Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза





НазваниеГитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза
Дата публикации03.08.2013
Размер94.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Пространство современного образования: материалы Всерос.научн-практ.конф., 19-20 ноября 2009г./ Координац. Совет РАО по педагогике и психологии. – Краснодар: Кубань-Книга, 2009, - 302 с. ISBN 978-5-91053-021-2
Гитман А.В.

г.Краснодар

Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза

Термин "образовательное пространство" первоначально использовался при описании образовательной ситуации в современном глобализированном мире. После подписания Болонской декларации реальным стал процесс формирования единого общеевропейского образовательного пространства.

Б.Г.Яковлев характеризует образовательное пространство современной России с одной стороны как "… тысячи образовательных учреждений…, многомиллионная семья педагогов,… горизонтали и вертикали управления многофункциональной, а потому и необычайно сложной системой образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях" [8]. С другой стороны он выделяет одну из "особых жизненно-смысловых" характеристик образовательного пространства, которая противостоит энтропийным процессам, это его интеллектуальная, информационная насыщенность. "Оно (образовательное пространство) насыщенно неизмеримой массой объемных, линейных и нелинейных представлений о масштабах познавательной, духовно-нравственной, преобразовательной деятельности. Его рабочие инструменты – знания, умения и навыки, которые развиваются во времени, передаются от одного поколения к другому".

В реальной практике отечественного образования термин "образовательное пространство" используется для характеристики разных явлений педагогической реальности – от интегрированных комплексов ("школа-вуз", "детский сад-школа" и др.) до описания функционирования отдельного образовательного учреждения.

Среди всего многообразия характеристик образовательного пространства рассмотрим его духовно-нравственную составляющую, а еще точнее – деонтологическую составляющую.

Термин "деонтология" – греческого происхождения (от греч. Deontos – должное и logos – учение). Введен в обращение английским философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом, либо раздела этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. ("deontology or the science of morality", vol. 1 – 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии – учении о моральных ценностях.

В современной интерпретации понятие "деонтология" трактуется как "специфическая для нравственности форма проявления социальной необходимости". Другими словами деонтология – это раздел этики, исследующий проблемы долга и должного [7]. Дефиницию "долг" мы будем использовать в интерпретации И.Канта. Вопреки обычным смысловым оттенкам, связывающим понятие долга с внешним принуждением, кантовский долг есть не что иное, как чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Понятие "деонтология" в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: педагогической, медицинской, юридической, инженерной и т.д. Профессиональный долг можно определить как выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою профессиональную деятельность в соответствии с этими требованиями.

Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем которого нравственность выражает требования социальных законов, в том числе потребностей общества и человека, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Таким образом, деонтологическая составляющая профессиональной деятельности педагога проявляется в его поведении.

Под педагогической деонтологией по К.М.Левитану понимается наука о профессиональном поведении педагога [4].

П.Г.Постников рассматривает категорию "поведение" в педагогике, различая понимание поведения и деятельности [6]. Поскольку образовательный процесс – это форма социального взаимодействия субъектов, возникающего в процессе обмена социокультурными нормами, личностными и индивидуальными знаниями, смыслами и эмоционально-ценностным опытом, то именно поведение обеспечивает достижение соответствия нормам нравственности, регулирует отношения участников педагогического процесса. Профессиональное поведение выделяется из целостной педагогической культуры как проявление субъективности, компонент Я-концепции учителя.

Профессиональное поведение основывается на педагогическом сознании, которое и определяет способ решения образовательных задач, несет ответственность за выбор педагогических средств и стиль поведения. Для развития человека деятельность может оказаться процессом формальным, если между ее участниками не организованы отношения сотворчества, сотрудничества, взаимоподдержки, побуждающие к нравственным поступкам.

Составляющей частью поведения является этический компонент, который обеспечивает соблюдение норм профессиональной этики. Без нравственных чувств нет и не может быть ни нравственных убеждений, и нравственного мировоззрения, именно они обеспечивают единство сознания и поведения. На практике педагог, владея основой нравственного поведения на базе принятых и освоенных моральных норм и в соответствии со своими ндивидуально-личностными особенностями, сам устанавливает специфические черты своих норм и правил профессионального поведения в общении и в совместной деятельности.

Мораль и нравственность – различные сферы человеческой этики.

Мораль – социально сформированная совокупность норм и правил, система, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.). В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой либо социальной группы). В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.

Нравственность – отображает глубинные установки сознания индивида, включающие в себя и рефлексию, и интуитивно-нравственные переживания. Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Вне личности нравственность существовать не может. Нравственный выбор – это и есть ситуация создания нравственности и личной ответственности за этот, единственный и уникальный поступок.

В.С.Библер: "Я понимаю мораль как засохшую в нормы и предписания (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, сливаются в нечто абсолютно – сквозь века – себе тождественное, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодекс морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни эти нормы отказывают, обнаруживают свою вненравственную закраину" [1].

В качестве примера обобщенных профессиональных норм можно привести "Моральный кодекс социального педагога", включающий этические обязательства по отношению к клиентам, коллегам, обществу, собственной профессии. В Павлодарском государственном университете им.С. Торайгырова был принят "Кодекс чести", включающий следующие правила, которым добровольно решили следовать преподаватели:

- беречь престиж своей профессии и нести персональную ответственность за принимаемые решения; не наносить вреда ничему сущему на Земле;

- быть благородными и справедливыми по отношению к обучающимся; развивать их творческие способности и воспитывать в них добросовестное отношение к профессии;

- нести моральную ответственность за обучающихся в университете, содействовать их профессиональному совершенствованию;

- стремиться поддерживать собственную осведомленность в вопросах науки, техники и образования, неустанно двигаться вперед.

Критерием этической, нравственной педагогической деятельности может служить безопасность педагогического процесса. Безопасность школьного обучения связана, прежде всего, с сохранением физического и психического здоровья ребенка. В профессиональные обязанности педагога необходимо включить задачу сохранения физического и психического здоровья его подопечных. Ни одна педагогическая методика не имеет право на существование, если нарушается основной принцип – "не навреди", повышается опасность возникновения дидактогений – негативных психических состояний, приводящих к неврозу. Интересным представляется предложенное В.П.Беспалько программное управление индивидуальной познавательной деятельностью – “персонифицированное образование”, которое представляет собой качественно новый этап в развитии всей системы просвещения, призванный обеспечить столь необходимые положительные сдвиги в уровне подготовки учащихся без ущерба для их здоровья.

Развитие личности происходит в условиях природного и предметного мира через межличностные отношения и знаковые системы сознания, по­этому личность воспитателя, преподавателя, психолога выступает значи­мой фигурой процесса воспитания. Взрослый, обладающий ценностным отношением к себе, другим и миру в целом, способен помочь ребенку осоз­нать и преодолеть негативные, эмоционально насыщенные установки. Такой подход предполагает разработку и содержательное наполнения этического (точнее деонтологического) компонента образовательного пространства педагогического вуза, позволяющего развивать систему образования, направленную на создание нового типа развивающей среды и системы психологиче­ской и педагогической поддержки, способствующей личностному росту студента; формирование ценностного отношения студента к себе, другим, человечеству. В рамках деонтологического подхода уместно реализовать "взращивание" потребности, направленной на изменение с самоиз­менением личности в социальном пространстве прав и обязанностей. Актуальным продолжает оставаться форсирование ответственности за самовоспитание и саморазвитие через систему психологической и педагогической поддержки, развитие социальных навыков поведения и установок на самостоя­тельное решение социальных и педагогических проблемных ситуаций.

Личностным, эмоционально освоенным регулятором деятельности педагога являются ценности – важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе.

Ценность как норма позволяет усилить упрядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. Ценности-нормы способны реализовать инструментальную функцию по отношению к ценностям, находящимся на уровне идеала. В своей профессиональной деятельности, в принятии решений педагог исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на них. Важнейшие для индивида ценности определяют его "систему координат" – систему ценностных ориентаций.

Б.С.Гершунский подчеркивает, что в своем высшем проявлении усилия сферы образования, независимо от уровня и профиля того или иного учебного заведения, должны быть сфокусированы на выполнении следующих главных задач:

- трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся, наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума;

- обогащение индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума общечеловеческими духовными, нравственными ценностями, отражающими объективную ценность и всеединство человеческой цивилизации;

-коррекция и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом определяют наиболее вероятное поведение, поступки людей, направляют и концентрируют их "ментальную энергию" на достижение поставленных целей, имея в виду, что и цели и средства их достижения должны утверждать высшие нравственные ценности (курсив наш) развивающейся человеческой цивилизации [2 ].

Поскольку трансляция, обогащение, утверждение нравственных ценностей – основная задача образования в его высшем проявлении, образовательное пространство педагогического вуза с необходимостью должно опираться на этическое (моральное, нравственное) основание, причем не только на его аксиологическую (ценности, ценностные ориентации), но и деонтологическую составляющую - нормы, обобщенные принципы поведения, основанные на моральном и нравственном общественном идеале.

О наличии (отсутствии) деонтологического компонента, на наш взгляд, можно судить, прежде всего, по организации взаимодействия участников образовательного процесса. Если взаимодействие является субъект-субъектным и основано на гуманистических принципах, если обязательным условием взаимодействия является сохранение достоинства всех его участников, в процессе взаимодействия создаются и разрешаются ситуации нравственного выбора и такой стиль взаимоотношений принимается как непреложный закон – можно считать требования педагогической деонтологии выполненными. Данный вывод является предварительным, не претендующим на полноту, поскольку проблемы педагогической деонтологии (в отличие от медицинской, юридической) исследованы и описаны недостаточно.
Литература

1. Библер В.С. Нравстенность.Культура.Современность./Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. –М., 1990.

2. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. – Киев, 1998.

3. Дружинин В.Ф. Этика: курс лекций: учебное пособие для вузов – М., 2005.

4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
5. Штинова Г.Н. Образовательное пространство как интеграционный феномен и методологическое понятие //Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч.тр.Вып.5/Отв. Ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. – М., 2007. -592с.

6.Постников П.Г. Профессиональное поведение педагога //Педагогика. 2004. № 5.

7. Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М., 1986.

8. Яковлев Б.Г. Образовательное пространство // Высш.образование в России. 1999.№ 4. С.3-5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, а также учебным...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПедагогического совета: «Реализация проекта «Модернизация образовательного...
Тема выступления на педагогическом совете: «Возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов на уроках истории...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это реализуется через определенный набор характерных признаков гуманитарного образовательного пространства школы. Современные авторы...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пропаганда передового педагогического опыта в аспекте сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного пространства. Повышение...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconФормирование толерантной личности студента средствами иностранного...
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconСоздание единого коррекционно-образовательного пространства системы...
Педагогический коллектив школы-интерната считает, что качество школьного коррекционно-образовательного пространства как и качество...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза icon«Создание единого информационного образовательного пространства для развития талантливых детей»
Антливых детей в рамках реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; организация единого информационного...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2008г.)
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconРабочая программа по «Технологии»
Рабочая программа опирается на государственный компонент образовательного стандарта 2004 года. Федеральный компонент государственного...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма научно-исследовательской работы ооп впо вуза
Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconМеждународная Олимпиада по математике проводится в честь научно-педагогического...
А на должность старшего преподавателя. В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию на соискание степени кандидата педагогических...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconРабочая программа по английскому языку в 8, 9 классах составлена...
Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconПрограмма вступительного экзамена «теория и методика обучения физике»
Вступительный экзамен является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей педагогического...
Гитман А. В. г. Краснодар Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза iconРабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение»
Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск