Скачать 114.56 Kb.
|
Конспект урока физики для 7 класса Конспект урока физики по теме «Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага». Автор: Коронатова Нина Николаевна, учитель физики гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Описание работы: предлагаю Вам конспект урока по теме «Простые механизмы» для учащихся седьмых классов. Надеюсь, что данный материал будет полезен преподавателям, работающим в основной школе. Данный урок направлен на всестороннее знакомство с различными видами простых механизмов и их применением на практике. Тема: Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага. Аудитория: 7 класс. Технология: рейтинговая накопительная система оценивания знаний учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: изучить понятия «простые механизмы» и «рычаг». Цели: Знание. Знать определение понятия «простые механизмы» и «рычаг». Знать виды простых механизмов. Знать условия равновесия рычага. Знать отличия рычага от других простых механизмов. Понимание. Выделять простые механизмы от других видов механизмов. Доказывать принадлежность данного вида механизма к простому механизму. Формулировать определение простого механизма и рычага. Делать вывод о применение простых механизмов и об условии равновесия рычага. Применение. Уметь практически определять равновесие рычага. Уметь решать задачи на равновесие рычага. Анализ: уметь отличать рычаг от других простых механизмов и классифицировать простые механизмы. Синтез: составить рассказ об одном (двух) из применений рычага, указав схему рычага , силы, действующие на рычаг и плечи этих сил. Оценка: Оценить значение использования простых механизмов в технике. Оборудование: мультимедийная аппаратура, компьютер, лабораторное оборудование: рычаг, штатив, установочный стержень, набор грузов, линейка. Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту науки механики. На экране несколько картинок: - человек капает яму (рычаг); - человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду; - человек катит бочку на корабль (наклонная плоскость); - человек поднимает ведро (блок). Учитель: задание №1 Что выполняют эти люди? (механическую работу) Составьте по плану рассказ: 1. Какие условия необходимы для совершения механической работы? 2. Механическая работа – это ……………. 3. Условное обозначение механической работы 4. Формула работы 5. Что принято за единицу измерения работы? 6. Как и в честь какого ученого она названа? 7. В каких случаях работа положительная, отрицательная или равна нулю? Взаимопроверка выставление баллов: максимум 3 балла. Оценку выставляет сосед по парте. Учитель продолжает: А теперь посмотрим на эти картинки ещё раз и обратим внимание, как эти люди выполняют работу? (дети: используют лопату, ворот, устройство наклонной плоскости, блок) Учитель: Как можно назвать одним словом данные приспособления? (Учащиеся: ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ) Учитель: Правильно! ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ Первой темой нашего урока будут ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ (запись темы урока в тетради, слайд с темой урока) Поставим перед собой цели урока: Вместе с детьми: - изучить, …(что такое простые механизмы); - рассмотреть …(виды простых механизмов). Учитель: Что же такое простые механизмы и для чего их используют? (Их используют для уменьшения силы, которую мы прикладываем, т.е. для её преобразования) - какие простые механизмы бывают:……(по картинкам). А теперь откроем учебник, проверим наши выводы и выполним в тетради следующее задание: 1.Запишите определение: Что называется простыми механизмами? 2. В виде схемы изобразите какие бывают простые механизмы и его разновидности. Помоги соседу по парте. Оцените свою работу: максимум 3 балла Учитель: Вторая часть урока посвящена одному из видов простых механизмов. Он лежит у вас на парте. Что это за механизм? (Это рычаг). Проведем практическую работу в парах. Оборудование: штатив, грузы, стержень для укрепления рычага, линейка. Соберем установку: Повесьте грузики на одно из плеч и, используя другие грузики, уравновесьте рычаг (смотри рис.1). Посмотрим, что получилось. Мы видим, что ваши рычаги отличаются друг от друга. Давайте качнем одно из плеч рычага. Что мы видим? (Покачавшись, рычаг возвращается в положение равновесия). Давайте поставим цель второй части урока: - изучить понятие «Рычаг» - определить условия равновесия рычага; - научиться решать задачи по заданной теме. Ответьте на вопрос: 1.Что называется рычагом? (Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры) 2. Когда рычаг находится в равновесии? (1 вариант: одинаковое количество грузов на одинаковом расстоянии от оси вращения; 2 вариант: больше груз – меньше расстояние от оси вращения) Как называется такая зависимость в математике? (Обратно пропорциональная) С какой силой грузы действуют на рычаг? (весом тела вследствие притяжения земли) P = Fтяж= F где F1 – модуль первой силы; F2 – модуль второй силы; l1 – плечо первой силы; l2 – плечо второй силы. Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры. Определим плечи сил (разбор понятие «плечо силы»). А теперь рассчитайте математически, используя правило Архимеда, равновесие вашей установки (работа в тетради): F1 =…….Н F2 =…….Н l1 =……..м l2 =……..м и рассчитывайте соотношение сил и плеч этих сил: F1 / F2 и l2 / l1 и сделайте вывод Видим, что равенство выполняется (если приблизительно, то из-за погрешности измерений). Оцените свою работу, выставив баллы (максимум 4 балла). Решение задач. 1. Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н) 2. Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, при этом он прилагает силу 500 Н. Каково плечо большой силы, если плечо меньшей силы 100 см? (Ответ: 50 см). Сосед по парте осуществляет проверку (максимум 3 бала). Подведем итоги: - что называется простыми механизмами? - какие виды простых механизмов вы знаете? - что такое рычаг? - каково правило равновесия рычага? - что называется плечом силы? Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека? Дома выполните сообщение* об одном (или двух) простых механизмах - рычаге, применяемых в быту, технике, нарисуйте схему рычага, укажите силы и плечи этих сил. Домашнее задание: § 55, 56, сообщение*. Рефлексия. Технологическая карта урока «Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага» ученика (ученицы):________________________________________________
Если я набрал(а) От 12 до 15 – «5» ☺ От 9 до 11 – «4» От 7 до 9 – «3» Ниже 7 баллов – надо позаниматься!!! Удачи Друзья! Работая с учащимися по данной технологии, можно отметить повышение интереса детей к уроку физики, который стимулирует на каждом этапе активность учащихся, позволяет самому оценить свою работу и работу товарища и ориентирует на успех. Введение рейтинговой накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее, существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования. |