Скачать 76.61 Kb.
|
Формировании культуры обучающихся по средствам музейной педагогики. Шабалина Е.В. Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №29» Содержание: 1. Роль музейной педагогики в формировании культуры обучающихся. 2. Этапы организации работы по созданию музея. 1. Роль музейной педагогики в формировании культуры школьников. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты любого содержания. Можно выделить следующие педагогические функции музея: - образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к объектам; - развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса; - просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации; - воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение знаний. Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются знания об истории города, края, страны. Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века. Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Именно в музеях проводится работа, направленная на приобщение школьников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея. Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей исторического содержания. Конечно, в условиях школы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемого музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает школьника к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной и поисковой деятельности. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы. 1. Наглядность. 2. Доступность. 3. Динамичность. 4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). 5. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями. 6. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к героическому прошлому страны). 7. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии. 8. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй). 10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации). Любой музей имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций. Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе. В основном экспонатами мини-музеев являются объекты истории родного края. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми, в таком музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к истории, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты музея должны постоянно пополняться и использоваться в работе со школьниками любого возраста. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы. 2. Этапы организации работы по созданию музея. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» Всю работу по созданию музея разделить на четыре этапа. Первый этап, подготовительный - «Планирование музея». На этом этапе необходимо:
С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию музея провести анкетирование родителей воспитанников школы. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей и обучающихся. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами школы по созданию музея. Определить перспективы создания музея:
Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать работу по созданию музея, и разработать критерии оценивания смотра-конкурса: Критерий - Оценка экспозиции музея:
Критерий - Оценка экспонатов:
Критерий - Оценка степени участия родителей и детей в создании музея :
Второй этап, практический - «Создание музея». Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию музея:
Третий этап, презентационный - «Представление музея». На этом этапе проходит презентация музея. Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование музея». Прежде чем начать знакомство музеем, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый музей - результат общения, совместной работы учителя, детей и их семей. |
Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической... Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической культуры Лицея №1 г. Зеленодольска | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор опыта: Капран Светлана Юрьевна, преподаватель-организатор обж мбоу «Математический лицей» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор разработки: Иванов Александр Александрович, преподаватель организатор обж моу сош №16 г. Электрогорска | Доклад: "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности... Преподаватель-организатор обж высшей категории моу "сош с. Идолга" Татищевского муниципального района, кандидат технических наук... | ||
Анкета представление зала для участия в областном конкурсе От Наримановского... «Движения юных патриотов», поискового отряда «Звёздочка». Преподаватель – организатор обж высшей категории | Программа элективного курса «Практические действия учащихся и выживание... Борисенко А. В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник, преподаватель-организатор обж, моу «сош с. Идолга» Татищевского... | ||
План-конспект урока по обж 11 класс Тема: Первая медицинская помощь... Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему | Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель... Заведующий кабинетом: Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель нвп, учитель высшей квалификационной... | ||
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII... Сравнительный анализ программ курса обж в общеобразовательных школах и школах VIII – го вида | Т. А. Салькова Преподаватель – организатор обж первой квалификационной категории гобу нпо во «пл №7 г. Воронежа» | ||
Галкин М. Н., преподаватель-организатор обж моу гимназия муниципального района Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Глинова М. М., преподаватель-организатор обж, 2 квалификационная категория | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. а зубова, преподаватель организатор обж моу лицея №3 города Галича Костромской области | Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11... «Средняя общеобразовательная школа №3 села Алакуртти» Кандалакшский район Мурманской области | ||
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж Разработал: Звонарёв Андрей Анатольевич, заместитель директора по военно-патриотической работе,преподаватель обж мкоу «Кетовская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |