Скачать 220.54 Kb.
|
Реализация ФГТ в ДОУ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. «Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие. 10 образовательных областей «Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области, выделенные в ФГТ: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество. Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее. Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ? Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная. Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной). Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе: Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично. Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. «Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода. Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно – образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой. При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований. Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана. Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день. Перспективно-календарное планирование предусматривает: 1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.) 2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц. 3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы. 4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда. 5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день. При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий. Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально – исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы. Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно – образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку. Планирование утреннего отрезка времени: на месяц - - труд в уголке природы; - наблюдения; - утренняя гимнастика; - повседневный труд (дежурства); - привитие КГН; - занятия по интересам. - игровая деятельность детей; ежедневно - - исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения; - развитие устной речи и выработке правильной интонации; - стимулирование двигательной активности и др. - индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Планирование прогулки: на месяц – - подвижные игры; - труд; - наблюдение; - экскурсии; - закаливающие процедуры; ежедневно – - работа с родителями - сюжетно – ролевые игры; - физические упражнения; - индивидуальная работа. Первая половина дня: на месяц – - художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане). - труд по самообслуживанию - привитие КГН. - занятия по интересам. - игровая деятельность детей; - совместная деятельность воспитателя с детьми; - закаливающие процедуры. - праздники, досуги, развлечения ежедневно – - специально организованная деятельность - виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда). Вторая половина дня: на месяц – - повседневный труд (дежурства); - привитие КГН; - занятия по интересам. - игровая деятельность детей; - художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - совместная деятельность воспитателя с детьми; - закаливающие процедуры. ежедневно - - сюжетно – ролевые игры; - физические упражнения; - индивидуальная работа; - работа с родителями Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично – блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заведующей ДОУ. Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педагогическом совете и принято Положение о календарном и перспективном планировании. Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Удачи Всем в нашем благородном деле! Почасовая раскладка планирования с учётом режима дня. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ. Прием детей 7-30 = 8-20 Зарядка 8-20 = 8-30 Подготовка к завтраку 8-30 = 8-35 Завтрак 8-35 = 8-50 Дежурство 8-50 = 9-00 Самостоятельная деятельность – 9-00 = 9-25 Подготовка к занятиям 9-25 = 9-35 Организованная образовательная деятельность 1 блок 9-35 = 10-00 Перемена 10-00 = 10-10 Организованная образовательная деятельность 2 блок 10-10 = 10-35 Самостоятельная деятельность – 10-35 = 11-00 Подготовка к прогулке – 11-00 = 11-20 Прогулка 11-20 = 12-10 Возвращение с прогулки 12-10 = 12-20 Беседа 12-20 = 12-35 Подготовка к обеду 12-35 = 12-45 Обед 12-45 = 13-10 Подготовка ко сну 13-10 = 13-25 СОН 13-25 = 14-50 Постепенный подъём 14-50 = 15-00 Закаливающие процедуры 15-00 = 15-05 Гигиенические процедуры 15-05 =15-20 Подготовка к полднику 15-20 = 15-25 Полдник 15-25 = 15-40 Совместная деятельность взрослого и детей 15-40 =16-00 Игры, самостоятельная деятельность детей 16-00 = 17-00 Прогулка 17-00 = 17-30 Уход домой 17-30 = 18-00 Почасовая раскладка планирования с учётом режима дня. МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ. Прием детей 7-30 = 8-20 Зарядка 8-20 = 8-30 Подготовка к завтраку 8-30 = 8-40 Завтрак 8-40 = 9-00 Самостоятельная деятельность – 9-00 = 9-35 Подготовка к занятиям 9-35 = 9-45 Организованная образовательная деятельность 1 блок 9-45 = 10-00 Перемена 10-00 = 10-10 Организованная образовательная деятельность 2 блок 10-10 = 10-25 Самостоятельная деятельность – 10-25 = 10-50 Подготовка к прогулке – 10-50 = 11-20 Прогулка 11-20 = 12-00 Возвращение с прогулки 12-00 = 12-25 Подготовка к обеду 12-25 = 12-30 Обед 12-30 = 13-00 Подготовка ко сну 13-00 = 13-25 СОН 13-25 = 14-50 Постепенный подъём 14-50 = 15-00 Закаливающие процедуры 15-00 = 15-05 Гигиенические процедуры 15-05 =15-20 Подготовка к полднику 15-20 = 15-25 Полдник 15-25 = 15-40 Совместная деятельность взрослого и детей 15-40 =16-00 Игры, самостоятельная деятельность детей 16-00 = 17-00 Прогулка 17-00 = 17-30 Уход домой 17-30 = 18-00 Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности в группах по образовательным областям. Образовательные области «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество» находят своё место во время проведения режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и при применении принципа интеграции на организованной образовательной деятельности детей и взрослого.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОУ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕТКА ЗАНЯТИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПЛАНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАБИЛЬНЫЕ ПЛАНЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ Календарно – тематическое планирование работы с детьми по блокам
ИДЕЯ при ежедневном планировании работы с детьми на занятиях писать только № конспекта из модуля, темы или проекта где будет полностью описание. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Укрепление учительского корпуса», «Федеральные образовательные стандарты», «Федеральные государственные требования в дошкольном... | Программам утв приказом Настоящие федеральные государственные требования (далее фгт) используются при реализации дополнительных предпрофессиональных программ... | ||
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты | «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной... Доу, формировать здоровый образ жизни; создать условия для раскрытия способностей одарённых детей; повысить профессиональную компетентность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ошкольное образование стоит на пороге новой эпохи своего развития потому, что на смену Временным (примерным) требованиям к содержанию... | Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной... Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального... | ||
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной... Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального... | Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной... | ||
Проект Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные... | I. Общие положения Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального... | ||
I. Общие положения Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального... | I. Общие положения Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области театрального... | ||
I. Общие положения Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального... | I. Общие положения Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального... | ||
Федеральные государственные требования К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся | Тема: «Реализация фгт в доу» Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо... |