Урок №30 Тема: Народы Таймыра





НазваниеУрок №30 Тема: Народы Таймыра
Дата публикации26.07.2014
Размер97.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок № 30

Тема: Народы Таймыра.
Образовательные задачи: познакомить учащихся с народами, проживающими на Таймыре, их численностью, укладом жизни, обычаями и традициями;

развивающие задачи: учить детей умению анализировать диаграммы и статистический материал;

воспитательные задачи: воспитывать интерес к культуре и традициям других народов, формировать экологическую культуру.

Оборудование: диаграмма «Народы Таймыра», картины, книги о Таймыре, музыка с записью северного ветра и танец шамана, импровизированный костер, презентация «Народы Таймыра».

Метод урока: объяснительно – иллюстративный с элементами исследовательской работы.

Форма урока: урок – путешествие.

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала:

Слово учителя:

Таймырский полуостров расположен на Крайнем Севере, на самой макушке земли. При слове Таймыр, у людей, проживающих где-нибудь на юге, возникает образ края света, унылой, холодной и неуютной Земли. Таймыр служит родным домом для некоторых народов, который свой край не считают ни унылым, ни слишком холодным.

Таймыр древняя земля, овеянная легендами и приданиями. С незапамятных времен, живущие на этой земле народы, из поколения в поколение передают миф о ее рождение.

Инсценировка сказки.

Собрались два бога.

- Ну, что будем делать?

- Что будем делать? В сторону Солнца (то есть на юг) есть камень (горы).

Там, среди гор надо поставить лес на дрова. Может, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, - какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:

-Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня будто ум короткий. Лес надо было родить, поставить.

Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают, Русские, самоди пусть его топят.

Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь не живем?

Так все в землю положили, в воду рыбу положили, еду. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать. До сих пор ее всякий человек ест.

Это все два бога положили.

Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога и все.

Слово учителя:

- Ребята, о каких древних народах Таймыра рассказывает сказка?

Ненецкая писательница Анна Неркаги написала: «Меня иногда все занимает мысль: у реки, у любой реки два течения – верхнее, видимое глазу, и глубинное, у самого дна, и это – то течение, тайное, сильное, самое важное, куда повернет оно, туда и река. Так и в нашей жизни – часть жизни лишь сверху, а есть душа – как и тысячу, миллионы лет назад, есть душа, не подвластная ничему… Есть еще душа народа».

- Как вы поняли ее слова?

Подобно реке мы так мало знаем о коренных народах. И сегодня мы совершим путешествие в тундру. Сейчас мы попробуем в рамках одного урока представить картину повседневной жизни коренных народов. Познакомимся с укладом жизни, обычаями и традициями народов Таймыра. Коренные народы Таймыра называют еще малочисленными или малыми.

- Ребята, как вы думаете, почему их так называют?

- Какие коренные народы живут на Таймыре?

Численность населения по состоянию на 01.01.2003г. составляет в ТАО 44,5тыс. чел.

Из них 9,5 тыс. человек будет коренное население. Сравним численность населения коренных народов Таймыра с русскими и другими народами.

Долганы - около 5400 чел.

Нганасаны – около 800 чел.

Ненцы – около 3.000 чел.

Эвенки – около 300 чел.

Энцы - около 100 чел.

8 тысяч лет назад земля освободилась от ледников и появилась на Таймыре современная растительность. За стадами оленей пришли сюда люди, потомственные охотники, которые относятся к разным языковым семьям: самодийской (энцы, ненцы, нганасаны) и тюркской (долганы). Из этих народов нганасаны – самые древние, а молодые – долганы.

Бескрайние просторы тундры являются для коренных народов родным домом. Живя долгое время в гармонии с природой, эти народы сформировали свой уклад жизни и культуру.

Так как скудная северная природа не обеспечивала средствами к жизни на длительное время, приходилось искать новые пастбища для оленей. Следовательно, каким должно быть жилище жителей тундры?

Рассказ ученика.

Жилище коренных жителей Таймыра называется чумом. Это разборное, конической формы жилище. Жерди – длинные, круглые палки, являются основной деревянной конструкцией чума. А выделанные оленьи шкуры – используются в качестве покрытий. Очаг находился в центре чума. Для обогрева жилища использовали тальник и мох. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Собирали и разбирали чум женщины всего за два часа.

Как вы думаете, ребята, почему коренным народам было удобнее жить в чумах, чем в домах, в которых они живут сейчас?

Рассказ учителя.

Очень важным для Севера является пища. В тундре они собирали коренья, ягоды, охотились на диких оленей, гусей, уток, добывали пушных зверей. В реках и озерах ловили рыбу. Любимым блюдом было национальное кушанье – сагудай, приготовленное из свежей рыбы со специями.

Нганасанский художник Мотюмяки Турдагин рассказывал: «Мы садимся за стол и сразу съедаем несколько чиров, затем жена подает большую жаровню мяса, а потом мы выпиваем четыре чайника. Оленя средних размеров хватает нам на один день, так что охотиться приходится ежедневно. А русская еда в пищу не годится. А в его семье было одиннадцать детей. Вопрос ученикам.

Ребята, а почему русская еда не годится для жителей тундры?

Слово учителя.

Поговорим о одежде северных народов. Одежда народов Севера помогла обжить суровую землю.

Рассказ ученицы.

Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетием. Она лаконична и сложна. За ее простотой – уникальный крой и обработка материала. В процессе выделке оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.

Шьют одежду женщины. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети.

Уже в трехлетнем возрасте каждая девочка имела свою сумочку для рукоделия. Ее шила мать или бабушка. Вначале это был просто мешочек без всяких украшений, где хранились куклы, лоскутки, меха. С возрастом ребенка сумочку меняли на более красивую, большую размером.

Украшали одежду бисером, цветными нитями, меховыми аппликациями и полосками ткани, Орнамент имеет в основном геометрический характер: «оленьи рога», «заячьи уши», «чумы» и т.д. Вместо ниток использовали сухожилия оленя. Потерять иголку было большим горем, так как получали ее у приезжих купцов в обмен за очень большое количество шкур.

Слово учителя:

Ребята, какие особенности одежды помогали коренным народам не замерзнуть в условиях холодной зимы?

Я родилась в суровом крае,

Где сердце леденит мороз,

Где мой народ, лишь горе зная,

Работал, бедствовал и мерз.

Где только слышался лишь голос

Шамана жадного до дна,

Гулял по чумам страшный голод,

И беспросветная нужда,

Жил, слезы лил, и все же

Ждал, верил, шел вперед.
Неполным будет рассказ о малых народах Таймыра, если мы не затронем духовную сторону жизни коренных народов. Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, эта вера позволила их предкам в трудной борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную культуру. В изголовье мужа ставились святые фигурки, к ним обращались с просьбами. Если исполнялась желание, шили новую парку, иногда их было много, в случае не исполнения святых наказывали, ругали.

( Стучат в дверь. Музыка. Танец шамана)

Вопрос учителя.

- Кто пожаловал к нам в гости?

- Шаман.

- Расскажи детям, какую роль играл шаман у народов Таймыра?

Рассказ ученика: шаман выступал посредником между людьми и духами. Шаманом мог быть только тот человек, в роду которого кто – то из предков был шаманом.

Шаманские костюмы и атрибуты – бубен и колотушка, символика украшений – это настоящее театральное представление.

Они были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций и памяти народа. Шаман имел большое влияние на своих сородичей. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти.

Рассказ учителя.

Они не имели своей письменности и использовали рисунок. Образцы такого рисуночного письма – тамги – знаки собственности ставили на домашнюю утварь, орудия промысла, культовые предметы, а позже стали использовать как подписи на документах.









±

>

*



Ө


(На фоне музыке). В долгую полярную ночь собирались вместе, греясь у очага зимними вечерами, развлекали детей, разгадывали загадки, вспоминали меткие пословицы, которые передавались из поколения в поколение.

Дети сидят вокруг очага. Например:

Загадки:

  1. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса. (Комар)

  2. Много людей стоят, кланяются. (Деревья на ветру)

  3. Золотое блюдечко по воде плавает. (Солнце)

  4. Много людей стоят, молчат. (Звезды)

  5. К крепкому дереву иней не пристает. (Рога оленей)

Пословицы:

  1. На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки.

  2. Старикам внучат к делу приучать.

  3. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.

  4. Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах.

Слово учителя.

Много красивых легенд передают из поколения в поколение.

Быль о Куойоке (дух чума)

Рассказ ученика.

Жили в одном стойбище два брата. Один был богатый, другой бедный. Раз поехали

они добывать оленя. Охотились, охотились. Поднялась пурга. Богатый сел в свои нары и уехал в стойбище. А бедный остался в тундре, стал замерзать. Вдруг слышит шум, грохот, и искры сыплются, смотрит – а это коряга впряглась в нарты и помчала бедного брата со скоростью ветра в стойбище. Удивились люди в стойбище, обрадовались, А бедный взял топор, разрубил корягу на много частей и раздал всем людям. С тех пор и повелось в тундре, что счастье в тундре надо делить поровну.

Вопросы учителя.

- Скажите. Ребята от чего на Севере зависит человек в наибольшей степени?

- Как вы думаете, чему учат людей такие пословицы и легенды?

(Быть сильными, добрыми, справедливыми, любить свою родину)

- Какие черты характера могли сформироваться у малочисленных народов?

(Самостоятельность, наблюдательность, честность, медлительность и обидчивость). Но с обидой они пытаются бороться и говорят: «Умный на обиду не подает виду».

1 ученик:

Так шло из поколенья в поколенье,

И так, наверно, будет до конца

Что искрометный, гулкий бег олений, Извечно жжет и мучает сердца.

Кричит вожак тревожным криком трубным,

Как лебедь, у людей моля,

Ему в ответ тугим шаманским бубном

Гудит и стонет отчая Земля.
2 Ученик

Я виноват перед тобой одною

Моя до боли горькая земля,

За то, что наше небо голубое

Все реже дарит песни журавля.

За то, что голос твой – живое слово

Мы забываем в суматохе дня…

За это все, за боль родного крова

Простишь ли ты в последний раз меня?

- Ребята, почему болит и тоскует сердце у автора этих прекрасных стихотворений?

Слово учителя.

Возникновение города Норильска с его индустрией, по своему воздействию на окружающую среду, на уклад жизни коренного населения, было подобно взрыву: разрушались природные ландшафты, устанавливались новые связи с иными регионами, прибывшие по своему менталитету полностью отличались от редкого коренного населения Севера, которые фактически было изгнано из региона на периферию полуострова.

Пастбища и водоемы полуострова отравляются ежегодно тяжелыми металлами, выпадающими с пылью, а в выбросах в атмосферу содержатся: диоксид серы, сероводород и другие вредные вещества.

Над народами Севера висит угроза исчезновения под воздействием более могучих соседей – пришельцев. Промышленное вторжение принесло с собой помимо хорошего, очень много плохого, так как современные методы управления хозяйственной деятельностью и людьми нарушают экологию, разрушают культуру.

Сокращается на Таймыре оленеводство, многие отошли от традиционного занятия, на западе Таймыра почти не осталось оленей. Опрос населения о знании обрядов показал, показал, что: 63% - не знают; 22% - знают; 15% - участвовали в обрядах. К чему может привести такая статистика?

Среди малых народов есть много известных людей в нашей стране и в мире, например: художники долганин Борис Николаевич Молчанов и нганасанин Мотюмяки Турдагин, поэтесса долганка Огдо Аксенова, она писала не только стихи, но и создала букварь, писательница ненка Любовь Ненянг и многие другие.

Совсем недавно в городе Дудинке прошла научно – практическая конференция, которая была посвящена возрождению культуры малых народов Таймыра. На конференции обсуждались важные вопросы и принимались программы. Подумайте дома и попробуйте предложить на следующем занятии свою программу возрождения коренных народов. Вопросы для закрепления:

  1. Какие коренные жители проживают на полуострове Таймыр?

  2. Какое традиционное занятие было у малых народов Таймыра?

  3. Как народы Таймыра приспособились к суровым условиям Севера?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России», карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в пк», гербарий, в/фильм «Природные зоны...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУрок в 4 классе. Тема: «Все народы воспевают материнство»
...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconПрограмма дисциплины этнология Цикл гсэ
Охватывают чаще всего малочисленные народы, давно живущие в иноэтническом окружении; народы, вынужденные встать на путь миграций;...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconПоложение о конкурсе «Народы разные республика одна»
Республики Дагестан, содействия духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, воспитание патриотизма на основе отечественных...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconРеферат по истории Отечества. "Освободительный характер войны 1812...
Она показала, что общая беда может соединить людей, независимо от их общественного статуса, будь то крестьянин, или дворянин. Русские...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconРабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconФеденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного...
Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconТема Народы восточной Европы в древности
Изучая древние цивилизации (особенно цивилизации Древнего Востока и Древней Греции) мы видели, что природные условия, климат оказывает...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУрок обучения грамоте по теме: Звук э. Гласная буква э
Всё это нам необходимо чтобы быть грамотными гражданами нашей страны. Наша страна огромна, разные народы населяют её. А мы отправимся...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconРеферат по теме: «Николай Николаевич Урванцев»
Арктики, доктор геолого-минералогических наук (1935), заслуженный деятель науки и техники России (1974)[1]. Автор многих научных...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconЭтнографический курс "Культура народов Поволжья" Тема Введение Знакомство...
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУрок по географии в 7 классе на тему: «Достопримечательности Северной Америки»
Электронное учебное пособие «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы, страны». Для учащихся 7-х классов общеобразовательных...
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финно-пермские народы...
Перечень документов умкд по дисциплине «Финно-пермские народы на историко-археологической карте средневековой Евразии»
Урок №30 Тема: Народы Таймыра iconУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск