«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.)





Скачать 60.23 Kb.
Название«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.)
Дата публикации24.06.2013
Размер60.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Итоговый документ ХШ-й международной научно-практической конференция

«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность»

(РГПУ им. А.И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.)

12 -14 апреля 2011 года в РГПУ им.А.И. Герцена состоялась международная научно-практическая конференция «Реальность этноса», которая проводится в Герценовском университете с 1999 года под неизменным научным руководством доктора философских наук профессора И.Л.Набока в рамках совместного проекта кафедры ЮНЕСКО по педагогическим наукам и кафедры этнокультурологии Института народов Севера, посвященного исследованию этнонациональных аспектов развития отечественной системы образования.

Научный поиск методов сохранения этнокультурного многообразия в современном мире, гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений, в значительной мере определяющих направленность развития как российского общества, так и всего мирового сообщества, разработка междисциплинарного подхода к анализу образовательных процессов с учетом специфики развития поликультурного общества, – вот то, что объединяет участников конференции «Реальность этноса», представляющих научно-исследовательские, образовательные, культурно-просветительные учреждения всех регионов России, а также Австрии, Италии, Казахстана, Китая, Латвии, Норвегии, США, Украины, Финляндии, Франции, Эстонии и других стран.

Тема ХШ–й международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» отражает одну из наиболее острых проблем современности в условиях постоянной угрозы терроризма и культурной унификации. Этническая безопасность – это безопасность общественной жизни, в которой нет места национальной розни, национальной нетерпимости, в которой право не выделяет в качестве приоритета национальную принадлежность и применяется ко всем национальностям объективно и справедливо, согласно букве закона. И как подчеркивали участники конференции в своих выступлениях, сегодня, когда идет всеобщий процесс глобализации, в результате чего теряются и размывается духовная и материальная культура нации, образование должно быть нацелено на формирование у студентов интереса к прошлому своей родины, на освоение исконных историко-культурных традиций. Эти задачи становятся насущной потребностью существования любого этноса, если он хочет сохраниться как самобытная, исторически сложившаяся общность со своим языком, образом жизни, культурой.

Участники конференции подтвердили, что ныне существующий социальный порядок, в основе которого находятся разные формы внешней силы или импульсы низшей природы человека - конкурентная борьба, эгоистические стремления человека, идеи власти над другими людьми и манипулятивные социальные технологии - должен уступить место новому социальному порядку, базирующемуся на духовном самосовершенствовании человека. Основанный на сознательной самомотивации, а не на негативном чувстве страха перед социальными последствиями аморальности, такой порядок позволит обществу будущего перевести свою коллективную энергию со стратегии контроля за массами на стратегию повышения благосостояния и автономности всех его членов. Социальный порядок, основанный на утверждении духовной природы человека, должен быть более стабильным и динамичным, чем такого же рода порядок, установленный внешней силой. Органичная связь создания такого мирового порядка с системой образования и воспитания была постулирована классиком педагогики Яном Амосом Коменским. Проблема сосуществования различных сообществ и их безопасности в педагогической, общественной и научной деятельности этого мыслителя развивалась в плоскости разработки социально-культурных мер, в которых образование, воспитание и духовно-нравственное совершенствование личности выступают как стратегические задачи, в то время как вопросы этнической безопасности трансформируются в вопросы обеспечения коллективной социальной безопасности всего социума.

На конференции проблемы этнической безопасности рассматривались в контексте современных тенденций развития истории, философии, политики, права. Особое внимание на секционных заседаниях было уделено вопросам сохранения языков и культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, духовно-нравственным основам культуротворчества и преемственности этнокультурных традиций, этическим, экологическим, экономическим аспектам этнической и национальной безопасности в системе высшего образования.

В рамках конференции по традиции состоялся семинар «Гармонизация межэтнических отношений как фактор устойчивого развития республики Саха (Якутия)», познакомивший участников с широким спектром достижений в области образования, науки, художественной культуры Республики Саха (Якутия) в контексте развития культуро-экологической функции образовательных и социальных институтов.

В выступлениях участников особое внимание обращалось на проблемы этнической безопасности в условиях усиления миграционных процессов. В частности, подчеркивалось, что многие проблемы с адаптацией мигрантов объясняются и тем фактом, что Правительство Российской Федерации до сих пор не подписало международную конвенцию «О правах мигрантов». В результате наибольшей дискриминации подвергаются трудовые мигранты, лишенные элементарных трудовых и социальных прав, тем не менее, вносящие существенный вклад в развитие экономики нашей страны. В региональной политике практически не учитываются особенности различных категорий мигрантов: иммигрантов, представляющих новое постоянное население наших городов, трудовых (внешних) мигрантов, прибывающих в основном из стран СНГ на временную работу и мигрантов–граждан РФ (внутренних мигрантов), имеющих право работать в своей стране.

В связи с комплексом проблем, относящихся к регулированию процессов миграции, участниками конференции рекомендовано обратиться в компетентные властные органы (Министерства, Общественную Палату, региональные и муниципальные органы власти) с предложением проводить протекционную политику в отношении тех категорий мигрантов, в которых заинтересованы данные территориальные образования, шире освещать в СМИ проблемы, связанные с этнокультурным и экологическим вопросами национальной безопасности.

По оценкам участников конференции, сложный комплекс проблем национальной и этнической безопасности связан с ликвидацией в структуре образовательных стандартов компонента, учитывающего этнокультурную специфику региона. Так подчеркивалось, что закрытие школ с преподаванием предметов на родном языке ущемляет конституционные права граждан России. В связи с этим участники конференции рекомендовали поставить вопрос перед общественностью и компетентными органами власти о создании специальной (адаптированной) Программы подготовки, поддержки детей народов Севера на всех ступенях образования (возобновить преподавание родных языков и предметов североведческого цикла), о поддержке мероприятий, направленных на реализацию «Концепции образования коренных малочисленных народов Севера», о поддержке развития традиционных форм образования: кочевые детские сады и таежные кочевые школы. В частности, отмечался положительный опыт деятельности Лабаровской кочевой школы, организованной Л.Д.Горбуновой.

В условиях исчезновения языка становится крайне необходимым зафиксировать ту лексику, которая еще сохранилась в памяти носителей языков коренных малочисленных народов Севера. Изучение лексики духовной культуры способствует реконструкции языкового коллектива и языковой среды, что может помочь в решении проблемы этнической идентичности народа, его национальному возрождению. В связи с этим в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра рекомендовано создать при Правительстве округа центр по языковому планированию и развитию языков коренных малочисленных народов Севера, а также в Сибирском отделении РАН - Институт народов Севера или Институт языка, литературы и истории народов Севера.

В системе высшего образования участники конференции рекомендовали:

- предложить методическим объединениям высших учебных заведений усилить акценты на дисциплинах и темах, связанных с усвоением базовых ценностей и культурных ориентаций человеческого общества в программах профессионального и общего образования; не допускать объединения кафедр родного языка и русского языка;

- преподавателям высших и средних учебных заведений шире внедрять интерактивные методы в воспитательную работу, связанную с проблемами этической и национальной безопасности;

- обратить внимание компетентных органов на необходимость улучшения бюджетного финансирования воспитательной работы в педагогических вузах в целях сохранения культурных ориентаций и нравственных ценностей, разрушение которых является реальной угрозой безопасности как нации в целом, так и ее отдельных этнических групп;

- для реализации итогового документа, принятого на предыдущей, ХП-й конференции «Реальность этноса-2010», в частности, пункта «Создать единый портал института народов Севера по вопросам национальной образовательной политики с условием участия в этом проекте представителей регионов, предложено развивать сетевое взаимодействие на договорных условиях в целях усиления мобильности обмена информацией и координации деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconВнеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconА. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с
Переадресация вызова по городской линии на номер станции, не принадлежащей системе. 4
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 02 по дисциплине «Иностранный язык (английский)»
Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconУрок в 8 «Б» классе по теме: «Решение квадратного неравенства с помощью графика»
С 18 апреля 2011г по 30 апреля 2011г прошла предметная неделя, в которой приняли участие все учителя мо
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconП. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена)
В книге также даны рекоменда- ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, по формированию методического фонда...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе. – Спб,: Из-во ргпу...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconРабочей программы кандидатского экзамена од. А. 02 по дисциплине...
Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconVii всероссийский молодёжный психологический форум 11-14 апреля 2013...
Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconДоклад
Е. М. Артемьева, И. В. Лысакова, Н. Б. Шахова. Вторая научно-практическая конференция «Модернизация общего образования: поиск проблем...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconТ. А. Круглякова Международные конференции по онтолингвистике ежегодно...
На секциях и за круглыми столами собираются специалисты в разных областях знаний – лингвисты и психолингвисты, психологи, методисты...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Личностно-ориентированный подход в образовании // Методологические и методические основы исследований в области биологического...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconВладимир Петрович Одинец заведующий кафедрой математического анализа...
Среди работ на эту тему, опубликованных за последние 3 года, выделяется исторический очерк Д. В. Фомина в книге «Санкт-Петербургские...
«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу им. А. И. Герцена, 12- 14 апреля 2011г.) iconШатилова Виктория, участница зимней школы вшэ (Санкт-Петербург, ргпу им. А. И. Герцена)
«Наша новая школа». Адресаты программы – работники системы общего образования (учителя, директора чего и т п.). Инфраструктура, созданная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск