Пространство современного образования: материалы Всерос.научн-практ.конф., 19-20 ноября 2009г./ Координац. Совет РАО по педагогике и психологии. – Краснодар: Кубань-Книга, 2009, - 302 с. ISBN 978-5-91053-021-2 Гитман А.В.
г.Краснодар
Деонтологический компонент образовательного пространства педагогического вуза
Термин "образовательное пространство" первоначально использовался при описании образовательной ситуации в современном глобализированном мире. После подписания Болонской декларации реальным стал процесс формирования единого общеевропейского образовательного пространства.
Б.Г.Яковлев характеризует образовательное пространство современной России с одной стороны как "… тысячи образовательных учреждений…, многомиллионная семья педагогов,… горизонтали и вертикали управления многофункциональной, а потому и необычайно сложной системой образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях" [8]. С другой стороны он выделяет одну из "особых жизненно-смысловых" характеристик образовательного пространства, которая противостоит энтропийным процессам, это его интеллектуальная, информационная насыщенность. "Оно (образовательное пространство) насыщенно неизмеримой массой объемных, линейных и нелинейных представлений о масштабах познавательной, духовно-нравственной, преобразовательной деятельности. Его рабочие инструменты – знания, умения и навыки, которые развиваются во времени, передаются от одного поколения к другому".
В реальной практике отечественного образования термин "образовательное пространство" используется для характеристики разных явлений педагогической реальности – от интегрированных комплексов ("школа-вуз", "детский сад-школа" и др.) до описания функционирования отдельного образовательного учреждения.
Среди всего многообразия характеристик образовательного пространства рассмотрим его духовно-нравственную составляющую, а еще точнее – деонтологическую составляющую.
Термин "деонтология" – греческого происхождения (от греч. Deontos – должное и logos – учение). Введен в обращение английским философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом, либо раздела этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. ("deontology or the science of morality", vol. 1 – 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии – учении о моральных ценностях.
В современной интерпретации понятие "деонтология" трактуется как "специфическая для нравственности форма проявления социальной необходимости". Другими словами деонтология – это раздел этики, исследующий проблемы долга и должного [7]. Дефиницию "долг" мы будем использовать в интерпретации И.Канта. Вопреки обычным смысловым оттенкам, связывающим понятие долга с внешним принуждением, кантовский долг есть не что иное, как чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Понятие "деонтология" в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: педагогической, медицинской, юридической, инженерной и т.д. Профессиональный долг можно определить как выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою профессиональную деятельность в соответствии с этими требованиями.
Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем которого нравственность выражает требования социальных законов, в том числе потребностей общества и человека, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Таким образом, деонтологическая составляющая профессиональной деятельности педагога проявляется в его поведении.
Под педагогической деонтологией по К.М.Левитану понимается наука о профессиональном поведении педагога [4].
П.Г.Постников рассматривает категорию "поведение" в педагогике, различая понимание поведения и деятельности [6]. Поскольку образовательный процесс – это форма социального взаимодействия субъектов, возникающего в процессе обмена социокультурными нормами, личностными и индивидуальными знаниями, смыслами и эмоционально-ценностным опытом, то именно поведение обеспечивает достижение соответствия нормам нравственности, регулирует отношения участников педагогического процесса. Профессиональное поведение выделяется из целостной педагогической культуры как проявление субъективности, компонент Я-концепции учителя.
Профессиональное поведение основывается на педагогическом сознании, которое и определяет способ решения образовательных задач, несет ответственность за выбор педагогических средств и стиль поведения. Для развития человека деятельность может оказаться процессом формальным, если между ее участниками не организованы отношения сотворчества, сотрудничества, взаимоподдержки, побуждающие к нравственным поступкам.
Составляющей частью поведения является этический компонент, который обеспечивает соблюдение норм профессиональной этики. Без нравственных чувств нет и не может быть ни нравственных убеждений, и нравственного мировоззрения, именно они обеспечивают единство сознания и поведения. На практике педагог, владея основой нравственного поведения на базе принятых и освоенных моральных норм и в соответствии со своими ндивидуально-личностными особенностями, сам устанавливает специфические черты своих норм и правил профессионального поведения в общении и в совместной деятельности.
Мораль и нравственность – различные сферы человеческой этики.
Мораль – социально сформированная совокупность норм и правил, система, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.). В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой либо социальной группы). В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.
Нравственность – отображает глубинные установки сознания индивида, включающие в себя и рефлексию, и интуитивно-нравственные переживания. Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Вне личности нравственность существовать не может. Нравственный выбор – это и есть ситуация создания нравственности и личной ответственности за этот, единственный и уникальный поступок.
В.С.Библер: "Я понимаю мораль как засохшую в нормы и предписания (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, сливаются в нечто абсолютно – сквозь века – себе тождественное, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодекс морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни эти нормы отказывают, обнаруживают свою вненравственную закраину" [1].
В качестве примера обобщенных профессиональных норм можно привести "Моральный кодекс социального педагога", включающий этические обязательства по отношению к клиентам, коллегам, обществу, собственной профессии. В Павлодарском государственном университете им.С. Торайгырова был принят "Кодекс чести", включающий следующие правила, которым добровольно решили следовать преподаватели:
- беречь престиж своей профессии и нести персональную ответственность за принимаемые решения; не наносить вреда ничему сущему на Земле;
- быть благородными и справедливыми по отношению к обучающимся; развивать их творческие способности и воспитывать в них добросовестное отношение к профессии;
- нести моральную ответственность за обучающихся в университете, содействовать их профессиональному совершенствованию;
- стремиться поддерживать собственную осведомленность в вопросах науки, техники и образования, неустанно двигаться вперед.
Критерием этической, нравственной педагогической деятельности может служить безопасность педагогического процесса. Безопасность школьного обучения связана, прежде всего, с сохранением физического и психического здоровья ребенка. В профессиональные обязанности педагога необходимо включить задачу сохранения физического и психического здоровья его подопечных. Ни одна педагогическая методика не имеет право на существование, если нарушается основной принцип – "не навреди", повышается опасность возникновения дидактогений – негативных психических состояний, приводящих к неврозу. Интересным представляется предложенное В.П.Беспалько программное управление индивидуальной познавательной деятельностью – “персонифицированное образование”, которое представляет собой качественно новый этап в развитии всей системы просвещения, призванный обеспечить столь необходимые положительные сдвиги в уровне подготовки учащихся без ущерба для их здоровья.
Развитие личности происходит в условиях природного и предметного мира через межличностные отношения и знаковые системы сознания, поэтому личность воспитателя, преподавателя, психолога выступает значимой фигурой процесса воспитания. Взрослый, обладающий ценностным отношением к себе, другим и миру в целом, способен помочь ребенку осознать и преодолеть негативные, эмоционально насыщенные установки. Такой подход предполагает разработку и содержательное наполнения этического (точнее деонтологического) компонента образовательного пространства педагогического вуза, позволяющего развивать систему образования, направленную на создание нового типа развивающей среды и системы психологической и педагогической поддержки, способствующей личностному росту студента; формирование ценностного отношения студента к себе, другим, человечеству. В рамках деонтологического подхода уместно реализовать "взращивание" потребности, направленной на изменение с самоизменением личности в социальном пространстве прав и обязанностей. Актуальным продолжает оставаться форсирование ответственности за самовоспитание и саморазвитие через систему психологической и педагогической поддержки, развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных и педагогических проблемных ситуаций.
Личностным, эмоционально освоенным регулятором деятельности педагога являются ценности – важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе.
Ценность как норма позволяет усилить упрядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. Ценности-нормы способны реализовать инструментальную функцию по отношению к ценностям, находящимся на уровне идеала. В своей профессиональной деятельности, в принятии решений педагог исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на них. Важнейшие для индивида ценности определяют его "систему координат" – систему ценностных ориентаций.
Б.С.Гершунский подчеркивает, что в своем высшем проявлении усилия сферы образования, независимо от уровня и профиля того или иного учебного заведения, должны быть сфокусированы на выполнении следующих главных задач:
- трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся, наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума;
- обогащение индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума общечеловеческими духовными, нравственными ценностями, отражающими объективную ценность и всеединство человеческой цивилизации;
-коррекция и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом определяют наиболее вероятное поведение, поступки людей, направляют и концентрируют их "ментальную энергию" на достижение поставленных целей, имея в виду, что и цели и средства их достижения должны утверждать высшие нравственные ценности (курсив наш) развивающейся человеческой цивилизации [2 ].
Поскольку трансляция, обогащение, утверждение нравственных ценностей – основная задача образования в его высшем проявлении, образовательное пространство педагогического вуза с необходимостью должно опираться на этическое (моральное, нравственное) основание, причем не только на его аксиологическую (ценности, ценностные ориентации), но и деонтологическую составляющую - нормы, обобщенные принципы поведения, основанные на моральном и нравственном общественном идеале.
О наличии (отсутствии) деонтологического компонента, на наш взгляд, можно судить, прежде всего, по организации взаимодействия участников образовательного процесса. Если взаимодействие является субъект-субъектным и основано на гуманистических принципах, если обязательным условием взаимодействия является сохранение достоинства всех его участников, в процессе взаимодействия создаются и разрешаются ситуации нравственного выбора и такой стиль взаимоотношений принимается как непреложный закон – можно считать требования педагогической деонтологии выполненными. Данный вывод является предварительным, не претендующим на полноту, поскольку проблемы педагогической деонтологии (в отличие от медицинской, юридической) исследованы и описаны недостаточно. Литература
1. Библер В.С. Нравстенность.Культура.Современность./Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. –М., 1990.
2. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. – Киев, 1998.
3. Дружинин В.Ф. Этика: курс лекций: учебное пособие для вузов – М., 2005.
4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994. 5. Штинова Г.Н. Образовательное пространство как интеграционный феномен и методологическое понятие //Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч.тр.Вып.5/Отв. Ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. – М., 2007. -592с.
6.Постников П.Г. Профессиональное поведение педагога //Педагогика. 2004. № 5.
7. Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М., 1986.
8. Яковлев Б.Г. Образовательное пространство // Высш.образование в России. 1999.№ 4. С.3-5. |