Скачать 0.52 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Калуги
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс Составитель: Учитель географии Земцова Ирина Алексеевна, 1 квалификационная категория Калуга, 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
География материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль и общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Цели: – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.; -воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека. Задачи: - расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации; - создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности; - усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; - способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; - продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; - учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории. Используемый УМК: 1.Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2013 г. – 319с. 2.Атлас География материков и океанов 7 класс, 2013 г., Изд. «Дрофа» 3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс, 2013 г., Изд. «Дрофа». Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70часов. Рабочая программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю). Практических работ всего -34, из них итоговых (оценочных) – 11. Оценочные практические работы: «Африка» 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. «Австралия» 3. Сравнение географического положения Австралии и Африки. «Южная Америка» 4.Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 5. Обозначение на к/карте объектов географического положения и рельефа Южной Америки. 6. Описание крупных речных систем Южной Америки ( по выбору учащегося). «Северная Америка» 7. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 8. Описание по картам и другим источникам знаний особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Северной Америки ( в форме развернутого плана). «Евразия» 9. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 10. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке. 11. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Евразии. Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Формы и средства контроля
Материально- техническое обеспечение Учебно – практическое оборудование:
«География (6-10 классы). Библиотека электронных наглядных пособий» «География – наш дом Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс» «Политическая карта мира. Полный курс основной школы.
Перечень учебно-методических средств обучения Литература основная: учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2013. – 319с. Литература дополнительная: 1.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с. 2.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с. 3.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил. 4.Справочник по физической географии 5.Пашканг К.В. Неповторимый лик Земли: учебное пособие. – Смоленск: Издательство СГУ, 1997. – 48с. 6.Страны мира. Современный справочник. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2007. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения географии ученик 7 класса должен:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках; - природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека; - основные особенности природы в связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран. 2. Объяснять: - особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; - особенности расового и этнического состава населения; - различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран; - особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; - применять в процессе учебного познания основные географические понятия. 3. Описывать: - основные источники географической информации; - географическое положение объектов (по карте); - по схемам круговороты вещества и энергий; - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира; - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ; - особенности материальной и духовной культуры крупных народностей. 4. Определять (измерять): - географическую информацию по картам различного содержания; - вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации. 5. Называть и показывать: - важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран; - основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории; - факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; - крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира; - страны мира, их столицы, крупные города; - природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши. ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание программы Введение Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Раздел I. Как отрывали мир «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли. Практическая работа: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др. Раздел II. Географическая карта – величайшее творение человечества Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты. Практическая работа: Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах. Раздел III. Земля – уникальная планета Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. |