Направление: интернет конференция по воспитательной работе





Скачать 61.82 Kb.
НазваниеНаправление: интернет конференция по воспитательной работе
Дата публикации09.07.2014
Размер61.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Внеклассная работа по литературному краеведению



Аникина Наталья Анатольевна

Преподаватель русского языка и литературы


Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный технический лицей №1», город Благовещенск

Направление: интернет – конференция по воспитательной работе.



Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Всегда имеются категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к литературе, занимающиеся ею по мере необходимости, считающие эту дисциплину скучной. Это приводит к индивидуализации обучения, одной из форм которой является внеклассная работа, направленная на значительное улучшение литературного и эстетического воспитания учащихся.


Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством. Это система мероприятий с определенной учебно-воспитательной целью, задачами и научно-методическим обеспечением, которые проводятся во внеурочное время. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Внеклассная работа как составляющая литературного курса унаследовала от него те же самые принципы, требования и задачи, однако выполняет и собственные функции, а именно:

- повышает интерес к предмету;

- помогает глубже понять изучаемые произведения;

- активизирует интересы и творческие возможности учащихся;

- расширяет мировоззрение;

- развивает духовные ценности;

- помогает эффективно использовать досуг.
Сегодня очень важным направлением в работе педагога - словесника становится краеведческая работа. Внеклассные занятия по литературному краеведению являются важным источником патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.

Какова же роль литературного краеведения в достижении целей образования?

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики, отмечал, что поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают возгореться искрами любви к Отечеству.

Система мероприятий по литературному краеведению подразумевает следующие виды работы:

1. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и русскому языку;

2. Встречи (в том числе и заочные) с Амурскими писателями и поэтами;

3. Организация экскурсий;

4. Изучение произведений, посвященных родному краю.

Деятельность учащихся реализуется через проекты:

  • Творческие: работа в творческих группах, создание литературных образов (сценарная, оформительская и т.д.);

  • Информационные: сбор информации о писателях и поэтах, их жизни и творчестве, анализ и обобщение фактов.

Основной результат деятельности – Анализ опыта системы внеклассных мероприятий по литературному краеведению показал их влияние на чувственно-эмоциональную сферу учащихся, положительный эффект и условия для развития общечеловеческих ценностей. Этот вид деятельности помогает получить новые, дополнительные сведения и знания по литературе, включить массу ребят в литературное творчество, обеспечивает активизацию учащихся, их самостоятельную деятельность, их максимальное участие в изучении литературы родного края. В ходе мероприятий учащиеся в достаточной мере раскрывают свои творческие способности.

Разнообразные формы внеурочных занятий по литературному краеведению предусматривают большие возможности. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, возможностью делать то, что хочешь: можешь попробовать себя в роли актера, чтеца и т.п. Не последнюю роль играет здесь установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на конечный результат: литературный турнир, литературно - музыкальную композицию, устный журнал, постановка спектакля и т.п. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое); отношения педагога и учащихся отличает атмосфера сотворчества.

Особое внимание заслуживает проведение литературно-музыкальных композиций, например: «Пою тебя, мой край родной», помогающие учащимся развивать эстетический вкус, стремление знать, как можно больше о родном крае, его истории, природе, культуре, литературном наследии. Подобранный материал ориентирован на формирование представления о творчестве поэтов – Дальневосточников, так же позволяет оттачивать навыки выразительного чтения учащихся, музыкальное оформление способствует особому восприятию поэтического творчества. Кульминацией в этом мероприятии становится обращение к молодому поколению известного поэта, воспевшего неповторимость родного края в стихах, которое заставляет задуматься о необходимости бережного отношения к нашему богатству.

Литературное краеведение включает в себя огромную исследовательскую работу. Наш Дальневосточный край особенно богат на литературно-исторические события, собрав великолепный материал о пребывании А.П. Чехова в нашем городе, итогом проделанной работы становится заочная экскурсия в то время. Уместно будет привлечение иллюстраций тех мест, в которые предлагает отправиться преподаватель. Учащимся для выступления предварительно даются задания. Например, можно рассказать о близких писателя, представить день писателя, полный гостей и разговоров, которые они могли бы вести, музыки, которая звучала. Можно представить монолог от имени какого-либо предмета, бывшего свидетелем разговоров, бесед тех времен в виде воспоминаний или дневника. Подготовка к внеклассному мероприятию: «Я в Амур влюблён». Два дня из жизни А.П. Чехова, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет кругозор, развивает творческие способности, воспитывает любовь к родному городу. Ребята с интересом воспринимают материал, где историческое прошлое родного края пересекается с жизнью известного русского писателя и с большим уважением относятся к его творчеству.

Одной из форм, активизирующих внимание к изучаемому материалу, является составление фотоальбома: «Петр Комаров – родник его поэзии». Где в основном подобранный материал говорит о формировании поэтического творчества П. Комарова, об истоках духовных исканий, о первых литературных опытах. Ребята с удовольствием знакомятся с живописными глубинками края, смотрят на его красоту через призму впечатлений, накопленных поэтом в своих стихах. С большим сожалением ребята переживают вместе с поэтом трудные времена и радуются заслуженным победам, а так же задумываются над его философскими размышлениями о жизни, о назначении человека, о его роли в судьбе родного края. Представление собранных материалов развивает навыки у учащихся публичного выступления.
Другой формой нестандартного проведения мероприятия является литературная встреча, которая может быть организована на разных этапах обучения. Цель встречи - углубить знания учащихся о творчестве писателя, поэта проверить степень осмысления или усвоения материала, а главное - вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Например, литературное кафе «Уроки нравственности в творчестве И. Игнатенко» Встречу можно вести как преподавателю, так и приглашенному гостю. Литературная встреча может иметь следующие элементы: обсуждение вопросов, защиту рисунков, защиту стенной газеты, основой для которой могут быть сочинения учащихся, высказывания критиков; инсценирование отрывков произведений; проведение викторины, при этом викторина помимо познавательных целей вносит в учебную встречу и элемент разгрузки; чтение наизусть отрывков; подведение итогов.

Важным этапом в этой деятельности становятся организация экскурсий, задача которых - расширить запас сведений и соответственно знаний. Содержание экскурсий может носить разнообразный характер, в зависимости от того, какую цель преследует педагог. Они позволяют систематизировать материал, полученный ранее, формировать своё отношение к увиденному и прочитанному.

Итак, среди разнообразных видов внеклассной работы по литературе особое место занимает литературное краеведение. У умелого преподавателя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю, к предмету. Охарактеризованные выше формы и методы далеко не исчерпывают всего многообразия внеклассной работы в этом направлении, а цель, которую преследует педагог, используя любой из методов, всегда одна - литературное образование и воспитание учащихся.
Литература:

1.Методика преподавания литературы: учебник для педагогических вузов /под ред. Богдановой О.Ю.,

2. . Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. - в 2ч. Ч.2. - М.: Просвещение, Владос, 1994

3. Урок литературы /сост. Т.С.Зепалова. М.: Просвещение, 1983.

4. Милонов Н.А. Литературное краеведение: Учебное пособие для студентов пед, ин-тов. М., 1985.

5. Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. - М.: Просвещение, 1970

6. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д.Янко. - М.: Просвещение, 1976

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconАно спо «Омский колледж предпринимательства и права», г. Омск Направление...
Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийская интернет – конференция по учебной и воспитательной работе педагогов нпо и спо
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconСводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального...
Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение...
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconРазвитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна
Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального...
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconИнтернет конференция по учебной работе
Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный технический лицей...
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconУчебно-исследовательская конференция «старт в науку» лингвистическое...
I. Молодежный жаргон в Интернет-коммуникации как объект лингвистического исследования 6
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconВ новосибирске состоится крупнейшая региональная конференция об интернет-бизнесе
Заочная всероссийская научная конференция с международным участием «Научное творчество ХХI века»
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconПланирование воспитательной работы на 2008/2009 учебный год
Отчет классных руководителей о воспитательной работе проделанной в 1 четверти (5-6 класс)
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconИнтернет- конференция по учебной работе Педагогические методы и технологии...
Актуальность темы определяется тем значением, которое придается задачам воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития...
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Милославского района, Рязанской области в составе: Свиридова Н. А. – директор моу «Центральная средняя общеобразовательная школа»,...
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconОтчет по воспитательной работе за 2011 -2012 учебного года
Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию воспитательных задач
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconПортфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности...
Консультант: Давлетшина А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования уипкпро
Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconСборник статей и материалов элективных курсов, опубликованных в Интернет-семинаре...

Направление: интернет конференция по воспитательной работе iconЛекция интернет: поиск научной литературы, использование баз данных
Интернет, рекомендуемые в работе по научно-обоснованной профилактике неинфекционных заболеваний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск