Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29»





Скачать 76.61 Kb.
НазваниеШабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29»
Дата публикации08.10.2013
Размер76.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Формировании культуры обучающихся по средствам музейной педагогики.
Шабалина Е.В.

Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №29»

Содержание:

1. Роль музейной педагогики в формировании культуры обучающихся.

2. Этапы организации работы по созданию музея.
1. Роль музейной педагогики

в формировании культуры школьников.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты любого содержания.

Можно выделить следующие педагогические функции музея:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение знаний.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются знания об истории города, края, страны.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Именно в музеях проводится работа, направленная на приобщение школьников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей исторического содержания.

Конечно, в условиях школы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Назначение создаваемого музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает школьника к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной и поисковой деятельности.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

6. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к героическому прошлому страны).

7. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

8. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любой музей имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

В основном экспонатами мини-музеев являются объекты истории родного края. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми, в таком музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к истории, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты музея должны постоянно пополняться и использоваться в работе со школьниками любого возраста.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.

2. Этапы организации работы по созданию музея.

«Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»

Всю работу по созданию музея разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование музея».

На этом этапе необходимо:

  • познакомить педагогов с принципами функционирования музея;

  • разработать тематическое планирование музея и музейных экспозиций.

С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию музея провести анкетирование родителей воспитанников школы. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей и обучающихся. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами школы по созданию музея. Определить перспективы создания музея:

  • выбор темы музея,

  • определение места размещения музея,

  • планирование экспозиций,

  • выбор дизайна оформления музея,

  • подбор экспонатов,

  • оформление визитной карточки и паспорта музея,

  • разработка форм работы с экспозициями музея,

  • разработка ознакомительной экскурсии в музей,

  • разработка конспектов занятий с использованием экспозиций музея,

  • планирование организации поисково-познавательной деятельности в музеях.

Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать работу по созданию музея, и разработать критерии оценивания смотра-конкурса:

Критерий - Оценка экспозиции музея:

  • оптимальность выбора места расположения мини-музея

  • сочетание оформления и расположения мини-музея с интерьером группы

  • эстетика оформления экспозиции

  • соответствие содержания экспозиции названию мини-музея

Критерий - Оценка экспонатов:

  • целесообразность

  • качество, эстетика

  • разнообразие

  • оформление (оригинальность, наличие этикетажа)

Критерий - Оценка степени участия родителей и детей в создании музея :

  • участие родителей в создании музея

  • участие детей в создании музея

Второй этап, практический - «Создание музея».

Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию музея:

  • планирование экспозиций;

  • оформление визитной карточки и паспорта музея;

  • разработка форм работы с экспозициями;

  • разработка ознакомительной экскурсии в музей;

  • разработка конспектов занятий с использованием экспозиций музея;

  • планирование организации поисково-познавательной деятельности.

Третий этап, презентационный - «Представление музея».

На этом этапе проходит презентация музея.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование музея».

Прежде чем начать знакомство музеем, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.

В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый музей - результат общения, совместной работы учителя, детей и их семей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconТихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической...
Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической культуры Лицея №1 г. Зеленодольска
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор опыта: Капран Светлана Юрьевна, преподаватель-организатор обж мбоу «Математический лицей»
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор разработки: Иванов Александр Александрович, преподаватель организатор обж моу сош №16 г. Электрогорска
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconДоклад: "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности...
Преподаватель-организатор обж высшей категории моу "сош с. Идолга" Татищевского муниципального района, кандидат технических наук...
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconАнкета представление зала для участия в областном конкурсе От Наримановского...
«Движения юных патриотов», поискового отряда «Звёздочка». Преподаватель – организатор обж высшей категории
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрограмма элективного курса «Практические действия учащихся и выживание...
Борисенко А. В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник, преподаватель-организатор обж, моу «сош с. Идолга» Татищевского...
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПлан-конспект урока по обж 11 класс Тема: Первая медицинская помощь...
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель...
Заведующий кабинетом: Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель нвп, учитель высшей квалификационной...
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconДипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII...
Сравнительный анализ программ курса обж в общеобразовательных школах и школах VIII – го вида
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconТ. А. Салькова
Преподаватель – организатор обж первой квалификационной категории гобу нпо во «пл №7 г. Воронежа»
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconГалкин М. Н., преподаватель-организатор обж моу гимназия муниципального района
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Глинова М. М., преподаватель-организатор обж, 2 квалификационная категория
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. а зубова, преподаватель организатор обж моу лицея №3 города Галича Костромской области
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11...
«Средняя общеобразовательная школа №3 села Алакуртти» Кандалакшский район Мурманской области
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconСмирнов А. Т., Мишин Б. И. Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках обж
Разработал: Звонарёв Андрей Анатольевич, заместитель директора по военно-патриотической работе,преподаватель обж мкоу «Кетовская...
Шабалина Е. В. Преподаватель-организатор обж мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск