Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»





Скачать 79.18 Kb.
НазваниеУрок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»
Дата публикации18.07.2014
Размер79.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок-круглый стол
Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»

Разработчик:
Ченцова Н.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин («Международный институт компьютерных технологий», г. Воронеж)
Рецензент:
Воителева Т.Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы (ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»)


Форма проведения занятия


Урок-круглый стол



Предметная область



русский язык, история, литература, мировая художественная культура, основы православия



Тема


«Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»



Актуальность


Представление истории русского языка и истории славянской письменности в социокультурном пространстве современности


Цель:

Задачи:


Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества.
Показать роль русского языка как языка межнационального общения.

Продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающих на территории Российской Федерации, на примере становления и развития славянской письменности.

Познакомить с интересными историческими фактами возникновения письменного языка в России.

Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.

Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.


Целевая аудитория



учащиеся 9-11 классов


Кол-во участников



25 человек


Продолжительность



45 мин


Оборудование



компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями


Ожидаемые результаты



Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры.

Расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.

Обобщение тематических знаний по смежным предметам гуманитарного цикла

Повышение уровня мотивации учащихся в изучении предметов гуманитарного цикла.

Воспитание интереса к истории, языку и традиции страны и народа.



Ход

проведения занятия

1. Подвиг Кирилла и Мефодия

2. Славянская азбука. Кириллица или глаголица?

3. Письменность как признак развития цивилизации.

Подведение итога

Занятие предваряет просмотр документального фильма «Евангелие от Кирилла и Мефодия» (2010, режиссер. О. Шишкин) на внеклассном мероприятии и выполнение домашнего задания (учащиеся получают вопросы в соответствии с программой круглого стола).
На экране – тема занятия, портрет Кирилла и Мефодия

«Социокультурные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»
Учитель

– В канун празднования Дня славянской письменности мы вспоминаем имена Кирилла и Мефодия – людей, оставивших нам в наследство – письменность. Путь солунских братьев, полный трудностей и невзгод, был прослежен нами в процессе просмотра документального фильма «Евангелие от Кирилла и Мефодия». Вслед за авторами этого фильма мы попытаемся дать свою оценку деятельности Кирилла и Мефодия с позиций современности и разобраться, почему наши современники вновь и вновь обращаются к этим историческим личностям? Каково значение языка, – созданного Кириллов и Мефодием, в истории общества и культуры нашей страны; языка, который объединил всех присутствующих в этом классе.

– Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы совместно найти ответы на поставленные вопросы. Обсуждение предполагается по следующему плану:
На экране – тема и программа круглого стола:
«Социокультурные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального»


  1. Подвиг Кирилла и Мефодия

  2. Славянская азбука. Кириллица или глаголица?

  3. Письменность как признак развития цивилизации.


– В первую очередь, обратимся к личностям Кирилла и Мефодия и попытаемся понять, почему же их имена до сих пор живы в памяти народа и не затерялись в глубине веков, как например, имена многочисленных императоров?

– Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности называют подвигом – гражданским, просветительским, духовно-нравственным. Насколько данное утверждение обосновано, как вы считает?
(ученики комментируют представленное утверждение, приводят факты, основанные на материале просмотренного фильма:

– гражданский – потому что отстаивали права христианства, статус славянского языка как официального языка религии и т.д.

– просветительский – потому что способствовали распространению христианской веры и посредством этого – письменности, а впоследствии культуры в целом и т.д.

– нравственно-духовный – потому что благодаря их деятельности народы обрели чувство единения, сплочения вокруг веры, дающей нравственные основы (н-р, 10 заповедей, азбучные молитвы и др.)
– Обратимся к названию документального фильма Олега Шишкина – «Евангелие от Кирилла и Мефодия». Насколько оно символично? И как оно соотносится с понятием «подвиг»?
(ученики обращаются к этимологии слова «евангелие»

– учение о Христе, изложенное учениками Кириллом и Мефодием

– благая/радостная весть от Кирилла и Мефодия)
Учитель

– Действительно, само название просмотренного вами фильма содержит авторскую оценку деятельности Кирилла и Мефодия и является знаковым. Они были «героями своего времени», и, создав славянскую письменность – совершили подвиг, за что и были причислены к лику святых.
– Славянская письменность – это бесконечный ряд загадок. И главная загадка – сама азбука. Рукописи X и XI веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие – глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? И что стало основой для современного письма? Как появился церковно-славянский язык?
На экране – азбуки (кириллица, глаголица)
(ученики делятся информацией из разных источников об истории и буквенном составе кириллицы и глаголицы, в том числе опираясь на материал документального фильма, проводят сопоставительный анализ с современным алфавитом)

Учитель

– Говоря о первой славянской азбуке, трудно сказать, какая азбука была изобретена Кириллом. Мы в точности не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. И исторический спор нисколько не умаляет значимость подвига солунских братьев, ведь главное – результат. Славянские народы обрели письменность, которая вобрала в себя многовековую практику и культуру. А потому славянская письменность уже по своему происхождению стала частью мировой культуры.

– Невозможно переоценить письменность в жизни любого народа. И подтверждение тому высказывания классиков.

На экране – высказывание В. Г. Белинского: «Язык живет вместе с жизнью народа»

– Прокомментируйте данное высказывание.

(ученики на примерах из разных сфер жизни подтверждают правомерность данного высказывания, в качестве подтверждения используют высказывании др. известных людей)

– Действительно, появление славянской письменности открыло перед народом возможность реализовать потенциал, накопленный многовековым его опытом, во всех аспектах его жизни. Поэтому письменность в мировой истории становится главным критерием в определении уровня развитии цивилизации.

– Мы с вами в той или иной мере продолжатели традиций и культуры русского языка – языка, объединившего не только славянские народы. В стране, где мы живем, русский язык – это государственный язык, выполняющий роль языка межнационального общения. Этот язык объединил сегодня нас. И все мы – столь разные – вносим свою лепту в дальнейшую его историю.

На экране – высказывание Н. Рериха:

«Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем».

– Что вы знаете о «величии» языка, на котором ежедневно общаетесь? Что вы вкладываете в это понятие? Аргументируйте свой ответ.

(ученики приводят факты из истории становления языка как государственного, о количестве народов, проживающих на территории РФ и др.)

– Безусловно, подвиг Кирилла и Мефодия, вряд ли кому-то из присутствующих удастся повторить. Но в наших силах сберечь то наследие, которое нам оставили наши предшественники. Письменность – это бесценный подарок, и нам следует бережно относиться к языку.

– Память о Кирилле и Мефодии жива в народе, поскольку они обладали качеством, которое стремительно утрачивается современными людьми. Для них дело, которому они служили, было не работой и даже не общественным служением, а некоей особой миссией. Их имена – это напоминание потомкам об уникальном главного достояния – о письменности, благодаря которой мы с вами одновременно и творцы и часть истории.
На экране – видеоролик «Гимн равноапостольным Кириллу и Мефодию»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconАвгустовской конференции педагогических работников
Круглый стол «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос»
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» icon«Проектная деятельность в начальной школе»
Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено»
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconПлан работы рмо учителей русского языка и литературы на 2013-2014 уч год
Декабрь Круглый стол по произведениям И. С. Шмелёва (отв. Казина Л. И. Лиц.№1) желающие принять участие звонить ОнищукС. В
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Круглый стол для руководителей шмо учителей русского языка и литературы по теме «Аттестация педагога: методика оценки уровня квалификации...
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconПрезентация на 1 этаже Викторина «Полиглот»
Круглый стол с участием носителя языка «Регионы Франции» 316 каб. – Горбачева О. А
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать о функциях русского языка как языка межнационального значения, государственного языка рф, мирового языка
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconУрок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию»
Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей...
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать о функциях языка, о ведущей роли коммуникативной функции языка, о том, что русский язык – один из развитых языков мира, о роли...
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconРешение комиссии по проведению конкурса рефератов на тему: «Конституция...
«Конституция Российской Федерации: нравственные ориентиры справедливости для общества и государства»
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconУрок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка»
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема...
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок-круглый стол Тема: «Духовно-нравственные ориентиры русского языка: от церковно-славянского до межнационального» iconКонспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию
На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск