Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии





Скачать 303.96 Kb.
НазваниеФормирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии
страница1/2
Дата публикации07.09.2013
Размер303.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2


Управление образования администрации

Яковлевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель

Белгородской области»

Формирование креативности школьников

на основе традиционно - бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии

Автор опыта:

Лычева Светлана Григорьевна,

учитель технологии

МОУ «СОШ №2 г. Строитель

Белгородской области»

Строитель, 2010 год
Содержание:

1. Информация об опыте………………………………………………………3
2. Технология опыта………………………………………………………….10
3. Результативность опыта…………………………………………………...17
4. Библиографический список……………………………….........................22
5. Приложение к опыту………………………………………………………23
5.1. Критерии к диагностической карте по ознакомлению школьников с

традиционно-бытовой культурой русского народа с учётом

Белгородского региона.

5.2. Диагностика уровня творческой активности учащихся. Методика

М.И.Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А.Воловича.

5.3. План-конспект урока по теме: «В ткацкой мастерской».

Раздел программы: Материаловедение.

5.4. План – конспект урока по теме: «Народная тряпичная кукла. Кукла-

оберег «Зернушка».

Раздел программы: Создание изделий из текстильных и поделочных

материалов.

5.5. План – конспект урока по теме: «Светлый праздник пасхи».

Раздел программы: Кулинария.

5.6. План – конспект урока по теме: «Приготовление блинов».

Раздел программы: Кулинария.

5.7. План конспект урока «Декоративно-художественная отделка юбки

(поневы)». Раздел программы: Создание изделий из текстильных и

поделочных материалов.

Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области» расположено в центральном микрорайоне города. Среди учреждений социального окружения рядом находятся: МОУ «СОШ №3 г. Строитель», районная детская библиотека, духовно-просветительский центр, храм Сретенья Господня. Школа тесно сотрудничает с районной станцией юных натуралистов, музеем, Домом детского творчества.

Контингент родителей учащихся разнороден и представлен разными социальными слоями: 25% - служащих, 69% - рабочих, 6% - не имеют постоянной работы. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала, креативности детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому перед педагогами школы встала необходимость работы над данной проблемой.

Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания. Способность к творчеству - креативность - считается особым качеством личности.

С целью определения уровня творческой активности у детей была проведена диагностика, подготовленная М. И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем. На основе выделенных критериев и эмпирических показателей был проведен сравнительный анализ изменений и выявлен уровень сформированности креативности у учащихся. Замеры осуществлялись по четырем критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

При проведении диагностики были получены следующие результаты: чувство новизны у 61,5% детей находится на низком уровне и у 38,5% детей - на среднем. Развитие критичности у 54% детей - на низком уровне, у 37,8% - на среднем уровне и у 8,2% детей - на высоком. Способность преобразовывать структуру объекта у 34,2% детей развита на высоком уровне, у 30,2% - на среднем уровне и у 35,6% - на низком уровне, направленность на творчество у 29% - на высоком уровне, 38% - на среднем уровне, 33% - на низком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся недостаточно развиты креативные способности, и в особенности такой их компонент, как направленность на творчество. При анализе полученных результатов определилась необходимость формирования креативности школьников.
Актуальность опыта
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные при­нимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано: «Необходимо воспитывать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных испол­нителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, твор­чески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру от­ветственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гиб­костью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, ког­да человек начинает осознавать свою особен­ность и, таким образом, становится лично­стью.

Образование должно способствовать развитию творческой духовно-нравственной личности, с её потребностями в глубоких, обширных знаниях. Не возобновив традиционных начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все плоды многовековых трудов предшествующих поколений. Чтобы остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к созидающим началам жизни. В этом может помочь обращение к ценностям традиционно – бытовой русской культуры, которыми на протяжении веков жил наш народ.

В процессе преподавания технологии был выделен ряд противоречий:

- между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности школьника и традиционными формами обучения;

- между сформированностью у школьников определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

- между современной жизнью школьников, их авторитетами и ценностями и необходимостью их духовно-нравственного формирования.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления педагогического опыта «Формирование креативности школьников на основе традиционно - бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии».

Современному ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвовать в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих качеств креативной личности.

Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:


  • дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

  • ищут стимулы и находят для себя проблемы,

  • обладают широким восприятием, богатым воображением,

  • легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

  • испытывают интерес и  увлечены своими действиями.

 

 При этом конечно, не стоит забывать, что сделать кого-то креативным нельзя: нет возможности научиться творчеству по чьим-то рецептам. И вопросы, и действия должны быть собственными.
Ведущая педагогическая идея
Формирование креативности школьников на основе традиционно - бытовой культуры русского народа через проектную деятельность на уроках технологии при создании условий, способствующих развитию у обучающихся самостоятельности, творческой активности.

Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2006 года, когда учащиеся 5 класса начинали изучение курса «Технология» (обслуживающий труд) по май 2009 года (окончание изучения предмета), с момента обнаружения проблемы и выявления уровня креативности у детей до доказанности успешности выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – единая система «урок - внеклассная работа». Опыт рассчитан на деятельность с детьми на основе сочетания обучающих, игровых и практических форм работы.

Система работы предполагает проведение занятий в течение учебного года в соответствии с календарно-тематическим планом в 5-8 классах, внеклассных занятий, экскурсий и целевых прогулок. Данный опыт могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных и старших классов, а также педагоги дополнительного образования.
Теоретическая база опыта
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии и педагогике. Многие психологи связывают способность к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Детальная технология формирования трудовых и деловых качеств разработана в ряде книг  доктора педагогических наук А. А. Вострикова, определяющего креативность как творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы.

Практика показывает, что, реализуя продуктивное обучение в школе, можно максимально раскрыть потенциал каждого ребёнка, и, тем самым, дать возможность детям по окончании школы легко и свободно осваивать любую интеллектуально сложную профессию и быть постоянно востребованными. Формирование успешности ребёнка основано на актуализации у него ряда трудовых и деловых качеств, в том числе навыков и опыта самостоятельной креативной мыследеятельности. Разрабатывая этот подход к школьному образованию, профессор А. А. Востриков создал теорию и технологию продуктивного обучения, которая получила название «Продуктивная система элитного образования «Школа свободного развития». Она описана в ряде монографий, представленных на сайте http://www.psycho-pedagogica.ru, и реализована в группе учебных пособий, также размещенных на этом сайте.

     На протяжении  20-90 годов двадцатого века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон. Так, идеи творческой активности личности нашли отражение в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других педагогов. В ряде исследований (например, в работах В.Д. Богоявленской, С.Н. Бондаренко)  обоснованы условия зарождения творческой активности в процессе обучения в школе, разработаны  методы развития творческого начала личности, а также показано, что существуют широкие и в то же время малоиспользуемые возможности различных видов деятельности в развитии творческой активности школьников. Многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе отражают:

  • Технология творческих проектов, которая впервые появилась в российских школах в 20-е -30-е годы. Основа идеи заключалась в том, чтобы ребенком с большим увлечением выполнялась только та деятельность, которая выбрана им самим. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения Дьюи, Лая, Торндайка – «Все из жизни, все для жизни».

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

  • Личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская), реализация которого позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъективный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные способности каждого школьника.

  • Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, где основное внимание обращено на активно деятельный способ обучения, на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

  • Технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, которая нацелена на обучение творческой деятельности, ознакомление с приемами творческого воображения. Это педагогика сотрудничества, сотворчества ученика и учителя.

Внимание русских педагогов метод проектов привлёк ещё в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг: Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Отечественная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Важность преподавания технологии нельзя недооценивать, так как еще В.А. Сухомлинский писал о том, что развитие личности происходит через «рукотворение души». Только творчество приносит радость, не причиняя вреда здоровью. Оно развивает глаза и пальцы, будит фантазию, создает позитивный эмоциональный фон, расширяет кругозор. Творческий процесс является лекарством от уныния, стресса, усталости. Он служит эликсиром для умиротворения души. Такие изменения приводят к большей заинтересованности учащихся и раскрытию нового уровня их творческих способностей.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в применении основ традиционно – бытовой культуры русского народа в проектной деятельности на уроках технологии с целью формирования креативности школьников.

Раздел II

Технология описания опыта
Главным двигателем в своем педагогическом опыте автор считает первенство духовного начала личности, ее желания знать, творить и любить.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.

Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России. Школьников необходимо учить пониманию значения праздничных обрядов и традиций, владению новейшими и старинными техниками рукоделия. Это и легло в основу опыта по данной теме.

Основная цель опыта: формирование креативности на основе традиционно-бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность.

Для достижения этой цели были сформулированы основные задачи:

1. Приобщить школьников к народным традициям своего края;

2. Развивать познавательные и творческие способности обучающихся в процессе проектной деятельности;

3. Воспитывать желание детей сохранять и возрождать этнохудожественную культуру своего края.
Условиями решения поставленных задач являются следующие положения:

  • Реализация творческого потенциала учащихся и художественной инициативы через систему развивающих заданий и разработку творческих проектов;

  • Возрождение православных традиций и обрядов путем проведения различных форм уроков по узко специализированной тематике;

  • Включение в сферу самостоятельной творческой деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний;

  • Формирование стремления самостоятельно обустраивать свой быт (русская национальная кухня, одежда, предметы интерьера и др.);

  • Совершенствование практических навыков в различных техниках декоративно-прикладного искусства и доведение их до мастерства.


Использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле способствовать применению полученных знаний на практике. При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Необходимо, чтобы он содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течение года.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися как руководство:

  • Объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

  • Будущее новое изделие должно быть рассчитано на массового или единственного потребителя;

  • Вы должны иметь предчувствие, что объект позволит вам реализовать себя в творчестве, что он вам по силам.

Автор опыта в своей работе основывается на том, что креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Это не только способность к творчеству, но и умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе.

 В процессе экспериментальных исследований и целенаправленных наблюдений учёные доказали, что креативность можно развить путем тренировки. Существует определенная система креативного поведения:

1. Подготовка. Сбор информации. Анализ и обобщение данных, сравнение показателей и т. д. Эта стадия обычно принимает вид аналитической процедуры.

2. Концентрация. Сосредоточение умственных усилий на проблеме, отдельных фактах, системе фактов. Возникновение явления фрустрации, т е. умственного затруднения. Стремление преодолеть барьер затруднений. В результате — наплыв идей.

3. Инкубация идей. Все идеи, которые возникают в процессе мыслительной концентрации, передаются в подсознание. Там происходит их группировка по методологическим основаниям.

4. Вспышки «ага-переживаний». Процесс переработки идей, совершенствующийся по волновому циклу (с подъемами и спадами), результируется как вспышка мысли: «Ага — вот где собака зарыта!» «А, — так это вот как!» «Ну — теперь все ясно!» и т. д. Человек ощущает этот процесс как умственное озарение, как вспышку «диких идей».

5. Анализ и синтез. Исследование результатов креативного мышления на уровне логического анализа. Оценка «диких идей».

Предложенная выше схема формирования креативности используется для организации мыслительной деятельности при разрешении любой возникшей проблемы. Наиболее полно это реализуется при выполнении творческих проектов. Сопоставляя этапы работы над проектом и этапы формирования креативности, автор опыта определяет следующую последовательность:




Этапы выполнения проекта

Этапы креативного поведения

1.

Обоснование возникшей проблемы и потребности



Подготовка

2.

Теоретические сведения


3.

История и современность


4.

Схема обдумывания



Концентрация


5.

Выявление основных параметров


6.

Банк идей


Инкубация идей

7.

Эскизная проработка базового варианта



Вспышки

«ага-переживаний»


8.

Дизайн-спецификация


9.

Оборудование и инструменты. Используемый материал


Анализ и синтез, проверка истинности

10.

Правила безопасности во время работы


11.

Технология изготовления




Контроль качества. Экологическое обоснование

12.

Экономическое обоснование. Самооценка

13.

Реклама

14.

Словарь терминов. Литература



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconТема опыта
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование гражданской принадлежности у детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconМоу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconРазвитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках...

Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconНаправления и формы работы
Формирование культуры личности, культуры семьи на основе изучения прошлого своего народа
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconФормирование нравственных качеств на уроках этикета
Целью программы является развитие нравственной личности учащихся посредством овладения основами этической культуры
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconТеоретические основы формирования экологической культуры младших...
Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель обучения биологии – формирование научного мировоззрения учащихся, обеспечение научного понимания картины мира, роли и места...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников,...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconАнализ работы кафедры «Формирование математических аспектов культуры» 2012 2013 уч год
Особое внимание уделялось повышению образовательного потенциала педагога за счет включения учителей в проектно- исследовательскую,экспериментальную,...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconРеферат На тему: «История развития физической культуры в России»
Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то,...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
Формирование креативности школьников на основе традиционно бытовой культуры русского народа посредством включения детей в проектную деятельность на уроках технологии iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск