Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема: «Можем ли мы увидеть музыку»;IV четверть Тема: «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год)АвтоААпррская программа
-утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
музыка в театре, в кино, на телевидении;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.
В связи восвоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);
современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке)
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты
Учебно-тематический план
программы по музыке для 5 класса
Тема I полугодия «Музыка и литература»
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| I четверть«Что стало бы с музыкой,
если бы не было литературы»
| 9 час.
|
| 1.
| Искусство в нашей жизни
| 1 ч.
|
| 2.
| Что я знаю о песне
| 1 ч.
|
| 3.
| Как сложили песню
| 1 ч.
|
| 4.
| Песни без слов
| 1 ч.
|
| 5.
| Другая жизнь песни
| 1 ч.
|
| 6.
| Жанр кантата
| 1 ч.
|
| 7.
| Опера
| 1 ч.
|
| 8.
| Балет
| 1 ч.
|
| 9.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
|
| II четверть «Что стало бы с литературой,
если бы не было музыки»
| 7 час.
|
| 10.
| Музыка главный герой сказки
| 1 ч.
|
| 11.
| Сказки и песни о силе музыки у всех народов мира
| 1 ч.
|
| 12.
| Музыка –главный герой басни
| 1 ч.
|
| 13.
| Чудо музыки в повестях К.Паустовского
| 1 ч.
|
| 14-15.
| Музыка в фильме и мультфильме
| 2 ч.
|
| 16.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
|
| Итого:
| 16ч.
|
|
|
Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
№
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| III четверть «Можем ли мы увидеть музыку»
| 10 час.
|
| 1.
| Можем ли мы увидеть музыку
| 1 ч.
|
| 2.
| Музыка передает движения
| 1 ч.
|
| 3.
| Богатырские образы в искусстве
| 1 ч.
|
| 4.
| Героические образы в искусстве
| 1 ч.
|
| 5.
| Музыкальный портрет
| 1 ч.
|
| 6.-7
| Содружество «Могучая кучка
| 2 ч.
|
| 8.
| Музыкальный портрет
| 1 ч.
|
| 9.
| Картины природы в музыке
| 1 ч.
|
| 10.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
|
| IVчетверть «Можем ли мы услышать живопись»
| 9 час.
|
| 11.
| Можем ли мы услышать живопись
| 1 ч.
|
| 12.
| Музыкальные краски
| 1 ч.
|
| 13.
| Музыкальная живопись и живописная музыка
| 1 ч.
|
| 14.
| Вечерняя музыка
| 1 ч.
|
| 15.
| Настроение картины и музыки
| 1 ч.
|
| 16.
| «Картинки с выставки»
| 1 ч.
|
| 17.
| Мы рисуем музыку
| 1 ч.
|
| 18.
| Вечная тема искусства
| 1 ч.
|
| 19.
| Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.
| 1ч.
| Обобщающий урок- концерт
|
| Итого:
| 19ч.
|
|
| За учебный год:
| 35ч.
|
| |