Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор»





Скачать 81.71 Kb.
НазваниеУрок по комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Дата публикации16.07.2014
Размер81.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР».

ПО СТРАНИЦАМ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ…

Цели урока:

  1. продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;

  2. продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;

  3. способствовать развитию у учащихся творческих способностей;

  4. воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал; печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

ХОД УРОКА:

Эпиграф к уроку:

Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище…

Н. В. Гоголь

  1. Организация начала урока. Слайд № 1

  2. Целеполагание.

  3. Вступительное слово учителя. Слайд № 2

Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …».

  1. Работа с эпиграфом к уроку. Слайд № 3

Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?

В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»?

В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему?

Какие эпизоды запомнились вам больше всего? Почему?

Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию?

Дайте характеристику любого образа комедии?

  1. А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа – черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор. (Устная работа). Слайд № 4




1




  1. Городничий


1


1.неглупый по своему человек


2




  1. Жена городничего


6


2.умнее своего барина


3




  1. Хлестаков


4


3.услужлив и суетлив


4




  1. Осип


2


4.молодой человек, несколько приглуповат


5




  1. Ляпкин-Тяпкин


7


5.простодушный до наивности


6




  1. Земляника


3


6.провинциальная кокетка


7




  1. Почтмейстер


5


7.прочитавший 5-6 книг

Ключ к заданию:

1 – 1 ; 2 – 6 ; 3 – 4 ; 4 – 2 ; 5 – 7 ; 6 – 3; 7 – 5

Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения?

Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым?

Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов?

Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал?

Какие эпизоды вызывают смех?

Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным?

Над чем все мы с вами смеемся?

Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии.

  1. Литературный диктант. ( работа выполняется на печатных листах) Слайд № 5

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова. Слайды № 6 -15.

ГОРОДНИЧИЙ. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

ОСИП. Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

ХЛЕСТАКОВ. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

МИШКА. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

АММОС ФЕДОРОВИЧ. (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.

ГОРОДНИЧИЙ. (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

ЛУКА ЛУКИЧ. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

ЖАНДАРМ. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

  1. Работа с иллюстрациями к произведению. Слайды № 16-22

Читая то или иное произведение, характеризуя героев, в нашем сознании предстают разнообразные картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в кокой обстановке находятся. К сегодняшнему уроку приготовили иллюстрации к произведению, которые сейчас продемонстрируем. Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Озаглавьте их?

И в завершении урока вам следует разгадать кроссворд. (работа выполняется в группах). Самопроверка. Слайд № 23.

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

1

П

Я

Т

Ь
















2

Н

Е

М

А

Я













3

К

А

Р

Е

Т

А










4

Г

О

Г

О

Л

Ь










5

Э

П

И

Г

Р

А

Ф







6

К

О

М

Е

Д

И

Я







7

Г

И

Б

Н

Е

Р










8

Ч

М

Ы

Х

О

В










9

И

В

А

Н


















  1. Подведение итогов. Задание на дом.

Какие впечатления произвела на вас комедия Н. В. Гоголя?

Существуют ли в современном мире гоголевские герои?

Выразительное чтение немой сцены.

Какова роль этой сцены?

Придумайте продолжение гоголевской комедии. Напишите домашнее сочинение ( объем 50-80 слов ).

Список используемой литературы:

  1. Н. В. Гоголь. Ревизор. Ленинград. «Художественная литература». 1985.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconУрок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик»
Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор»
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПлан-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: 1 познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconРазоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: углубить знания учеников о творческой биографии Н. В. Гоголя; познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; повторить...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширить и углубить представления уч-ся о комедии Гоголя «Ревизор», научить обращать внимание на детали, характеризующие героев
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconХод урока Для нас он был больше, чем просто
Цели урока: обобщить знания учащихся по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», показать, что комедия живёт; рассмотреть типичных героев...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя; учить использовать в читательском высказывании лексику и конструкции со значением...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconИсследование по литературе. 9 класс (речевой). Учитель: Васильева...
Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» icon«Уникальность языка Гоголя. Комедия «Ревизор»
На основе изучения взглядов различных ученых можно заключить, что именно прецедентный текст является одним из важнейших причин пополнения...
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» iconДревняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих...
Комедии родились из шуточных песен и плясок, исполняемых на Дионисиях. Особенно популярны были политические комедии, высмеивавшие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск