Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина





Скачать 268.92 Kb.
НазваниеНациональная академия образования имени ы. Алтынсарина
страница1/3
Дата публикации08.07.2014
Размер268.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА

Учебная программа

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2-4 классы

Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для 2-4 классов общеобразовательной школы

Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.
Авторы программы: Павленко В.К., Сафронова Л.В., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.


Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 22 стр.



© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература». Роль предмета, его место в ряду других учебных предметов определены первостепенными для обучения задачами воспитания и развития личности ребенка, формирования навыков осмысленного чтения и грамотного письма.

Учебный предмет «Литературное чтение» – это целостная, комплексная система обучения видам речевой и письменной деятельности (восприятия, чтения, устного и письменного воспроизводства текста).

Формирование представления о человеке и окружающем его мире происходит посредством чтения художественных произведений русской и мировой литературы. При этом необходимо обратить внимание учащихся 2-4 классов на особенности национального характера персонажа произведения, мотивацию его поступков, для того, чтобы лучше узнать традиции и культуру данного народа. Учащийся, постигая разные национальные миры, начинает лучше понимать своеобразие своего этноса, духовные искания и морально-этические представления родного народа, соотнося их с нравственными ценностями всего человечества. Осознание того, что все культуры равнозначны и самобытны, вырабатывает у младшего школьника толерантность и уважение к представителям всех национальностей.

Основными целями изучения литературы в началь­ной школе является знакомство учащихся с произ­ведениями мирового фольклора и мировой детской литера­туры; формирование гражданской и нравственной позиции, личностного отношения к окружающей действительности; эс­тетическое воспитание; развитие навыков связной речи, твор­ческого воображения, образного мышления, служащих ос­новой для собственного литературного творчества учащих­ся; формирование элементарных представлений по теории литературы.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Литературное чтение»

  • формировать творческую личность, имеющую определенный исследовательский потенциал, готовую к выработке начальных индивидуальных суждений;

  • формировать гражданскую и нравственную позицию, ориентированную на национальные приоритеты Республики Казахстан и мировые гуманистические ценности в целом;

  • воспитывать любовь и уважение к национальной литературе и культуре народов Казахстана и мира на примере лучших образцов фольклора и классических произведений литературы;

  • прививать первичные навыки художественного анализа литературного текста: выделения идейно-тематического комплекса, проведения элементарного стилистического анализа (выделения эпитета и метафоры;

  • формировать экологическое мышление и поведение на примере анализа фольклорных и литературных произведений с высоким гуманистическим потенциалом;

  • развивать творческие способности в работе с текстом на примере анализа классических литературных произведений;

  • воспитывать у учащихся потребность в проявлении нравственных качеств, патриотического духа, ориентировать обучение предмету на национальные приоритеты Республики Казахстан и мировые гуманистические ценности на основе произведений отечественного и зарубежного словесного искусства.

Отбор содержания учебного предмета «Литературное чтение» подчинен основным дидактическим принципам целостности, последовательности, преемственности, доступности, что обеспечивает психофизиологическое здоровье обучаемых, соответствует возрастным особенностям учащихся 2-4 классов.

Так как задачи учебного предмета «Литературное чтение» решаются на материале произведений устного народного творчества и литературного творчества русских и зарубежных авторов, входящих в круг детского чтения, то отбор и распределение содержания учебного предмета подчинены научному принципу, в соответствии с которым обучающиеся овладевают сначала элементарными принципами анализа фольклорного и литературного текстов, а затем синтеза на основе полученных знаний об их структуре и функциях собственных информационных сообщений (устного и письменного воспроизводства текста, мини-сочинений и т.д.).

Учебная нагрузка по предмету «Литературное чтение» составляет:

во 2 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.;

в 3 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.;

в 4 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.

Вариативная часть содержания учебного предмета в целях более глубокого изучения предмета «Литературное чтение» может быть представлена дополнительными занятиями. Например:

2 класс: «Юные поэты и поэтессы», «В мире сказки»;

3 класс: «Юмор в сказках и литературных произведениях»;

4 класс: «Поэтические изюминки», «Знатоки литературы».

II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отобранное в соответствии с дидактическими принципами обучения содержание предмета «Литературное чтение» структурировано на 8 разделов.

Содержание разделов расширяется и углубляется на каждом следующем этапе обучения. Отсюда вытекает необходимость, кроме изложенных выше дидактических принципов, учитывать принцип от простого к сложному. Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста. В целом, предложенный подход к структурированию базового содержания предмета «Литературное чтение» продиктован также принципом преемственности, соблюдение которого позволит в течение трех лет обучения отбирать изучаемые произведения в строгом соответствии с тематикой, обозначенной в названиях разделов.

1. Родные просторы. Произведения отечественных писателей и по­этов, направленные на воспитание казахстанского патриотиз­ма; знаменательные события в истории Родины; патриоти­ческие произведения русских писателей и поэтов; граждан­ская, пейзажная лирика и проза классиков русской, казахс­кой и зарубежной литературы; произведения об истории, на­стоящем и будущем, природе, искусстве, людях Казахстана, их труде и мастерстве; о ратных и трудовых подвигах в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны; произведения казахского героического эпоса, мирового фольклора о защи­те Родины, о подвигах во имя Родины.

2. Фольклорные мотивы. Малые жанры мирового фольклора; народные сказки; прославление в произведениях устного народного творчества лучших человеческих ка­честв: любви к Родине, мужества, верности, доброты, чест­ности, трудолюбия и мастерства, отзывчивости и т.д.; про­явление народной мечты о лучшей, справедливой жизни.

Литературные сказки русских, казахских и зарубежных писателей, воплощение в них мыс­ли о могуществе дружбы и верности, о торжестве добра над злом, человеколюбия над равнодушием и эгоизмом, о всепо­беждающей силе любви и т.д.

3. Мои друзья. Семья, дружба и товарищество. Добрые взаимоотно­шения в семье; ровесники в своей стране и за рубежом; чут­кое, внимательное отношение к друзьям, к младшим по воз­расту, взрослым людям и др.; поддержка и взаимопомощь, ответственность и безответственность, честь и справедли­вость и т.д.

4. Мы и природа. Прозаические и стихотворные произведения русской и переводной литературы о временах года, расти­тельном и животном мире, необходимости бережного отно­шения человека к природе; отражение в художественных про­изведениях любви писателей и поэтов к Родине, родному краю, идея единения человека и природы.

5. Хочу все знать. Произведения об окружающем мире, о людях труда, о профессиях. Красота человеческого созидательного труда на благо других людей. Пробуждение интереса младших школьников к личности мастера своего дела, к устройству окружающего мира, к взаимоотношениям людей, вещей, предметов.

6. Золотая душа. Прозаические и стихотворные произведения русской и переводной литературы о красоте и благородстве человеческой души. Обозначение по­люсов добра и зла, мужества и трусости, долга и совести, бла­городства и непорядочности, жадности и щедрости и т.д.

7. Мир приключения и фантастики. Произведения о приключениях, путешествиях; фантастика в произведениях мировой детской литературы. Дух авантюризма и жажда поисков нового, неизведанного.

8. Наша планета – Земля. Мир вокруг тебя. Художественные и научно-популяр­ные произведения об окружающем мире и людях, знаменательных событиях в жизни страны, праздни­ках, природе вещей и явлений, о растениях и животных; расширение кругозора детей; раскрытие картины мира в дви­жении, в противоречиях, во взаимосвязях.

В каждом из восьми выше названных разделов присутствует подраздел «Поэтический родник», который включает в себя лучшие стихотворные произведения русской, казахской и мировой литературы, в первую очередь, предназначенные для детей младшего школьного возраста.

2 КЛАСС – 136 часов

Вводный урок. 1 час. Понятие о «Литературном чтении» как учебном предмете. Цели и задачи «Литературного чтения» на предстоящий учебный год.
1. Родные просторы14 часов.

Осень в городе. (По И.Есенберлину). 3 часа.

Родник. (По Д.Досжанову). 2 часа.

И.Соколов-Микитов. Охота с беркутом. 3 часа.

Поэтический родник. Стихи об осени. 2 часа:

А.Плещеев. Осень наступила.

Е. Трутнева. Осень.

О.Высотская. Осеннее утро.

Понятие об олицетворении.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Сочинение о Родине. 2 часа.
2. Фольклорные мотивы – 15 часов.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки. 3 часа.

Понятие о малых жанрах устного народного творчества.

Лисица и дрозд. Русская народная сказка. 2 часа.

Понятие о народной сказке.

Лиса и муравей. Казахская народная сказка. 3 часа.

Айога. Нанайская сказка. 2 часа.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение-сказка. 2 часа.
3. Мои друзья – 15 часов.

В.Драгунский. Друг детства. 4 часа.

И.Чапек. Трудный день. 3 часа.

Поэтический родник:

Стихи о дружбе: С.Михалков. Песенка друзей. З.Петрова. Качели. А.Горбунова. Встреча. 2 часа.

Стихи о зиме: С.Сейфуллин. Зима. А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Я.Аким. Первый снег. 2 часа.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Изложение по отрывку из изученных произведений (на выбор). 2 часа.
4. Мы и природа – 15 часов.

Туве Янсон. Первый снег. 3 часа.

В.Даль. Девочка Снегурочка. 2 часа.

М. Зверев. В ночь под Новый год. 2 часа.

В.Степанов. Серебряный ключик. 2 часа.

Поэтический родник. Стихи о зиме и Новом годе. 2 часа:

А.С.Пушкин. Буря мглою небо кроет…

С.Есенин. Пороша.

И.Никитин. Зима.

К.Чуковский. Елка.

Понятие о сравнении.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Сочинение-описание о зиме. 2 часа.
5. Хочу все знать – 19 часов.

Н.Носов. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 4 часа.

Как слона лечили. По В.Коржикову. 3 часа.

Понятие о рассказе.

Г.Снегирев. Меховые лыжи. 3 часа.

Зима. По Ю.Ковалю. 3 часа.

Поэтический родник. Стихи о зиме. 2 часа:

И.Никитин. Зима.

А.Блок. Ветхая избушка.

А.Яшин. Покормите птиц.

А.Барто. Два снежка.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Изложение по отрывку из изученных произведений (на выбор). 2 часа.
6. Золотая душа – 19 часов.

Верблюд и мальчик. По К.Тангрыкулиеву. 3 часа.

Понятие об описании.

В.Железников. Рыцарь. 3 часа.

Р.Погодин. Клад. 3 часа.

Понятие о повествовании.

К.Ушинский. Ветер и солнце. 3 часа.

Поэтический родник. Стихи о весне и маме. 2 часа:

В.Руссу. Моя мама.

М.Пляцковский. Ты на свете лучше всех.

И.Токмакова. Весна.

Г.Ладонщиков. Медведь проснулся.

Г.Виеру. Подснежник.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение на тему нравственности. 2 часа.
7. Мир приключений и фантастики – 19 часов.

В.Бианки. Как мышонок попал в мореплаватели. 3 часа.

А.Линдгрен. Малыш и Карлсон. 4 часа.

Понятие о рассуждении.

Дж.Родари. Как Алиса в море побывала. 4 часа.

Поэтический родник. Стихи о весне. 3 часа:

Ф.Тютчев. Зима недаром злится…

А.Плещеев. Деревья весело шумели…

Е.Благинина. Черемуха, черемуха…

С.Маршак. Апрель.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение об одном из героев изученных произведений. 2 часа.
8. Наша планета Земля – 18 часов.

М.Пришвин. Ребята и утята. 2 часа.

В.Берестов. Честное гусеничное. 4 часа.

Развитие понятия о рассказе.

Ю.Яковлев. Белые журавлики. 4 часа.

Поэтический родник. Стихи о лете. 2 часа:

В.А.Жуковский. Жаворонок.

И.Суриков. Лето.

Б.Заходер. Когда приходит лето.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение о Родине. 3 часа.

Заключительный урок. 1 час. Предмет «Литературное чтение» как ступенька на пути постижения лучших творений классиков русской, казахской и мировой литературы.
Учащиеся должны читать наизусть 11-12 стихотворений, 2-3 небольших логически законченных отрывка из прозаи­ческих произведений (15-20 строчек).
Всего – 136 часов.

Из них на:

вводный урок – 1 час;

чтение и изучение произведений – 97 часов;

внеклассное чтение – 20 часов;

развитие речи – 17 часов;

заключительный урок – 1 час.

3 КЛАСС – 136 часов

Вводный урок – 1 час. Повторение пройденного литературного материала во 2 классе. Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе.
1. Родные просторы14 часов.

С.Сейфуллин. Родная земля. Кокшетау. 3 часа.

Понятие о пейзаже.

М.Ауэзов. Возвращение. 4 часа.

Поэтический родник. Стихи об осени. 2 часа:

А.Фет. Ласточки пропали.

М.Лермонтов. Листья в поле пожелтели…

С.Козлов. В сентябре.

И.Токмакова. Осенние листья. 2 часа.

Понятие о метафоре.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение об осени. 2 часа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconВоспитание личности как субъекта межкультурных отношений
Национальная академия образования имени И. Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан проводит международную...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина...
Тавители: Кунакова К. У., Кабдолова К. Л., Карбаева Ш. Ш., Токбергенова У. К., Айдарова З. Ш., Алдибаева Т. А., Ауельбекова Г. Д.,...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconУчреждением высшего профессионального образования
«Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» (далее Академия) некоммерческая организация, осуществляющая...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconРеспублики Хакасия «Национальная библиотека имени Н. Г. Доможакова»
Информационный список новых методических материалов с 2012 года имеет новую структуру
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconСогласно гост 1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»
Государственным бюджетным учреждением культуры Республики Хакасия «Национальная библиотека имени Н. Г. Доможакова»
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconМоу сош №3 имени Героя России Сергея Ромашина
«Национальная образовательная инициатива «наша новая школа», программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconВ средних общеобразовательных учебных заведениях
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconВ средних общеобразовательных учебных заведениях
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconМинистерство образования и науки Республики Казахстан Национальная...
Целью конференции является обсуждение экологических проблем Прикаспийского региона и Каспийского моря, проблем и перспектив развития...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconМедицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина iconИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск