Традиции и ритуалы





Скачать 285.93 Kb.
НазваниеТрадиции и ритуалы
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер285.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ

Еще одна важная черта культуры Китая – приверженность традициям.

Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Любое неоправданное нарушение традиций даже самых незначительных воспринималось как сущий кошмар.

Традиции были очень разными, одни, существуют и по сей день, например такая, как чайная церемония, которую любят и уважают сейчас во всем мире.

А вот другие способны вселить ужас, но это тоже часть культуры народа.

Изучая культуру Китая, я столкнулась с одной такой страшной традицией - традицией «бинтования ног», и хочу рассказать о ней потому, что мы всегда задаемся одними и теми же вопросами. Вопросами о людях, о том, что, как и почему они делают. Как могли немцы лишить жизни 6 млн евреев, использовать их кожу для изготовления абажуров и вырывать у них золотые зубы? Как могли люди с белой кожей продавать и покупать людей с черным цветом кожи? Как могли «американцы» истребить индейские племена, забрать у них землю, распространить среди них голод и болезни?

Как могла такая традиция «бинтования ног» просуществовать около 1000 лет и дойти до наших дней?

Ноги девочки бинтовали полосами ткани и пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы — бинты не убирали. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук.

Перед тем, как начать бинтовать ноги — девочкам ломали  все пальцы ноги, кроме большого, а также ближние к ним кости, затем перевязывали ступни полоской материи и заставляли ходить в обуви маленького размера, от чего ступни деформировались, часто лишая возможности ходить в будущем.
Существовали  степени искажения ступни, от которых зависел престиж невесты, так как считалось, что даме высшего общества  не следует ходить самостоятельно. Эта неспособность к движению без посторонней помощи, по литературным свидетельствам, составляла одну из привлекательных черт женщины.

Совсем недавно, в 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои

детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне при шлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину — сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.

За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3—4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой— когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».

Забинтованные ноги» были искалечены и очень сильно болели. Женщине приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренняя часть стопы напоминали подошву и каблук обуви.

Вот какими положительными сторонами, по мнению китайцев, обладает девушка с деформацией ступней:




Крошечная нога указывала на добропорядочность женщины

Женщины, не принявшие обряд «бинтования ног», похожи на мужчин, поскольку крошечная нога  является знаком различия.

Грациозная походка дает наблюдателю  чувство сострадания и жалости.

Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки, а крошечные ступни мягко попадают под покрывало.

Женщина с большими ногами не заботится об их красоте, а обладательницы крошечных ножек часто  используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся близко к ним.

При ходьбе нога естественной формы выглядит не эстетично.

Мужчины также считали, что обладательницам крошечных ног сопутствовал удачный брак.
Здоровые, не деформированные ноги, считались необходимыми лишь для крестьянского труда, женщина с такими ногами считалась «женщиной подлого происхождения».
Трудно представить себе в наше время подобные традиции на Западе, но Восток…со своим беспрекословным следованием традициям, умудрился донести подобное до наших дней. Вот насколько сильны там традиции. Приверженность традициям и ритуалам – основы незыблемости китайской цивилизации и третья особенность Востока.
Китайский философ Конфуций создал целую теорию до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все.

Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Например, свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности.

РЕЛИГИЯ

Если подходить строго формально, то в современном лексиконе китайская религия называется цзунцзяо, однако понятия «религия» с тем смыслом, который вкладываем в него мы, никогда не существовало.

Значительно шире, чем цзунцзяо, в Китае распространился термин цзяо - «учение», причем им обозначали практически все духовно-философские течения Китая: и буддизм, и конфуцианство, и даосизм, и разные философские школы. Единство термина, прежде всего, показывает, что в умах самих китайцев никакого разделения на «религию» и «философию» никогда не существовало, оно возникло искусственным образом и в основном в научной литературе.

Здесь нет «веры» в том смысле, в каком она присутствует в западных религиях, но существует лишь «доверие» (синь) к духам предков, которые воздействуют на земной мир. Здесь нет «молитвы» как чистого и прямого обращения к Богу, но лишь «поклонение» как выполнение определенных ритуалов. Здесь не существует трепета перед Богом, никто не совершает спасительного подвига, не существует ни абсолютной божественной любви, ни даже единой формы поклонения. Впрочем, здесь нет и самого Бога. Не случайно при переводе Библии на китайский язык пришлось прибегнуть к термину шан-ди, т. е. «высший дух» или «высший (т. е. первый) предок».

В Китае не было именно веры в духов, подобной западной модели веры в Бога, но было знание об их существовании, подкрепленное техникой вступления в контакт с ними.

Вера в Бога, в единое высшее существо была заменена здесь системой сложных договоренностей с духами предков. Каждый дух, воспринимался именно как предок.
Даже понятие «общество» в китайском сознании тесно связано с культом предков. В современном языке «общество» звучит как шэхуэй, что дословно означает «собрание людей вокруг алтарей предков», и таким образом общество воспринимается как круг людей, поклоняющихся единым духам. Если для большинства иных традиций «человек воистину» лишь тот, кто подобен Богу, то в Китае он соотнесен с предками и необходимостью понимания тех сил и связей, в которые включены и духи предков, и сам человек.

Конфуцианство, даосизм и буддизм в Китае соседствуют безболезненно. Китайцы ходят в кумирни и храмы всех этих трех религий, при этом посещают еще места поклонений местным духам, имеют на своих домашних алтарях таблички с именами духов предков и, таким образом, поклоняются всем сразу. Когда в Китай пришло христианство, таблички с именем Иисуса Христа нередко размещались на том же алтаре, рядом с именами предков, изображениями Лао-цзы и Будды.

Известное китайское изречение гласит: «Даосизм — это сердце, буддизм — кости, конфуцианство — плоть» . В этой формуле все три знаменитых китайских учения находят свое место, образуя неразрывность всей китайской традиции.

И даже Христос по-прежнему стоит всего лишь в одном ряду с Конфуцием, Лао-цзы, Буддой и Мухаммедом. Ему поклоняются не как Богу единственному, но как одному из наиболее могущественных духов.

В результате совсем иного понимания духовной практики как постоянного личностного общения с духами, Китай имеет и иную «конструкцию» религиозной системы. Прежде всего, всякие духовные учения локальны, носят местный характер. Любой местный наставник, скажем, буддизма или даосизма воплощает собой весь буддизм или даосизм целиком, вне зависимости от степени его посвященности в тонкости учения. Само общество дает ему статус наставника в силу его возможностей устанавливать связи с тонким миром, получать оттуда благодатную энергию дэ и передавать ее местной общине. В Китае нет ни института церкви, ни «главного буддиста», ни «патриарха всея даосизма» и т. д. Все сведено к личным способностям конкретного учителя.

В противоположность этому западная религия стремится стать не только главенствующей, но вообще единственной — она претендует на эксклюзивность обладания истиной и опытом мистического.
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ

И еще….Мы привыкли, что в основе всякой религиозной традиции лежит определенный канонический текст. Это всегда текст откровения, переданного людям, — Моисей получает текст Торы от Бога, Мухаммед записывает Коран как слова Аллаха. Записанные избранными и открываясь в этом мире через людей, и Библия, и Коран, и Тора содержат слово кого-то Высшего. Соответственно, изучая тексты, можно вступить в беседу с Богом и услышать Его слово.

В противоположность этому китайская духовная традиция не базируется на текстах и любых формах священных писаний. Здесь все «священно», но ничто не свято. Писаный текст считается священным и сокровенным уже лишь потому, что он повторят слова посвященного мудреца.

Все это отнюдь не значит, что сакральных книг нет или они игнорируются. Наоборот, они встречаются в огромном количестве.

Трудно представить себе одновременное существование нескольких десятков вариантов Библии или Корана, которые в равной степени считались бы «истинными». Это моментально привело бы к расколу и краху религиозной структуры. Достаточно напомнить, что признание Ветхого завета и непризнание Нового завета привело к тому, что в мире существуют иудаизм и христианство — две связанные, но все же разные религиозные системы.

А вот в Китае многочисленность вариантов одного и того же текста не только не приводит к краху духовной школы, а лишь свидетельствует о ее живительной силе и распространенности. И все потому, что различные тексты прежде всего содержали описание личного откровения и переживания в тот момент, когда человек, следуя традициям шаманов и медиумов, входил в транс и соприкасался с миров духов.

Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил. Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора.

3.1.2. ИНДИЯ

Еще одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете и о которой я бы хотела рассказать подробнее - Культура Древней Индии.



Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей.

Начатые в 20-е гг. XX в. раскопки в долине Инда, Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты.

Жители долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов являлась система канализации и водоснабжения. В городах строились двух и трехэтажные здания из обожженного кирпича.


РЕЛИГИЯ

Самую главную роль в культуре Древней Индии играла религия.

В индийской культуре многое трактовано иначе, чем в европейской. Откуда является человек в этот мир, в чем его предназначение, что такое смерть? Согласно древнеиндийской традиции, человек многократно является на эту землю в новых телесных облачениях и с новым предопределением.

Каждый раз в очередной своей жизни человек выполняет веление судьбы, поэтому конкретная жизнь имеет определенное предназначение - карму.

В отличие от христианства, где отпущение грехов, достижение вечного блаженства связывали с божественным милосердием, брамины полагали, что только сам человек может искупить свои грехи, только собственными силами может добиться прощения. Отвергнув идею бессмертия тела, индусы придерживались концепции бессмертия души.

Тело индусов всегда презренно и должно быть предано огню сразу после смерти. Бессмертная же душа переходит в новое тело, и этот процесс повторяется, пока душа не исчезнет и не сольется с душой вселенской.

Идея беспрерывного перерождения, возращение человека на землю в новой телесной оболочке и составляет смысл реинкарнации, многочисленных возрождений души.

Инкарнация - это воплощение. "Ре" означает повторное рождение. Понятие "реинкарнация" отражает проблему жизни и смерти. Она стала главной в древнеиндийской культуре.

Когда произведение Л.Н. Толстого печатались в Индии, Махатма Ганди попросил писателя разрешить исключение тех мест, где Толстой критиковал идею перевоплощения. Ганди писал: "Вера в перевоплощение или переселение душ очень дорога миллионам людей в Индии, а также в Китае. Можно сказать, что для многих это уже вопрос личного переживания. Она разумно объясняет многие тайны жизни. Она служит утешением". Учение о карме и реинкарнации сыграло огромную роль в истории Индии. Люди, воспитанные в данной традиции, охотно мирились с собственной судьбой: все равно в другой жизни все будет по-другому. Тиран окажется рабом, а раб - владыкой.

Основные религии индийской цивилизации - это

Индуизм в основе которого лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.

Буддизм - это страдания; источник страдания — желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания — отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.

Общей чертой всех перечисленных религий является понятие «сансара» (путь перерождений).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиции и ритуалы iconТрадиции урока
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно
Традиции и ритуалы icon«Воинские символы и ритуалы»
Повторительно-обобщающий урок «Дейвас на уроке английского языка» по теме «Наука и техника»
Традиции и ритуалы iconУрок знаний «традиции моей семьи»
Цель: изучить точки зрения детей и родителей, связанных с понятием «семья» и «семейные традиции»
Традиции и ритуалы iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс
Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Привычка (обычаи, ритуалы, обряды, церемонии)
Традиции и ритуалы iconНачать свое сочинение я хотела бы с вопроса: что такое традиции?
В нашей семье, а у нас она большая, есть свои семейные традиции. Именно об этом мне хотелось бы рассказать
Традиции и ритуалы iconРитуалы приветствия и прощания (титул при обращении), поклоны и коленопреклонения
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Традиции и ритуалы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятия и термины: религия, ритуалы, первобытные верования, национальные религии, индуизм, иудаизм, христианство, ислам, буддизм
Традиции и ритуалы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 8 классе стержневым понятием курса является понятие литературной традиции. Данный урок органично входит в систему уроков по теме...
Традиции и ритуалы iconТема: Первые образы. Мир
Цели: Воспитание преемственности традиции образа, чувства патриотизма, миролюбия. Осмысление традиции образа мир. Развитие коммуникативных...
Традиции и ритуалы iconПлан урока по немецкому языку в восьмом классе немецкие рождественские...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»
Традиции и ритуалы iconПрограмма курса «Культура и традиции народов Поволжья»
Курс «Культура и традиции народов Поволжья» предназначен для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы
Традиции и ритуалы iconИндивидуальные экскурсии в пекине
Мин, стал символом Пекина. Храм и парк служили местом, где императоры династий Мин и Цин ежегодно совершали торжественные ритуалы...
Традиции и ритуалы iconБумагопластика в проектной культуре дизайна (материал, технология, принципы моделирования)
Охватывают японские традиции бума-гопластики, европейскую культуру бумажной формы, творческий опыт мастеров русского авангарда, пропедевтические...
Традиции и ритуалы iconАкаемова А. В., доцент кафедры маркетинга, к и. н
Каждый народ имеет свои символы, обычаи, традиции. Символы происходят от греческого – знак, примета, признак. Символ – это предмет,...
Традиции и ритуалы iconПрограмма дисциплины
Власть сакрального: религиозные запреты (табу) и предписания. Тотемизм как элементарная форма религии. «Коллективные представления»...
Традиции и ритуалы icon«Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации»
Кодекс нравственности вырабатывался в русской армии столетиями. Его непреходящие ценности: патриотизм, верность долгу, воинская честь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск