Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся





Скачать 65.12 Kb.
НазваниеРоль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся
Дата публикации07.08.2013
Размер65.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Самодурова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Аграрно-промышленный техникум»

г. Кирсанов, Тамбовская область, Россия

Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся

Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.

Сегодня вопросы воспитания и социализации личности являются приоритетными в образовательной политике. Важность её заключается в том, что в процессе социализации происходит формировании поколения будущего, создаются личности, способные передавать свою духовность другим людям.

Первичная социализация происходит в семье, которая является своеобразным связующим звеном между ребенком и окружающим миром. Анализ семей, семейных отношений свидетельствует о неблагополучии первичного процесса социализации, что приводит к появлению все большего количества так называемых жертв социализации, среди которых первое место занимают социальные сироты.

Этот семейный пробел в социализации подростков может быть сглажен в учебном заведении. Приоритетным направлением в социализация детей является дополнительно образование. Почему?

Основное образование ориентировано на определённые государственные стандарты, что ограничивает возможности самореализации обучающихся, поскольку исключает свободный выбор содержания образования, образовательного пути, являющийся обязательным условием для самореализации. Другая ситуация в дополнительном образовании, которое располагает особыми возможностями для социализации личности, так как социальный заказ и педагогические условия, созданные в нём позволяют обучающемуся осуществлять свободный выбор педагога, содержания образования, форм, способов реализации своего потенциала.

Занятия в кружках являются той средой для обучающихся, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. Педагоги дополнительного образования заботятся о том, чтобы создать им ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности. К системным критериям социального саморазвития относится нравственная позиция обучающихся. В совместной подготовке к концертам (день учителя, день сельского хозяйства, Новый год, день открытых дверей, концерт к родительскому собранию), конкурсам «Студенческая весна», «Мелодии солдатского сердца») и соревнованиям («Краса техникума», «А ну-ка, парни») сплачивается коллектив, одновременно учитываются и развиваются индивидуальные способности. В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых людей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают педагоги дополнительного образования, пригодятся выпускникам в жизни. Пригодится им и сам творчески развитый дух личности, навык творчества, владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.

Задачи, которые решаются педагогами дополнительного образования - это организация занятости обучающихся, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации подростка.

Социализация личности воспитанников дополнительного образования осуществляется через разнообразные формы приобщения его к традициям народной культуры (это проведение народных праздников «Масленица», «Святки», обрядов «Русская свадьба», «Месяцеслов»).

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Мероприятия патриотической направленности – это эффективный способ социализации личности. К ним можно отнести цикл «Дни воинской славы» («На поле Куликовом», «Учил Суворов», «День освобождения Москвы силами народного ополчения», «Битва под Сталинградом», « Снятие блокады Ленинграда», « Оборона Москвы»). Они погружают обучающихся в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Эта информация эмоциональна, так как воздействует на чувства человека. Вот поэтому такие мероприятия способствуют развитию интереса к истории, учат видеть, понимать и ценить то, что окружает его, что так дорого сердцу, ведь все это – Родина.

Мероприятия духовно – нравственного направления (этот поездки по святым местам, работы по благоустройству родников и храмов, «Славянский фестиваль») познавательны и интересны обучающимся, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. Здесь происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Обучающиеся имеют возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, могут передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге – способ социализации личности обучающегося. Педагог дополнительного образования здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает им на различных этапах выполнения исследовательской работы.

Воспитанники кружков, являясь участниками массовых городских, районных (концерты к праздничным датам, Новогоднее представление, Масленица) и областных мероприятий (областной смотр художественной самодеятельности), еще больше узнают о культуре своих предков и передают свои знания другим, тем самым социализируют себя, приобретают свой собственный социальный опыт. Ведь “интерес + самостоятельность +значимость личности взрослого + общественная ценность + актуальность + проблемная ситуация + успех + креативность обстановки, вот, слагаемые эмоциональной отзывчивости обучающихся.”

Известно, что музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека, сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины подсознания. Более того, музыка, будучи универсальным и интернациональным языком, способствует социализации.

Музыкально - ритмические упражнения, ритмопластика способствующие развитию памяти, внимания, самоконтроля, преодолению гиперактивности или скованности, снимают умственную нагрузку, усталость, способствуют эмоциональной разрядке. Ритм, который задаёт музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Танцевально-двигательная терапия: пластические импровизации под музыку, разнообразные движения способствуют снятию напряжения, зажатости отдельных мышц, помогает избавиться от накопившегося негатива /гнева, раздражительности и др./.

Театр и драматерапия даёт возможность обучающимся рассмотреть поступки героев /без применения к себе/, обсудить те или иные жизненные ситуации, переступить через собственные страхи, преодолеть реально существующие проблемы своего поведения. Драматерапия выявляет и регулирует межличностные отношения через совместную коллективную деятельность.

Сказкотерапия: обладает эффективным психотерапевтическим, развивающим и воспитательным потенциалом, заключает в себе культуру поведения и нравственные идеалы, традиционные стереотипы и модели поведения, косвенно влияет на подсознание обучающихся, учит «жить правильно» (разыгрывание по ролям сказочных сюжетов, сочинение сказок и рассказов).

Важнейшей стороной социализации является познание ребенка и отношение к ребенку со стороны взрослого.

Личностно-ориентированное образование основной упор делает на поддержку обучающигося. На протяжении всего учебного процесса педагог дополнительного образования высказывает обучающимся свое полное доверие. Обучающиеся могут в любое время обратиться к своему учителю за помощью, воспринимая педагога как источник разнообразного опыта. Необходимо, чтобы в педагоге каждый воспитанник находил для себя друга, консультанта, наставника. А сам педагог должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой своих воспитанников и принимать его. Педагог должен уметь сопереживать и понимать чувства каждого обучающегося.

ВЫВОД:

Дополнительное образование, являясь необходимым компонентом современного общего образования, компенсирует неизбежную ограниченность этого образования, развивает индивидуальность личности, обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности, в ряде случаев становится фактором реабилитации личности за счёт компенсации неудач на уроках достижениями в дополнительного образования. Поэтому дополнительное образование можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого, интеллектуального потенциала молодежи.
Литература:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус,1994

2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С. Батыгина.- М.: NOTA BENE, 1999

3. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Ч.1- Пенза, 1994

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

6. http://charko/narod.ru/tekst/cb7/lev/html.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconИтоги областного обучающего семинара-практикума для педагогов дополнительного...
Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей», 17 октября 2013 года на базе мбоу дод цдод октябрьского района...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconКомплексная программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2015...
Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ау спо «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconПрограмма педагогов дополнительного образования «Детский пресс-центр «Живое слово»
Сборник программ дополнительного образования для детей. Составители: Я. Н. Иванова, М. А. Аргунова, Т. В. Новгородова, Е. И. Мухин,...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconКонцепция развития дополнительного образования детей в российской федерации (Первая версия)
Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе 4
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconБиблиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению...
Обеспечение учебно-воспитательным процессом путем библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconАнализ итогов выполнения год
Его реализации способствовали грамотная и целенаправленная деятельность педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги спо, педагоги нпо, педагоги коррекционного образования,...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconОбщероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги спо, педагоги нпо, педагоги коррекционного образования,...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому в данном методическом пособии представлены программы дополнительного образования детей, которые прошли экспертизу в рамках...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconИнститут развития образования республики башкортостан
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,...
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconАвторские программы педагогов дополнительного образования Восточного...
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы
Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся iconМетодические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05
Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск