Скачать 56.59 Kb.
|
Конспект статьи Джеймса Фейблмана «Типы Культур». Подготовил: Денис Олешкевич, гр. 08-106 Джеймс Фейблман выделил 7 типов культур, две из которых только наметил. Четыре типа относятся к раннему типу культур, а оставшиеся три к позднему. Во-первых, следует отметить, что данные типы культур абстрактны, реальные культуры представляюсь смесь представленных. Во-вторых, что порядок представления типов культур не является хронологическим. Ранние культуры:
Человек больше думал о собственном выживании, приспосабливал себя под природу, вел с ней постоянную борьбу. Основной вопрос: «Насколько нужен именно ты, чтобы мы все выжили?» Выдающийся индивид - это человек, наиболее приспособленный в делах насущных: добывании пищи, отражении нападений и уничтожении врагов (будь то животные или люди), умении найти жилище, продолжении рода. Положение человека: определялось физической силой. Взаимодействие с внешним миром: практически отсутствовало. Развитие языка: низкое, ограничивался наименованиями небольшого количества предметов. Контакты между культурами: отсутствовали
Первобытные культуры включали меньшее количество составляющих чем другие типы общества, как например, религиозные, но их структура была намного сложнее, чем предполагалось ранее. Устройство первобытного общества было предельно компактным. Первобытная культура представляла собой фазу, для которой характерны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологемность. Основной вопрос: «Насколько ты вовлечен в сообщество?». Выдающийся индивид - это человек, тщательно соблюдающий традиции общества. Положение человека: определялось соблюдением обычаев. Взаимодействие с внешним миром: человек все больше приспосабливался к природе. Развитие языка: достигает степени имитации Контакты между культурами: минимальное количество, любой контакт – вызов. Более развитая культура могла уничтожить Религия: носит анимистический характер и сохраняет божества до-первобытной культуры, являющиеся персонифициванными силами природы.
Развитие торговли, транспорта, письменности. Появление новых изобретений. Архитектура – доминанта искусства.Важность семьи уменьшается, т.к. воинские походы и семья не совместимы. Основной вопрос: «Хорошо ли ты повинуешься?». Выдающийся индивид - это человек, который презирает дружеские связи, и заявляет о себе как о лидере. Положение человека: определялось степенью повиновения. Взаимодействие с внешним миром: человек начинает по-настоящему использовать природные источники, благодаря необходимости изготовления оружия. Контакты с другими культурами: все что нельзя было взять с собой или не имело ценности - уничтожалось Религия: поклонение богам войны, при победе в боях, построение новых храмов
Идеал религиозного типа культуры - пассивность и неопределенность. Обращение к единственному средству - молитве. Все подчинено поклонению Богу, и жизнь в этом мире отрицается во имя другой жизни после смерти. Инструментами культуры, например, языком, овладевают, чтобы достичь максимума эффективности в их использовании. Возвращаются изобразительные искусства, появляются профессиональные художники, музыканты и т.п., несущие чистое искусство. Истинная наука находится еще в зачаточном состоянии, лженауки, такие как алхимия, астрология, магия, процветают. Появляется философия, ограниченная требованиями религии. Транспорт и коммуникации, которые так успешно развивались в рамках военной культуры, в религиозной приходят в упадок. Наблюдается спад в экономике. К семье возвращается ранее утерянная ею значимость. Основной вопрос: «Насколько ты набожен?». Выдающийся индивид – богопослушная личность Положение человека: класс священнослужителей преобладает над остальными. Взаимодействие с внешним миром: пассивность и безразличность к природе Контакты с другими культурами: впитывание религиозных элементов других культур. Религия: появление абстрактных богов. Развитые типы культур.
Цивилизованную культуру можно сравнивать с религиозной, поскольку в большинстве случаев она была реакцией на последнюю. Будучи намного значительнее, чем просто реакция, которая является случайностью, она создала собственные позитивные ценности; а возникнуть могла и иным путем. Цивилизованная, или урбанистическая культура, начинается с принятия постулата психологического номинализма, согласно которому целое представляет собой только простую сумму слагаемых; реально, объективно существуют лишь единичные предметы, которые не могут быть познаны как таковые сразу и полностью; мы должны довольствоваться лишь действительностью, которую можем познать чувствами, с помощью телесных ощущений, мысленно, посредством деятельности нашего мозга. Литература и искусство развиваются как способы самовыражения. То же самое относится и к науке, постольку существуют законы мышления, являющиеся неотъемлемой частью непознаваемого внешнего мира. Все формы общественного принуждения, как и социальной организации, умаляются во имя атомизма, согласно которому индивиду не может быть навязана какая либо власть. Основной вопрос: «Насколько индивидуальны ваши ощущения?» Выдающийся индивид – личность, которая в состоянии выработать собственные критерии ощущений, чувств, мыслей и действий Взаимодействие с внешним миром: защита от природных явлений Контакты с другими культурами: широкое взаимодействие культур. Религия: скептическое отношение.
Самым высоким из известных на сегодня типов культуры является научный. Несмотря на то, что ему не достает некоторых завоеваний других типов (к примеру, такого как религиозный), факт остается фактом: он во многих отношениях продвинулся вперед относительно любого другого типа культуры. Истоком научной культуры является постулат реализма, гласящий, что сфера раз и навсегда установленных и вечных универсалий и ценностей не менее реальна, чем мир изменчивой действительности и ее производных единиц. Все сущее действительно, и действительность может быть познана немедленно. В этом типе культуре доминирует теория, согласно которой известные естественнонаучные законы действуют не только на физическом, но практически на любом уровне бытия. Жизнь управляется идей, что открытие естественных законов удовлетворит любознательность в поиске истины, и будет способствовать улучшению условий существования. Основным побудительным мотивом деятельности является исследование, а основной целью исследований - открытие законов природы. Исследовательская деятельность становится культурной доминантой и своей задачей считает увеличение объема знаний о природе и поиск рентабельности этого знания. Образцом такого рода может служить культура современной Европы и Америки. Основной вопрос: «Насколько ты любознателен?» Выдающийся индивид – любознательная личность, которая одержима постоянным поиском тайн природы бытия Взаимодействие с внешним миром: покорение природы, использование природных ресурсов. Религия: космология, в основе которой лежат сложные постулаты метафизического реализма.
Пост-научный тип культуры отличается от научного так же как до-первобытная культура отличается от первобытной. Познание первобытной культуры было затруднено отдаленностью прошлого, так же и наши краткие замечания, относящиеся к пост-научной культуре затруднены отдаленностью будущего, и являются в высшей степени умозрительными и предположительными. Ибо именно пост-научный тип культуры в будущем займет место научного. Во многих отношениях он похож на предшествовавший культурный тип, но в рамках пост-научного типа будут исправлены ошибки его предшественника и будет совершено то, что ранее считалось невозможным. Основной вопрос: «Насколько ты совершенен?». Выдающийся индивид – личность, которая сможет соединить в себе предельную специализацию, с всеобъемлющим интересом и пониманием. Взаимодействие с внешним миром: полный контроль над физическим миром. Язык: каждое слово будет иметь одно значение, полностью определенный синтаксис языков. Преобладание искусственных языков. Религия: космология, в основе которой лежат сложные постулаты метафизического реализма. |
Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур | Реферат на тему : Томас Стернс Элиот «поэзия» Не оставим без внимания факт, что у нас эстетические и культурофилософские статьи Элиота увидели свет лишь в 1997 г., войдя в книгу... | ||
Конспект урока по русскому языку в 10 б (профильном социально-гуманитарном... Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Типы придаточных в спп» | Конспект статьи а. Я. Гуревича … о переводе песни о нибелунгах «конспект статьи а. Я. Гуревича «… о переводе песни о нибелунгах» ваше отношение к этой статье» | ||
Конспект занятия «День России» Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/... | План-конспект урока во 2-ом классе Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы),... | Требования к оформлению материалов Объём статьи – до 10 страниц. Принимаются статьи на русском, иностранных и национальных языках. Информация об авторах, аннотация... | ||
Предлагаем Вам разместить статьи в научно-практическом журнале «Управленческое... Автор(-ы) представляет в редакцию: распечатанный экземпляр статьи, подписанный автором, а также электронную версию статьи в формате... | Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ... | ||
Конспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Священные книги религий... Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира | Реферат по теме «Экономический рост» Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса (нтп) | ||
Конспект урока История религий в России. Православное христианство... Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/... | Аттестационные педагогические измерительные материалы Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | ||
Учебно-методический комплекс культурология Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Юлий Борисович Харитон 4 Раздел I. Публикации трудов и статей 5 Ю.... Харитон юлий Борисович : Рекомендательный указатель литературы / мук цбс им. В. Маяковского. – Саров, 2009. – 37 с. 36 |