Скачать 37.21 Kb.
|
Феденок Юлия Николаевна Татарская культура в иноэтничном окружении (на примере поселка Октябрьский Челябинской области) // Сборник докладов на II межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. М., 2007. С. 41-43. Исследование проводилось в августе-сентябре 2006 года, мною было опрошено 17 человек, преимущественно женщин, из них детей и подростков от 10 до 18 лет – 7 человек, людей среднего возраста от 27 до 40 лет – 6 человек и старшего и пожилого возраста 4 человека. Также были использованы материалы включенного наблюдения и неформальных интервью, проводившихся в более ранние годы. Рабочий поселок Октябрьский образован в 1959 году, когда была открыта шахта «Октябрьская» по добыче бурого угля. В эти же годы шел процесс активного привлечения рабочих на предприятие. Именно в этот период в поселок приехало много татар, в основном из татарских деревень Башкоторстана, Татарстана, а также Пермской области. Оказавшись в русскоязычном окружении, многим пришлось переделать свои имена на имена понятные русским и у многих татар есть два имени: одно официальное, другое обиходное (например, Жамиля стала Женей, Гульфия - Галей, Равиль – Ромой). Приехав на новое место жительства молодыми, многие создавали здесь семьи, в основном это были браки с татарами. Как правило, старшее поколение и сейчас говорит на татарском языке. Их дети или хорошо владеют языком или понимают, когда к ним обращаются на родном языке, но сами говорят уже с трудом. Знание татарского языка у второго и третьего поколения обычно не идет далее таких слов, как «мать», «сын», «хлеб» и т.п. Интересным является тот факт, что многие мусульманские молитвы на арабском языке воспринимаются как татарские. Так, например, на мою просьбу сказать что-нибудь по-татарски, моя 27-летняя информантка стала произносить молитву «Бисмала». Во втором поколении в отличие от поколения их родителей значимыми становятся межнациональные браки. Это приводит к еще большей утрате языка у их детей. Третье и четвертое поколение татар уже совсем не говорят по-татарски, и их прабабушки зачастую пытаются вспомнить русские слова, чтобы поговорить с правнуками. Одновременно с утратой языка наблюдается и утрата национального самосознания. Дети от смешанных браков предпочитают говорить, что они русские, даже в том случае, когда с детства воспитываются в татарской семье, живя отдельно от русского родителя. Даже, казалось бы, в такой устойчивой сфере как национальная кухня наблюдается процесс утраты национальной самобытности. Как праздничные блюда татары поселка готовят «бешбармак», «кыстыбы», «хворост». По сообщениям некоторых информантов, в их семьях перестали готовить национальные блюда даже на праздники. В поселке до недавнего времени продолжала сохраняться народная татарская медицина и знахарство. В последнее время есть случаи, когда девушки, выйдя замуж, стали надевать платок, некоторые мужчины в последнее время стали носить тюбетейки, татарские бабушки традиционно ходят в платках. Как мне удалось выяснить, татары продолжают приглашать муллу и знакомых для чтения молитв в следующих случаях: при рождении ребенка, при переезде на новое место, при заключении брака (обычно за неделю до гражданской церемонии) и в том случае, если кто-то умер. В шести километрах от поселка находится деревня Калачево, где есть татарское кладбище, где и происходит захоронение по мусульманскому обряду. Чаще всего на молитвы собираются женщины, а также пожилые мужчины. Молодые мужчины, как мне рассказали информанты, не любят присутствовать на подобных мероприятиях. Также мне удалось узнать то, что уже довольно долгое время (достоверно на протяжении двух поколений) часть татар не делает обрезание мальчикам. Я столкнулась с двумя объяснениями такого явления. Первое это то, что обрезание делают только в жарких странах и здесь обрезание делается по желанию родителей. Второе объяснение заключается в том, что по устным сообщениям каждый сотый мальчик после обрезания умирает, что считается жертвой Богу. И родители, кто слышал о таком поверье, отказываются делать обрезание своим сыновьям. В 2006 году в поселке открылся мусульманский магазин «Центр ислама», где продают Коран, молитвы и другие предметы религиозного культа. В центре ислама обучают арабскому языку. Два года назад в Доме культуры поселка действовали курсы арабского языка или, по словам 16-летней информантки, «преподавали татарские молитвы на арабском». Однако результаты моего опроса показали, что молодежь и среднее поколение не заинтересованы в поддержании традиционных национальных и религиозных черт. Как они сами объясняют, это связано с трудностью соблюдения некоторых обычаев и обрядов (например, ношение платка, соблюдение постов, намаз). Религиозные посты соблюдает в основном старшее неработающее поколение. Возрождение ислама, на мой взгляд, во многом похоже на возрождение православия у русских. В большинстве случаев люди обращаются к религии для проведения ритуалов жизненного цикла или в экстремальных ситуациях. В ряде случаев, особенно у детей межнациональных браков, возникают вопросы при выборе вероисповедания. В последние годы с развитием развлекательной индустрии у татар появилась возможность покупать аудио- и видеокассеты, CD и DVD-диски с национальной татарской музыкой, клипами, караоке. В последние годы с появлением Дней татарской культуры в г. Челябинске, приездом артистов из Татарстана, люди стали посещать концерты на татарском языке. Таким образом, я наблюдала двойной процесс развития татарской культуры в иноэтничном окружении: с одной стороны это утрата многих самобытных черт, вплоть до отказа от своей национальности; а с другой - наметившаяся в последние несколько лет тенденция к возрождению и поддержанию развития культуры. |
Рабочая программа на 2013 /2014 учебный год Учитель (фио) Александрова Юлия Николаевна | Гусева Юлия Николаевна Координаты: рб, Учалинский район, с. Миндяк,... Обеспеченность учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год) по дисциплине «Адвокатура» | ||
Юлия Николаевна Вознесенская Юлианна, или Игра в киднеппинг Юлия... Ангел Хранитель души в ней не чаял и ласково звал ее Аннушкой. Завтра отец Аннушки должен звонить в Псков ее бабушке, чтобы обсудить... | И. Л. Бим Deutsch 10 учитель: Жаркова Юлия Николаевна мбоу средняя... Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: педагог-психолог Шишкина Юлия Викторовна, инструктор по физической культуре Абрамова Юлия Вадимовна | Реферат Работа выполнена: Кипрова Алина Шутова Юлия Норкина Юлия... Представление о Д. И. Менделееве как создателе периодической системы химических элементов и изобретателе сорокаградусной водки стереотипное,... | ||
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного... Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 | Юлия Свияш Время любить себя Ту, которая ты есть Женщина счастлива и успешна в той мере, в которой она научилась обращаться с силой, которую называют Любовь. Самое трудное, с чем... | ||
Рабочая программа по технологии Уровень образования (класс) Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У порога нас встречали Бронникова Юлия Олеговна, Радченко Альвина Давыдовна, сам Сережа и его маленькая сестренка Аня. Урок получился... | ||
На Всероссийский конкурс «Урок XXI века» Ольга Николаевна мастер по использованию средств икт. Она не только сама использует, но и другим помогает. На нее равняется школа.... | Воспитание нравственности – интегральный компонент системы деятельности... Воспитание нравственности – интегральный компонент системы деятельности классного руководителя в начальной школе | ||
Краткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции» Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна... | Развитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального... | ||
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими... | Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна |