменко преступнления в сфере экономики и высоких технологий
Учебно–методический комплекс по курсу «Преступления в сфере экономики и высоких технологий» подготовлены в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия "
Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юристов ОмГУ. В нем представлены программа дисциплины «Криминалистика», нормативные...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права
Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права
Умк1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов факультета высоких технологий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск