Литературное чтение Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Основные содержательные линии
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Цель: ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.
Задачи курса : —развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное
—учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; —формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся —расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике —обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; —работать с различными типами текстов; —создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Литературное чтение (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч1. М.: Просвещение, 2001. с. 154- 170).
Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь. 3 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2004- 2006
На изучение курса выделено 102 ч + 34 ч из вариативной части Базисного учебного плана (4 ч в неделю). 1цикл – 18 часов 4 цикл - 25 часов Самое великое чудо на свете 3ч. Литературные сказки 3ч.
Были – небылицы 12ч
Поэтическая тетрадь 7ч.
Устное народное творчество 10ч. Люби живое 3ч.
Поэтическая тетрадь №1 5ч.
5 цикл 26часов
2 цикл - 23 часа Люби живое 15ч.
Поэтическая тетрадь 8ч.
Поэтическая тетрадь 3ч. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 3ч.
Великие русские писатели 20ч
6 цикл – 24 часа
3 цикл – 20 часов Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 9ч.
По страницам детских журналов 5ч.
Великие русские писатели 5ч Зарубежная литература 10ч.
Поэтическая тетрадь №2 10ч.
Литературные сказки 5ч.
К концу 3 класса учащиеся должны
Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами.
Понимать содержание прочитанного произведения, определять тему.
Учащиеся должны уметь:
Составлять план (полный, картинный).
Составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий).
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц.
С помощью учителя давать характеристику действующим лицам.
Учащиеся должны знать:
Наизусть не менее 15 стихотворений и прозаических отрывков классиков отечественной и зарубежной литературы.
Названия и авторов литературных произведений.
6 – 7 сказок, 10 – 15 пословиц, поговорок на разные темы.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
№
урока
| Дата
| Тема
| Методическое сопровождение
| 1 цикл – 18 часов
| Самое великое чудо на свете – 3 ч
|
|
| Рукописные книги Древней Руси
|
|
|
| Первопечатник Иван Фёдоров
|
|
|
| Обобщение по теме
|
| Устное народное творчество - 10 ч
|
|
| Русские народные песни
|
|
|
| Докучные сказки
|
|
|
| «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка
|
|
|
| «Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка
|
|
|
| «Сивка-бурка», русская народная сказка
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| Поэтическая тетрадь № 1 - 8 ч
|
|
| Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
|
|
|
| Ф.И. Тютчев «Листья»
А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»
|
|
|
| И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»,
«Встреча зимы»
|
| 2 цикл – 23 часа
|
|
| И.Суриков «Детство»
|
|
|
| И. Суриков «Зима»
|
|
|
| Обобщение знаний по разделу
|
| Великие русские писатели – 25 ч
|
|
| А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,
«В тот год осенняя погода…»,
«За весной, красой природы…»
|
|
|
| А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»,
«Зимнее утро»,
«Зимний вечер»
|
|
|
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
|
|
|
| И.А. Крылов «Мартышка и очки»
|
|
|
| И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
|
|
|
| И.А. Крылов «Ворона и лисица»
|
|
|
| М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»,
«На севере диком стоит одиноко…»
|
|
|
| М.Ю. Лермонтов «Утёс»
|
|
|
| М.Ю. Лермонтов «Осень»
|
|
|
| Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
|
| 3 цикл – 20 часов
|
|
| Л.Н. Толстой «Акула»
|
|
|
| Л.Н. Толстой «Прыжок»
|
|
|
| Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
|
|
|
| Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
|
|
|
| Обобщающий урок по разделу
|
| Поэтическая тетрадь № 2 – 10 ч
|
|
| Н.А. Некрасов «Славная осень!..»,
«Не ветер бушует над бором…»
|
|
|
| Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
|
|
|
| К.В. Бальмонт «Золотое слово»
|
|
|
| И.А. Бунин «Детство»,
«Полевые цветы»,
«Густой зелёный ельник у дороги…»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| Литературные сказки – 8 ч
|
|
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»»
|
|
|
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
|
|
|
| В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
|
|
|
| В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
|
| 4 цикл – 25 часов
|
|
| В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| Были-небылицы – 12 ч
|
|
| М. Горький «Случай с Евсейкой»
|
|
|
| К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
|
| А. Куприн «Слон»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| Поэтическая тетрадь № 1 – 7 ч
|
|
| С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»,
«Воробей», «Слон»
|
|
|
| А. Блок «Ветхая избушка»,
«Сны»,
«Ворона»
|
|
|
| С. Есенин «Черёмуха»
|
|
|
| Обобщение по разделу.
|
| Люби живое -18 час.
|
|
| М. Пришвин «Моя Родина»
|
|
|
| И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
|
|
|
|
| 5 цикл - 26 часов
|
|
|
| В.И. Белов «Малька провинилась»
|
|
|
| В.И. Белов «Ещё раз про Мальку»
|
|
|
| В.Бианки «Мышонок Пик»
|
|
|
|
|
| Б. Житков «Про обезьянку»
|
|
|
|
|
|
|
| В.Л.Дуров «Наша Жучка»
|
|
|
| В.П. Астафьев «Капалуха»
|
|
|
| В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| Поэтическая тетрадь – 8 часов
|
|
| С. Маршак «Гроза днём»,
«В лесу над росистой поляной»
|
|
|
| А. Барто «Разлука»,
«В театре»
|
|
|
| С. В.Михалков «Если»,
«Рисунок»
|
|
|
| Е. Благинина «Кукушка»
«Котёнок»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
|
|
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок ( 12 часов)
|
|
|
| А.П.Платонов «Цветок на земле»
|
|
|
| 6 цикл 24 часа
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
|
|
|
|
|
|
| А.П.Платонов «Ещё мама»
|
|
|
|
|
| М.М.Зощенко «Золотые слова»
|
|
|
| М.М.Зощенко «Великие путешественники»
|
|
|
| Н.Н.Носов «Федина задача»
|
|
|
| Н.Н.Носов «Телефон»
|
|
|
| В.Ю.Драгунский «Друг детства»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» 5часов
|
|
| Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»
|
|
|
| Г.Б.Остер «Вредные советы»
|
|
|
| Г.Б.Остер «Как получаются легенды»
|
|
|
| Р.Сеф «Весёлые стихи»
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
| Зарубежная литература 10часов
|
|
| Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»
|
|
|
|
|
|
| Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обобщение по разделу
|
|
|
| Игра – конкурс по изученным произведениям
|
|
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Познавательная цель предполагает:
— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
— открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
— формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
— формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
— развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
развитие речи, мышления, воображения школьников;
формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
|