Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны.





НазваниеРабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны.
страница1/6
Дата публикации08.01.2015
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к ФКГС основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс». Автор: Т.П. Герасимова.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс составлена на основе:

  • стандарта основного общего образования по географии (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.);

  • примерной программы для основного общего образования по географии. (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-еиздание - М.: Дрофа, 2008.);

  • программы «Материки, океаны, народы и страны » 7 класс, Автор И.В. Душина. (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.);


В соответствии со Стандартом основного общего образо­вания, в котором определен обязательный минимум геогра­фического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает стра­новедческий блок школьной географии. В Стандарте основ­ного образования (география) этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и стра­ны». Однако при составлении программы курса 7 класса в ее содержание были включены элементы знаний и из других разделов стандарта — «Источники географической инфор­мации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и геоэкология».
Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем, рекомендуемым перечнем практических работ; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета

Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и куль­турологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основная цель курса — создать у учащихся целостное представле­ние о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать не­обходимый минимум базовых знаний и представлений страноведче­ского характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого харак­тера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный по­рядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходи­мости бережного отношения к природе, международного сотрудниче­ства в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Для достижения данной цели необходимо решить сле­дующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о про­странственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

  • создать образные представления о крупных регионах ма­териков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • усилить гуманистическую и культурологическую на­правленность содержания курса посредством комплекс­ных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйствен­ная деятельность;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об исто­рии, традициях и образе мышления людей другой куль­туры;

  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природополь­зования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; фор­мировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообраз­ного содержания и масштаба (картами материков, океа­нов, отдельных стран, планов городов); изучения спосо­бов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

• учить извлекать информацию из различных источников

знаний, составлять по ним комплексные страноведче­ские описания и характеристики территории.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 учебный час в неделю), в 7,8, и 9 классах – по 70 часов (2 учебных часа в неделю). В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Тульской области 1 час учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент. Этот час использован для изучения тем краеведческого модуля, включенного в курс географии 6 класса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения

Результаты обучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе описывать и объяснять, приводить примеры, использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы, геоинформационные системы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде для оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения прежде всего в своей местности.
Практических работ 24; из них

Оценочные - 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23;

Тренировочные – 5, 8, 12, 13, 14, 16, 21, 24

Подчеркнутым выделен обязательный минимум содержания Федерального компоненты государственного стандарта
Основное содержание

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния при­роды материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников геогра­фической информации.
РАЗДЕЛ I . КАК ОТКРЫВАЛИ МИР (2 ЧАСА)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяю­щие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих гео­графических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практические работы:

ПР 1. Обучение простейшим приемам работы с источника­ми географической информации (картами, дневниками путешествий, спра­вочниками, словарями и др.).

РАЗДЕЛ II. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – ВЕЛИЧАЙШЕЕ ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 ЧАСА)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт, их различия (по охвату территории, по масштабу, по содержанию). Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.
Практические работы:

ПР 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

ПР 3. Чтение, сравнение и составление характеристики карт.

Раздел III. ЗЕМЛЯ – УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА (11 часов)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы проис­хождения.
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли ( 2 часа)

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.

Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору горных пород. Карта строения земной коры (тектоническая).

Развитие рельефа на материках и в океанах. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океанах. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практические работы:

ПР 4. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). Обозначение на контурной карте литосферных плит, древних платформ, сейсмических поясов, вулканов.

Тема 2. Атмосфера и климат ( 3 часа)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и теп­ловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного дав­ления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Типы климатов. Климатические пояса и области. Опасные при­родные явления в атмосфере. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Практические работы:

ПР 5 . Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.
Тема 3. Гидросфера ( 2 часа)

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхож­дения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового оке­ана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Распределение вод суш по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Воды суши поверхностные (великие речные системы мира, лед­ники на Земле, многообразие озер); подземные воды. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли.

Водные ресурсы материков и их регионов.
Практические работы:

ПР 6. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально - аквальных природных комплексов.
Тема 4. Биосфера и географическая оболочка ( 3 часа)

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и не­живого вещества. Круговорот веществ и энергии. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.

Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.

Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Карта природных зон.

Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия.

Практические работы:

ПР 7 : Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Земля – планета людей. Население Земли (1 час).

Появление человека на Земле. Древняя родина человека, предполагаемые пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.

Численность населения. Размещение людей по материкам, клима­тическим поясам, природным зонам. Распределение людей по удален­ности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции людей. Основные человеческие этносы. Основные религии. География языков и современных религий.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Влияние окружающей природной среды на типы жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия людей.

Многообразие стран современного мира. Основные типы стран. Наиболее крупные по площади и численности населения страны, их столицы и крупные города.
Практические работы:

ПР 8 : Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамики населения разных регионов и стран мира.

Раздел IV. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 час)
Тема 1. Африка (11 часов).

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История исследования материка.

Основные черты природы Африки. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процес­сов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и клима­та, природные зоны. Характерные представители растительного и жи­вотного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные ресурсы Африки и их использование. Стихийные природные явления. Катастрофические явления природного и техногенного характера.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении че­ловека. Разнообразие расового и этнического состава населения мате­рика. Размещение населения в связи с историей заселения и природ­ными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная по­литическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Вос­точная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегаю­щих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), на­родные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные рас­тения и домашние животные. Изменение природы материка под влия­нием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Практические работы:

ПР 9:Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

ПР 10: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных иско­паемых.

ПР 11 : Изучение политической карты Африки. Краткая географическая характеристика стран различных типов.

ПР 12 : Краткая географическая характеристика Африки и ее регионов.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconНикитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс
Примерной программы основного общего образования по географии а также программы. Автор программы И. В. Душина «Материки, океаны,...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: стандарта...
И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (сборник : География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconРабочая программа по Географии. Материки, океаны, народы и страны....
Рабочая программа по Географии. Материки, океаны, народы и страны. Душина И. В., В. А. Коринская, Щенев В. А. составлена на основании...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconКомпьютер (арм учителя: монитор+системный блок+клавиатура+мышь)
Начальный курс географии 7 кл. География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы и страны
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (сборник : География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconИ. В. Душина Cценарии уроков
География: Материки, океаны, народы и страны. Становедение: 7 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана Граф,...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник : И. В. Душина В. А. Коринская География Материки, океаны, народы и страны Дрофа 2010
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconУрок по географии в 7 классе на тему: «Достопримечательности Северной Америки»
Электронное учебное пособие «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы, страны». Для учащихся 7-х классов общеобразовательных...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: программа И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны», издательство «Дрофа», 2008 год
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПрограмма факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В поурочное планирование включены разделы электронного учебного издания (эуи) «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconТематическое планирование по географии Класс
Учебного пособия: География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е. М. Домогацких, Н. И
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно – тематическое планирование по географии 7 класс «Материки и океаны» ( 70часов)
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconГеография. Материки и океаны
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconРабочая программа учебного курса география 6 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной...
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к фкгс основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. iconКонспект урока географии на тему: «Северная Америка. Канада»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск