Скачать 1.63 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» (Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА») «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «СГЮА» _________ О.В. Еременко «31» августа 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Квалификация (степень) «бакалавр» Одобрен Учебно-методическим советом «31» августа 20 12 г. протокол № 1 Обсужден кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин «27» августа 20 12 г. протокол № 1 Зав. кафедрой доцент, к.п.н. К.Р. Агаронян Составитель доцент, к.философ.н. Л.Н. Белявская Астрахань - 2012 СОДЕРЖАНИЕ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................3 ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... 3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................... 6 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................................... 20 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 22 II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...........................................................24 ВВЕДЕНИЕ…………………… ......................................................................................... 24 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………...…27 ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ……………………………………......29 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ................................................................................30 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………............................................................... 34 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………... 34 ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ ............................................................................................................ .34 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................................ 40 ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ....................................................................53 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ............................................................................................... 56 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ …………………………………………………………...57 III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .............................................60 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ...... ...........60 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ...........69 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ..........................................................70 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ................................................ 71 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ .................................................................................................... 73 IV. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ...........103 ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА .................................................................103 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ...............................................................................................104 IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ.......................... 106 ГЛОССАРИЙ .................................................................................................................... 107 Философия: учебно-методический комплекс/Сост.; доцент к.п.н. Л.Н. Белявская// afsgap [сайт], – Астрахань: Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».– 2012. – 128 c. I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюктных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Нет больше официальной общепринятой философии (диалектический и исторический материализм), нет единого критерия оценки, а есть философский плюрализм. Философия выступает важным средством воспитания и развития человека (темы всемирных философских конгрессов: ХVIII (1988 г.) — «Философское понимание человека»; ХIХ (1993 г.) - «Человечество па переломном этапе: философские перспективы»; ХХ (1998 г.) — «Философия в воспитании человечества»; ХХI (2003 г.) - «Философия лицом к мировым проблемам»). В современных условиях становится совершенно очевидным, что без активизации духовно-интеллектуальных ресурсов, без привлечения людей к многообразным видам социального творчества, нельзя совершенствовать общественные отношения, строить новую жизнь. В связи с этим, формирование философской культуры мышления будущего специалиста остается на переднем плане. Понять, осмыслить реальную жизнь, вовсе не значит примириться и во всем соглашаться е нею. Напротив, философия предполагает критическое, активно- творческое отношение к жизни, умение реализовать идеи, теории. Недавняя практика преподавания философии в российских вузах, не является адекватной современным потребностям подготовки специалистов, с учетом их специализации и участия в демократической жизни общества. В прежней вузовской программе по философии, мало уделялось внимания проблеме жизни человека, смыслу человеческого бытия, отсутствовал этико-аксиологический аспект, приоритет был отдан сциентистской направленности, идеологическим концепциям. Предлагаемая программа по философии представляет мировоззренческо-духовную ориентацию в адаптации современного человека к постоянно-изменяющимся условиям жизни. При этом сам метод, способ освоения философских знании и применение их в социальной прикладной практике должен быть изменен. Сложившаяся в предыдущие годы система образования, преподавания, была основана на так называемой «объектной» методике, ориентированной на запоминание, пассивное освоение знаний. Основная цель и задача предлагаемой программы по курсу «философия» сводится к развитию творческих способностей студента как личности и максимальной реализации философских знаний в профессиональной и гражданской деятельности. Цель дисциплины – формирование системы теоретических знаний в области философии. В результате обучения студент знакомится с основами философии – одной из центральных областей гуманитарного знания. Курс должен способствовать формированию у студентов представления об основных философских проблемах, умению самостоятельно мыслить над общечеловеческими проблемами. Основная цель курса – помощь в формировании целостной картины мира, основанной на философии. Цели и задачи преподавания дисциплины: Иметь представление о научных философских картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студенты в процессе изучение данной дисциплины должны: Знать: - основные этапы развития мировой философской мысли, важнейших философских школ и учений выдающихся философов; - научные, философские и религиозные картины мироздания, их фундаментальные понятия и принципы; - философские и религиозно-этические концепции человека, его назначение и смысл жизни; - взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе; - сущность сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; - условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; - природу эстетических ценностей, их роль в развитии культуры, в творчестве и повседневной жизни; - историчность человеческого бытия, многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса, аксиологическое измерение истории; - роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисные ценности культуры, специфику культуры в традиционном и современном обществах. Уметь обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач; - работать с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции; - ориентироваться в основных отраслях философского знания (метафизике, теории познания, логике, социальной философии). Владеть методом логико-диалектического осмысления вещей, явлений природы, а также процессов, происходящих в обществе и человеческой жизнедеятельности. Студенты должны обладать следующими компетенциями: знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности; владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа; СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Философия: сущность и предназначение Человек в отличие от животных не рождается одномоментно. Он им становится на протяжении всей жизни. Стать человеком – значит подчинить свою жизнедеятельность осмысленности, постоянно подвергая ее критическому самоанализу. Сократ (469-369 до н.э.) перед казнью сказал: «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы ее проживать». Поэтому роль философии состоит прежде всего в том, чтобы помогать человеку в целостном самоопределении смысла своей жизни. Античные греки осмысленную жизнь называли мудростью, постижению которой и способствовала их философия. Она ими понималась как рациональный поиск знания о смысле бытия людей в природе и обществе. Средневековые мыслители обогатили философию логикой познания. В Новое время, ознаменовавшееся расцветом науки, философские учения стали играть роль методологии в познании. Немецкие философы-классики XVIII-XIX вв. внесли в методологию познания - диалектику. А в XIX-ХХ вв. были предложены как рациональные, так и иррациональные принципы познания мира природы, общества и человека. В связи с этим предстоит постигнуть следующие философские проблемы: Миф, религия, жизненная и философская мудрость. Философия: ее предмет, функции, метод, ключевые идеи и актуальные проблемы. Мировоззрение и мироощущение. Культурно-исторический характер различных типов мировоззрений. Особенности философского мировоззрения. Проблема смысла и ценности человеческой жизнедеятельности – стержень философского мировоззрения. Философский (критичный) способ мышления. Возникновение и специфика философской рациональности. Основные исторические типы философии. Философское самоопределение человеческого разума. Роль и значение философии в культурном развитии и совершенствовании духовного мира человека и человечества. Философия как знание, мудрость и стиль жизни. Многообразие философских взглядов. Философия как духовная квинтэссенция культуры. Становление и развитие философской культуры специалистов. Философская культура людей и ее статус в конкретно-историческом обществе. Философия философии. Тема 2. Значение философии в жизни человечества У человечества никогда не было, и нет более многосторонней области знания, чем философия. Это онтология и гносеология, диалектика и метафизика, логика и аксиология, этика и эстетика. По-разному понимая и оценивая естественный мир, философы свободно и критично осмысливают и переосмысливают все знания о нем и свои умения его радикального преобразования. Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что «нет ничего лучше философии». Именно она, целенаправленно осмысливая и критично оценивая научно-творческое познание человеком мира, общества и человека, и, привнося в его сознание нравственные ценности и высокие идеалы жизни и деятельности, позволяет специалистам, всем людям лучше сориентироваться в природе и обществе. Философия учит человека жить по уму, совести, чести и достоинству. Древнеримский философ Сенека (ок. 04 до н.э - 45 н.э.) замечал: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле». В связи с этим предстоит постигнуть следующие философские проблемы: Вечный философский поиск ответов на ключевые проблемы человеческого бытия. Философское раздумье о характере взаимоотношения человека с миром, с другими людьми, с самим собой. Причины становления различных духовных форм культуры в их истории саморазвития: уникальное своеобразие древних индийской, китайской, греческой, римской и других философских традиций. Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философской культуры. Становление и развитие человека в ее недрах как процесс духовного (волевого, интеллектуального и нравственного) расцвета. Философия укрепления умственного здоровья людей. Нравственные основания гуманной философии. Философские направления мысли, определяющие тенденции научного поиска истины и характеризующие смысл художественного и творческого воображения людей. Философия и перспективы интеллектуального и нравственного развития сознания специалистов как средства гармоничного самосовершенствования человека будущей эпохи. Часть I. История философии: мыслители и школы |