Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя





Скачать 238.48 Kb.
НазваниеФедотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя
страница1/3
Дата публикации05.09.2014
Размер238.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3
Федотова Нина Феодосиевна

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г.Усолье-Сибирское

Учимся, играя.

(сольфеджио в начальных классах детской музыкальной школы)

Нина Феодосиевна Федотова, преподаватель теоретических дисциплин Усольской музыкальной школы, много и успешно работает по методическому обеспечению учебного процесса.

Занятия по сольфеджио, проводимые Ниной Феодосиевной, носят всегда яркий и новаторский характер.

Её работе присуще творческий поиск и желание сделать каждый урок праздником знаний.

Каждый педагог, особенно работая с детьми младшего школьного возраста, стремится, чтобы уроки сольфеджио были не просто плодотворными, творческими, но и увлекательными. Особенность психологии младших школьников как раз и заключается в том, что они легче и быстрее усваивают тот материал, который им интересен, поэтому я на своих уроках (в младших классах) использую много распевок, игр и творческих заданий, с помощью которых дети быстро и легко знакомятся с большим объемом теоретического материала. Все это, тем не менее, не исключает и традиционных форм работы: чтение с листа, пение двухголосия, слуховой анализ, диктант и т.д.

Мне показалось очень верным одно высказывание: "Урок можно считать удачным, если интересно и педагогу, и учащимся". Это действительно так. Увлеченность, хороший контакт педагога с детьми приводит к желаемым результатам. Сольфеджио становится любимым (или одним из любимых) предметов. А это очень важно! Если дети идут на урок с удовольствием, работают с азартом, можно добиться очень многого и отношение к предмету останется неизменным до окончания музыкальной школы. В более старших классах мы учим меньше распевок, но любой сложный и, казалось бы, неинтересный материал можно преподнести не совсем обычно, используя удобные схемы, а для закрепления - музыкальное лото, викторины, игры.

Я считаю, что до 5 класса детям вполне по силам освоить весь теоретический материал по сольфеджио (я ориентируюсь на детей со средними и хорошими музыкальными данными), а в 5-7 классах более углубленно заняться изучением необходимых тем, свободно ориентироваться во всех тональностях, чисто интонировать с листа музыкальные при меры различной сложности (включая двух голосие ), петь по учебникам Ладухина, Способина, Агажанова. Очень полезно пение двух и трехголосных инвенций Баха, а также анализ музыкальных произведений. Учащиеся должны хорошо определять на слух интервалы и аккорды (в тональности и вне лада), грамотно писать диктанты (сложность диктантов возрастает с каждым классом).

Необходимо учитывать потенциал каждой группы, т.к. темп и качество уроков зависят от определенных учащихся. Если в школе есть возможность, можно сразу выделить группу музыкально одаренных детей и заниматься с ними по специальной программе (как например, педагог Попова С.Н. в школе № 4 г.Ангарска). Но чаще у педагога нет такой возможности, поэтому я ориентируюсь на детей со средними музыкальными данными. До 5-го класса я занимаюсь со всеми детьми по одной про грамме, а в старших классах считаю целесообразным создание нескольких групп, учитывая музыкальные данные, умственный потенциал, заинтересованность учащихся и т.д.

На уроках я придерживаюсь точки зрения, что чем проще (не значит хуже или меньше) педагог объяснит материал, тем лучше. Формулировки должны быть лаконичными, доступными и с обязательными практическими заданиями в школе и дома. Желательно даже самым маленьким детям давать правильные формулировки (за небольшим исключением и, конечно, с дополнениями и более углубленно в старших классах). Для того, чтобы знания всех детей (даже не слишком старательных) были прочными, полезно в начале каждого урока делать пятиминутки-повторы всего пройденного материала (с подготовительного класса до настоящего времени). Польза от этого огромна. А с какой радостью отвечают дети, чувствуя у себя прочный запас знаний. "Лес" рук! Если педагог делает это регулярно, результат не заставит себя ждать. Все дети безошибочно отвечают на вопросы и даже после летних каникул их теоретические знания крепки и основательны. Педагогу не приходится тратить время на объяснение ранее пройденного материала. Обычный повтор, затем практические задания и можно работать дальше.

Формы уроков бывают самые разные, но педагогу нужно самым тщательным образом распределить время, чтобы ни один урок не был лишен такой важной формы, как слуховой анализ. Это обязательно! Если время не позволяет в связи с объяснением нового материала, или по другим причинам уделить этому достаточно времени, можно использовать игру "слуховая цепочка", где дети по очереди и в достаточно быстром темпе угадывают интервалы, аккорды, лады и т.д. (за правильный ответ - балл); еще удобнее - работа по карточкам, где участвуют сразу все дети (за правильный ответ - тоже балл). В конце игры победитель встает (моральное поощрение очень важно для ребенка), можно поощрить отличной отметкой.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый урок дети писали диктанты. (Отсутствие этой формы более 2-х раз не может быть оправдано никакими причинами). Бывают, конечно, уроки, посвященные объяснению сложного материала с практическими заданиями или другие формы урока, но в этом случае можно использовать диктанты-минутки (по 4 такта) на определенные ритмические и мелодические обороты. Если дети в младших классах не будут писать регулярно диктанты, если у них не будут развиты навыки их ритмического и мелодического оформления (начиная с самых простых диктантов), то в старших классах им будет очень сложно. Иногда педагоги недоумевают: почему умный и способный ребенок, прекрасно знающий теорию, не пишет диктанты? Ответ прост. Все дело в том, что он не писал их регулярно с самого начала. И наоборот. Даже дети со средними данными при правильной работе будут грамотно писать диктанты.

Большое значение при записи диктантов имеет музыкальная память и гармонический слух. Для их тренировки необходимо записывать по памяти короткие диктанты после 2-х и 3-х проигрываний, а также интервалы и аккорды при помощи цифровой записи. Увеличивать объем диктантов нужно постепенно и осторожно.

Есть несколько способов, которыми пользуются дети при записи диктантов.

Некоторые учащиеся записывают "стенографически", Т.е. по мере слушания диктанта. Но для этого нужно иметь хорошие способности и знания, которые есть далеко не у всех учащихся: развитый слух, внимание, память. Если у детей отсутствуют эти качества, подобная запись может превратиться в механическое занятие, лишенное смысла. Не согласна я и с теми педагогами, которые категорически отрицают такой способ записи. Конечно, детей необходимо учить правильно оформлять диктанты, подсказать им удобные способы записи, но все же здесь нужен индивидуальный подход. Если ребенок пишет диктанты быстро и грамотно - очень хорошо! Пусть пишет так, как ему удобно. Важен результат! Если же ученик не справляется с диктантами, вот тогда педагог и должен подсказать ему разные способы записи.

Но что же делать, если ученику очень трудно писать диктанты? Легче всего успокоить себя тем, что это дано не всем. Но это не так! Просто с этими детьми желательно какое-то время позаниматься отдельно, используя другие методы и формы работы.

Если у ребенка плохая музыкальная память, можно сначала выучить диктант наизусть без названия нот, а затем записывать (объем диктанта увеличивать постепенно).

Если затруднение вызывает сама запись, ученику предлагают посмотреть на нотный пример, пропеть его про себя и затем записать.

Полезно записывать знакомые мелодии (это можно делать в классе и дома), некоторым учащимся педагог должен помочь разобраться именно с формой.

Главное здесь - заинтересованность педагога, его наблюдательность и желание помочь всем учащимся овладеть нужными навыками.

Мы на своих уроках пишем диктанты не только играя его на фортепиано, но и с голоса. Если есть возможность игры на других инструментах замечательно! Дети должны уметь слышать разные тембры инструментов.

Можно целенаправленно активизировать внимание учащихся.

Педагог говорит, что будет играть диктант только один раз (диктант очень маленький, яркий, образный, с четким ритмом). Расслабляться .в таком случае, некогда. Таких диктантов можно написать несколько.

Обязательное условие при прослушивании диктанта - дирижирование. Трудные диктанты нужно чередовать с легкими, т.к. уровень и способности детей в группе разные.

Итак, повтор тем, слуховой анализ, диктанты - это формы которые необходимо использовать на каждом уроке. Но есть и другие, без которых урок нельзя считать состоявшимся и полноценным. Одна из них - чтение с листа, пение одно и двухголосия. Чистота интонирования крайне важна в связи с другими формами работы.

Я пробовала работать по самым разным учебникам, использовала отдельные номера и задания из разных учебников, но все же пришла к выводу, что мне удобнее всего работать с учебниками Калмыкова и Фридкина (одно и двухголосие ). Но это мое личное мнение. Другой педагог вполне возможно предпочтет учебник другого автора. Чем, конкретно для меня, удобны учебники Калмыкова и Фридкина? Тем, что номера там действительно расположены по возрастающей сложности в интонационном и ритмическом отношении (В некоторых учебниках это требование не соблюдается). Это касается и двухголосия. Мне нравится и то, что в этих учебниках номера удобно расположены в тональном отношении: (пр.l)

C-dur а - moll

G-dur е - moll

D - dur h - moll

и т.д. по возрастающей сложности.

Работать по учебникам (петь с дирижированием) мы начинаем с первых уроков и поем все номера подряд. Если учесть, что мы занимаемся 2 раза в неделю (по 45 минут) и каждый урок поем 2,3,4 номера (если легкие - больше), причем не просто пропеваем, а с предварительной настройкой в данной тональности, добиваясь чистого интонирования и, если это необходимо, работая над отдельными интонациями. Поем только с дирижированием (без дирижирования не поем никогда!). Таким образом, дети в неделю учат 4,5,6 и более номеров. При правильной регулярной работе у детей не возникает сложности при чтении с листа. Все учащиеся чисто поют с листа и верно дирижируют. На дом я задаю 2-3 номера, из которых один (любой, какой нравится) дети учат наизусть.

Двухголосие начинаем петь с 1 класса с обязательным дирижированием:

1-й голос поем, дирижируем правой рукой, левой играем 2-й голос. 2-й голос поем, дирижируем левой рукой, правой играем l-й голос.

На уроках дети обязательно должны сдавать оба голоса. Если не успели - на следующем уроке или в определенное назначенное время.

При подготовке домашнего задания учащиеся поют те гаммы, в каких тональностях написаны номера.

Отдельно хотелось бы сказать о гаммах.

Желательно, чтобы к концу первого класса дети пели три вида мажора и минора и хорошо ориентировались в нужной тональности (тоника, вводные тона, устойчивые ступени с опеванием, неустойчивые с разрешением, главные трезвучия лада, изученные попевки). Особое внимание обращаю на то, что нужно петь три вида всех гамм. Обязательно и знание знаков в тональностях.

Уже в начале подготовительного класса дети знакомятся с буквенными обозначениями звуков и тональностей. Запоминаем их в виде распевки. Педагог играет гамму с аккомпанементом, поет название ноты (до), а дети - буквенное обозначение (С) и т.д. (пр. 2)

Н. Федотова



Для закрепления полезна игра "Угадайка". Педагог называет тональность, дети - её буквенное обозначение. Можно разделить детей на команды, можно спрашивать индивидуально, цепочкой и т.д. При регулярном повторении дети совершенно свободно ориентируются в буквенных обозначениях. Но нельзя забывать о том, что они должны не только называть тональности, но уметь их быстро и грамотно записывать. При этом не лишним будет напомнить, что мажорные тональности пишутся с большой буквы, а минорные - с маленькой. Полезно время от времени проводить письменные проверочные работы.

Теперь мне хотелось бы более подробно рассказать о том, как дети в младших классах изучают теоретический материал с помощью различных распевок.

В подготовительный класс приходят дети шести-семи, а иногда и пяти лет.

Естественно, что педагог старается объяснить материал детям так, чтобы он был им доступен. Например, формулировку лада вполне достаточно преподнести так: "Лад - это когда звуки ладят между собой (т.е. звучат красиво)". Обратить внимание детей на окраску двух главных ладов - мажора и минора: (пр.3)

Н. Федотова



В этой же распевке сразу дается понятие тоники - самого главного звука лада.

В своей работе я пользуюсь распевками собственного сочинения, а также распевками Романенко и Зоткина (г. Иркутск), Богачек И.А. (г. Харьков) и учебным пособием Сиротиной Т.Б. "Музыкальная азбука", которое нахожу очень удобным и интересным в музыкальном отношении.

Первая гамма, с которой знакомятся дети - это, конечно, До-мажор. Они с удовольствием запоминают ее с помощью следующей распевки: (пр.4)



Эту гамму мы поем с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4; а также с названием буквенных обозначений. В дальнейшем, какую бы гамму мы не изучали, обязательно поем ее с дирижированием в разных размерах и с использованием латинских обозначений. Сначала учащиеся поют только натуральный мажор, но во втором полугодии дети знакомятся с гармоническим и мелодическим видами.

Чуть позднее ученикам нужно объяснить квинтовый круг - схему, в которой все тональности одного лада располагаются в непрерывном порядке чистых квинт. Движение вверх дает пребывание диезов и убывание бемолей, а движение вниз - прибывание бемолей и убывание диезов.

Вводные тона.

Определение: Вводные тона- это звуки, которые вводят в тонику (7 и 2 ступени): (пр.5)



Вводные тона бывают: восходящий (7 ступень) и нисходящий (2 ступень). (пр. 6)



Эту распевку можно петь в виде вопроса-ответа. Педагог спрашивает, дети отвечают, или наоборот. Можно разделить детей на две группы, которые будут спрашивать друг друга.

Вводные тона обязательно петь как в натуральном, так и в гармоническом (миноре).

Устойчивые звуки. (1,3,5 ступени) (пр.7)



После распевки, ученики, показывая рукой, поют устойчивые ступени. (пр.8)



Затем делают их опевание (двумя способами). (пр.9)





Опевание устойчивых ступеней поем в натуральном и гармоническом видах.

Неустойчивые ступени. (2,4,6,7 ступени)

Объясняя устойчивые и неустойчивые ступени, я обычно, рисую на доске такую схему, выделяя цветным мелом устойчивые ступени и показывая тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. (пр.l0)



Тетрахорды

Это делением гаммы на две части, чтобы нам удобно было петь (пр. 12).





Вторую часть распевки можно петь, разделив детей на две группы.

После знакомства с мажором, дети изучают три вида минора, и переменный лад
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconМбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» за 2011- 2012 учебный год
Хмель Ольга Вячеславовна, директор мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа»
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconИнформация о вакансиях в организациях отрасли культуры
...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconЦель учебной практики
Конспект открытого урока на районном уровне преподавателя первой квалификационной категории моу дод «Детская музыкальная школа» Кукморского...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconЮзмеевой Земфиры Абдурахмановны Тема урок
Конспект открытого урока на районном уровне преподавателя первой квалификационной категории моу дод «Детская музыкальная школа» Кукморского...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconОтчёт о работе мбоу дод «Детская музыкальная школа» в 2011 2012 учебном...

Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconКонспект урока по кубановедению. Тема: «Звенят над Кубанью песни Григория Пономаренко»
Конспект открытого урока на районном уровне преподавателя первой квалификационной категории моу дод «Детская музыкальная школа» Кукморского...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconМбоук дод «Екатеринбургская детская музыкальная школа №16» Наименование оп
Перечень предметов, являющихся аналогами учебных предметов обязательной части дпоп в области искусств
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconОтчёт о результатах самообследования мбоу дод «Детская музыкальная...
Лицензия №10999 от 03. 10. 2012 г. Серия 52I01 №0000512. Лицензия выдана на основании
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фио, должность, название учебного заведения: Мутасова Ольга Ниловна, учитель начальных классов моу «Гимназия №9» г. Усолье-Сибирское...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Гильмханова Гульсина Шамилевна, преподаватель теоретических дисциплин мбоу дод «Детская музыкальная школа №8» г. Казань
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconАнализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Каменская детская музыкальная школа №1» расположена...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconУстав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Школа, создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Жарковская...
Федотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя iconПлан работы теоретического отделения мбоу дод «Детская музыкальная...
Обсуждение учебных программ на 2012-2013 учебный год, плана работы отделения и календарно-тематических планов преподавателей по предметам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск