Скачать 46.3 Kb.
|
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя. Тема по литературе: "Этот приглуповатый Хлестаков..." Тема по русскому языку: "Однородные члены предложения "(частичный индивидуальный контроль). Предварительная работа включала следующее: по русскому языку: тема "Однородные члены предложения" была дана блочно, два урока заняла фронтальная проработка материала; по литературе: учащимися прочитана комедия "Ревизор", проведен урок "Отцы города" (общая характеристика чиновников города). Цели урока:
Оборудование на уроке: интерактивная доска, проектор, таблица “Однородные члены предложения”; карточки с заданиями; текст «Ревизора» в учебнике литературы; портрет Н.В.Гоголя. Ход урока I. Организационный момент. Слово учителя. - Сегодня мы проведем интегрированный урок по теме “ Однородные члены предложения”, на котором обобщим и закрепим знания, полученные в ходе изучения темы. Но у нас есть еще одна цель: начать подготовку к сочинению по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». II. Основная часть урока. I. Проверка домашнего задания: Опрос-повторение теоретических сведений по теме “Однородные члены предложения”. Работа с плакатом-таблицей по данной теме. Задание: по данной таблице составить устный рассказ на лингвистическую тему “Однородные члены предложения” (у доски работают 1-2 ученика) Работа по карточкам (идет одновременно с проверкой домашнего задания). Карточка 1. Расставить знаки препинания, объяснить их графически; вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Хлестаков пытается сказать (не)что чрезвычайно сверх..естестве(н,нн)ое (не)обычайно эффектное. Но сказать ему совершенно (не)чего и фраза часто обрывается на середине. "Легкость (не)обыкновенная в мыслях" пустота фраз (не)определенность содержания все что находится в голове Хлестокова. Карточка 2. Расставить знаки препинания, объяснить их графически. Потом Хлестаков захотел продолжить осмотр города совершенно освоившись в своем новом положении. Он благосклонно принимает все любезность почтительность и услужливость чиновников знаки внимания со стороны жителей города и объясняет это своими личными достоинствами. Карточка 3. Расставить знаки препинания, объяснить их графически. Комический сатирический эффект сцены вранья достигается не только гиперболами "арбуз в 700 рублей" "суп в кастрюльке прямо на пароходе" приехал из Парижа. Смешно не только что Хлестаков в числе своих сочинений зачисляет и комедию Бомарше и оперу Беллини и целый журнал.Комична сама неопределенность тех хвастливых фраз которыми Хлестаков хочет поразить своих слушателей. Карточка 4. Расставить знаки препинания, объяснить их графически. В богоугодном заведении Земляники Хлестаков увидел стол заваленный разными винами и закусками и сразу повеселел ретиво принялся за еду изредка отрываясь чтобы попросить еще вина или похвалить какое-нибудь блюдо. II. Зрительный диктант (текст спроецирован на доске): расставить знаки препинания, объяснить их; раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Хлестаков вовсе (не)надувает он не лгун по ремеслу он сам забывает что лж..т и уже сам почти вер..т тому что говорит. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизн..-почти род вдохновения.(Гоголь). Проверка диктанта (один ученик у доски). III. Работа с текстом комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». - О какой "минуте" говорит Гоголь? - Действительно ли Хлестаков верит своей фантазии? Чтение по ролям явл. VI третьего действия. - Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? - До какого момента инициатива разговора в руках Хлестакова? (До реплики Марьи Антоновны.) - Действительно ли Хлестаков обладает "легкостью необыкновенной в мыслях"? - Замечает ли Хлестаков, что начинает врать? Как выходит из затруднительных положений? - Как вы думаете, где высшая точка (кульминация) сцены вранья? Почему Гоголь говорит не упал, а шлепнулся? - Как реагируют чиновники на эту сцену? Почему? IV. Пунктуационный разбор (вывод к беседе). Все они, уездные, напуганные и знающие свои грешки, благоговеющие перед начальством,готовы в носе, в бакенбардах, в пустышке, в фитюльке увидеть какие угодно величественные черты, раз они признали бакенбарды и фитюльку персоной. (Гуковский.) V. Обобщающая беседа. - Что же помогает Хлестакову молниеносно вознестись в мечтах до генерала и даже фельдмаршала? - Как Гоголь передает изменение настроения чиновников города? - Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Какая фраза лучше всего отражает сущность этого "елистратишки"? Запись эпиграфа к уроку: "Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия!" VI. Словарная работа: записать в тетради существительные и прилагательные, характеризующие Хлестакова. Пустозвон, несколько приглуповат, щеголь, простодушный, тщеславный, болтун, недалекий. VII. Объяснительный диктант: расставить знаки препинания, объяснить их; раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Герой комедии городничий и (не)почитайте Хлестакова героем комеди.. так как он создание и..пуга(н,нн)ого вообр...жения городничего призрак тень его совести. VIII. На дом:
|