Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова





НазваниеНина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова
страница1/8
Дата публикации09.08.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Нина Николаевна Берберова

Бородин





Нина Николаевна Берберова

БОРОДИН




I



Собственный дом матери – впрочем, матерью Бородин никогда ее не называл, а называл всегда «тетушкой», не то в шутку, не то всерьез, но так повелось с самого раннего детства, – собственный матери четырехэтажный, с чугунным подъездом и узорными наличниками, дом в Ротах выходил чисто вымытыми квадратными окошками прямо на двор Измайловского полка, и там маршировали солдаты. Он подолгу стоял и смотрел на их упражнения, не слыша команды за двойными рамами, но слыша барабан, звук которого очень любил – особенно, когда форточка была отворена и вместе с сухим морозом он сыпался в комнату. Под барабан он задремывал в сумерках на подоконнике. Челяди в доме было много. Экономка Катерина Егоровна и фрейлейн Луизхен искали его, а он не откликался за шторой. Не найдя его, обе садились в угол «зала» с вязаньем, подле свечи в бронзовом подсвечнике. Являлся буфетчик с разговорами. И однажды Саша услышал:

– А ведь подумать только: барынято ведь едва Сашеньку не скинула. И не было бы Сашеньки, спаси Бог!

Его не было бы? Как странно и страшно было представить мир без себя. Этот дом, с львом на чугунном подъезде, стоял бы, как стоит, и вот так же падал бы снег на последнего марширующего солдата. И масляный фонарь освещал бы вывеску «здесь бреют и стрегут». Так же Катерина Егоровна и Луизхен мыли бы в корыте братцев, а его не было бы, и кого бы тогда она любила? Он испугался при мысли, что другого когонибудь, сошел с подоконника. «Я сошла с подоконника», – сказал бы он, потому что всегда говорил о себе в женском роде, играя в девочку; он спрыгнул, побежал в спальню матери, и только там вернулось к нему блаженство, меры которому не было: всех краше, милей, умней, у зеркала сидела мать.

– Моя лапочка, сторублевый мой котик, – сказала она и поцеловала его в глаза, и он увидел нежный слой румян на ее щеках, ее тонкие, чуть начерненные брови, вдохнул запах духов, идущий от ее плеч и русых волос.

– Я хочу учиться на барабане, – сказал он, ковыряя какуюто баночку, – я бы тебе играла на барабане, тебе, Луизхен и Мари. (Мари была кузина, на которой он собирался жениться.)

Она весело захохотала, и из темного угла комнаты ей в ответ раздался медленный, глуховатый смех Луки Семеновича Гедеаношвили. Он сидел там, в синем сюртуке, расчесанный на пробор, с лицом почти оливкового цвета и зеленой своей сединой, сверкая чудной глубины глазами, огромными, как поверхность полного стакана. Таким он был изображен на висевшем прямо против него портрете, только там он держал в почти черных, правильных руках Евангелие и не смеялся. Луке Семеновичу было под семьдесят, и был он членом Библейского общества.

Он ездил каждый день. Серая в яблоках пара его полдня и полночи простаивала у подъезда дома. Кучер и выездной лакей – свои люди – выпивали по два самовара каждый в гостях у Катерины Егоровны. А «тетушку» из уважения к ее двадцати пяти годам и к трем ее сыновьям (приписанным к различным крепостным Луки Семеновича) никто давно уже не называл «барышней». Но самом же деле она именно была «барышней», Дуней Антоновой из Нарвы, красотой, умом, прелестью покорившей князя из рода Имеретинских.

Кто были эти крепостные люди, к которым приписывал Лука Семенович своих сыновей, рожденных девицей Антоновой? Бородин, Александров, Федоров – о них никто и не помнил в доме. Сашу по отчеству звали Порфирьевич, Митю – Сергеевич, Еню – Федорович, и все это было так просто и естественно, как и то, что старший сын, которому шел 12ый год, был смуглым лицом, длинными глазами и ленивой повадкой схож и с Лукой Семеновичем, и с его таинственным синим портретом, висящим в спальне «тетушки».

Медлительный, безразличный к жизни, играющий в девочку, сонный над книгами, он рос в своем крепком детском раю, а с ним – Мари, тоненькая, некрасивая, легонькая, которую он сажал на печку и сам потом лез туда же, и там они ложились рядом и мечтали о том, что будет, когда они будут мужем и женой.

– Тетушка, можно нам жениться? – спрашивали они.

– Женитесь себе на здоровье, – отвечал звонкий, веселый голос.

Машка, Наташка, Нюшка – были их куклы, которых однажды он взял и перевешал, протянув веревочку от двери к окну.

– Луизхен, погляди, пожалуйста, я их всех перевешала за горлышко, – объявил он, и Луизхен ахала, а пришедшая в гости некая Элен (в которую он дико и пламенно был влюблен) сказала, что это с его стороны жестоко.

Он смотрел на высокую, с громадными ногами и руками Элен, которая была раза в три его старше, таял от чувств и, наконец, сочинил какуюто польку, – душа должна была вылиться во чтото, в песню, в танец. Польку сыграла на рояле Луизхен, и Элен протанцевала ее с ним – он доходил ей до пояса. А Мари сидела на печке одна и ревновала в слезах.

И опять – зима; опять барабан на казарменном дворе. Он хочет учиться играть на барабане. Но в дне, забитом уроками математики, латынью, физикой, немецким, философией, мать выкраивает всего полчаса – не для барабана, а – так и быть – для флейты. И с того самого двора, засыпанного снегом, где учится полк, является в дом, в скрипучих сапогах, пахнущий морозом и деревней, флейтист военного оркестра. По полтиннику за урок. Саша неистовствует от радости. Лука Семенович от его музыки зажимает себе уши, в своем узорном кресле, отложив Евангелие.

Атлас и кретон в гостиной; высокие свечи, зеркала. Гравюры на стенах – поход Суворова в Альпах. Детская, с братцами. Официантская, с таинственным, многоречивым миром прислуги. Весь дом наполняется внезапно ужасающими запахами, клубами зловонного пара, плавающего в комнатах: на лестнице, на подоконниках, на фортепьяно, на буфетах, на умывальниках стоят Сашины посудины, которые закрещивает экономка Катерина Егоровна, – это первенец «тетушки» занялся химией. Чтото вчера взорвалось и едва не лишило Луизхен глаза; чтото загорелось, вызвали пожарных. «Мой сторублевый котик, – говорит мать, зажимая нос платком, – старайся. Ничего понимать не понимаю в твоей ботанике, но позову лучшего профессора тебя учить. Сама ничему не обучена, но ты у меня непременно ученым будешь».

Так он ни в чем не знает отказа, но еще не чувствует себя ни мужчиной, ни взрослым: его, автора «Польки» и смелого исследователя по части йодистого этила, до сих пор переводит через улицу фрейлейн. Ростом он с дверь, темнеет под носом губа, срывается голос. «Тетушка» – звучит теперь нарочито, чтобы молодить красавицумать. И вот у него появляется товарищ.

Первое знакомство было схваткой – в вихры вцепившись, они катались по полу, стараясь тумаками оглушить друг друга. С подбитым глазом, с окровавленным носом они потом поклялись друг другу в вечной дружбе.

Его звали Миша Щиглев, он жил в Царском, а учился в Петербурге, и не стоило почти никакого труда уговорить «тетушку» взять к себе Мишу.

Оба стали учиться игре на фортепиано, оба, обгоняя друг друга, завязли в науках. Но Миша больше склонялся к музыке, а Саша – к химии, и иногда вечером, когда оставался час до сна, надо было выбрать: играть ли в четыре руки Бетховена или сесть за пробирки? Надо было выбрать, а он никак не мог этого сделать. Перед финалом «Восьмой» вдруг пойдет любоваться на то, как чтото там «киснет» у печки. «Да ты куда же пропал? Эй, химик!»

Он, с надменным лицом, выходит – стройный, возмужавший за этот год, с чемто сосредоточенным во взгляде длинных, к низу разрезанных глаз. Сосредоточенность его от рассеянности: Луизхен однажды поймала его в подъезде – он вышел без брюк.

На фортепиано он играл с Щиглевым; самоучкой научился игре на виолончели; ночами просиживал над биологией Вюрца, а когда наступала весна, сдавал и сдавал экзамены (экстерном, мать не допускала его в классы). И все это был уже не детский, но все тот же крепкий рай, душивший его радостью: кругом было счастье – и шлянье кудато к щиглевским родственникам на квартет (виолончель в байковом мешке за спиной, Миша шагает рядом, под мышкой – скрипка в газетной бумаге), и слова учителей о будущем его, об университете, об академии («Вам, Бородин, все открыто. Таких, как вы да Менделеев, в России немного») – в 14, в 15 лет. В 16 – мать записывает его «купцом третьей гильдии» и он поступает в академию, но одолевают концерты, опера, и не хватает долгой петербургской зимы, когда он в длинной, ловко сшитой шинели, с обожженными кислотой пальцами, непременно забыв чтонибудь по туалетной части, спешит кудато, в буран, на лекцию профессора Зинина, – а в мыслях уже поет «соло для флейты».

– Бородин, поменьше занимайтесь романсами, – скрипит Зинин, – вас ожидают большие труды по алкалоидам, а вы все выводите ваши нотки. За двумя зайцами погонишься…

Это правда, правда! – твердил он себе, но невозможно пропустить премьеру новой оперы Серова (событие!), немыслимо не пойти на щиглевский очередной квартет, на концерт приезжей знаменитости, нельзя не проиграть еще и еще раз увертюру «Руслана».

Теперь не только весь дом, но и сам он «провонял»; от него несло простонапросто анатомическим театром. Вольнослушателем – ему было всего шестнадцать лет – он поступил в медицинскую академию. Еще рано было решаться: на медицину или на химию? Жизнь катилась, несла его. Что такое было время, он не сознавал, ему всегда его было достаточно, никто никогда не видел его спешащим, а успевал он лучше и больше всех. Время текло, увлекало кудато – в молодость, к новым людям и книгам. Иногда оно вдруг останавливалось: сели, например, за бетховенские квартеты както вечером (он – на виолончели, Щиглев – альт и еще два приятеля), сели в 8, а опомнились к вечеру следующего дня: чтото иногда брали пожевать с тарелок в столовой, запивали теплым пивом, остывшим чаем. А с календаря слетел листик – и что за это время случилось в лаборатории, о том лучше было не думать!

Как змеиная шкура слезало с него детство. Из женского окружения уходил он к мужчинамтоварищам, к студентам. Он был на редкость и удивление здоров, он был хорош собой, высок, с чутьчуть сонливым и высокомерным выражением правильного лица. Женщины не беспокоили его, мать заблаговременно наняла по своему вкусу молодую горничную, Анну Тимофеевну; она была в доме, под боком, и ему незачем было искать бурь сердца.

Так наступала его юность, и уже, конечно, не было на свете человека счастливее его. Если ктонибудь когданибудь намекал ему, что знает чтото о темном его происхождении, он не обижался, а ясно и просто объяснял все, как было. Если ктонибудь в чемнибудь (что бывало редко) опережал его – он радовался от всего большого и живущего полнотой сердца за соперника. Его тянуло к знанию, к искусству, его влекло к цельной жизни, которой он был частью, – цельной и прекрасной; некоторые товарищи, увлеченные модными романами, читатели Достоевского и Некрасова, с недоуменным восхищением и страхом всматривались в него.

А он вспоминал порой тот вечер, те сумерки, когда он слышал шепот прислуги о том, что «тетушка» могла его «скинуть». «И я мог не быть? – спрашивал он себя. – Так же звучали бы Гайдн и Мендельсон в мире; так же цвели бы эти розы в саду; так же весной ломалась бы и билась в льдинах Нева возле академии, под мостом, а я мог не быть?.. Нет, я не мог не быть!.. Не мог…»


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconРазвитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна
Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального...
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconЧамеева Нина Николаевна учитель английского языка Республиканский конкурс
Технологии: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, магнитофон, диск «Золотая классика»
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Коронатова Нина Николаевна, учитель физики гимназия №406 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconПрограмма проведения семинара: 900
«Визитная карточка образовательного учреждения», ознакомление с программой семинара. Директор гбоу гимназии №1542 Карнюшина Нина...
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconКонспект мероприятия на тему: «День защиты детей» «Карлсон на празднике...
Задачи: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей”
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconФедотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя
Нина Феодосиевна Федотова, преподаватель теоретических дисциплин Усольской музыкальной школы, много и успешно работает по методическому...
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconЗакон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева...
Разработка плана-конспекта урока «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconКазанцева Нина Николаевна Село Лобаново Катайский район Курганская...
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconКонспект урока русского языка в совмещённом класс-комплекте малокомплектной...
План-конспект урока русского языка в совмещённом класс-комплекте малокомплектной школы
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconНа Всероссийский конкурс «Урок XXI века»
Ольга Николаевна мастер по использованию средств икт. Она не только сама использует, но и другим помогает. На нее равняется школа....
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconКириченко Н. Б. К431 Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб...
К431 Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб пособие для сред проф образования / Нина Борисовна Кириченко. — М.: Издательский...
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова icon«Визитная карточка» проекта
Куренкова Татьяна Александровна, Неудахина Оксана Викторовна, Лагун Нина Константиновна
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова iconНина Павловна «течёт река»
Книга издана усилиями учеников: И. А. Шишковой, О. Г. Сидоровой, С. П. Толкачева, С. Н. Есина. Предисловие С. Н. Есин. 2005
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова icon3. 4 Психологический климат
Гость классного часа доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск