Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
страница1/6
Дата публикации28.07.2014
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6

f:\планирование\2014-01-30\фото.jpg

Литературное чтение

Пояснительная записка



Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы УМК «Планета знаний».

Современному общество ставит перед школой задачу создание условий для формирования личности нравственной. Эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развивать его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает большой объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Содержание литературного чтения определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объедены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно – эстетическими проблемами.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдержать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого – педагогические и нравственно – эстетические задачи.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащают знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Личный творческий опыт убеждает учащегося о необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью

В учебниках четвертого класса отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.


Основные задачи курса литературного чтения

• формирование потребности чтения художественной литературы;

• развитие навыков чтения вслух и «про себя»;

• формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

• развитие устной и письменной речи;

• формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эмоционального отношения к жизни;

• развитие воображения, творческих способностей ребенка;

• формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

• формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

• обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА

Учащиеся должны овладеть навыками беглого, осмысленного, правильного, выразительного чтения.

Скорость чтения вслух – примерно 90 слов. Скорость осознанного чтения «про себя» - примерно 120 слов.
Учащиеся должны знать:

- основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, пьес, басен;

- не менее 12 стихотворений русской и зарубежной классики; не менее 10 пословиц и крылатых выражений; сюжеты не менее 3 значительных по объему литературных произведений, их авторов и главных героев;
должны уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- делить текст на части, составлять разные виды плана;

- выделять в тексте ключевые слова, определять главную мысль произведения;

- выделять слова автора, действующих лиц, пейзаж, описание внешности героев, их поступков, бытовые описания;

- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

- выбирать слова из предложенного ряда для характеристики эмоционального настроя произведения, персонажа, авторского отношения;

- различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.); находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл;

- писать небольшие сочинения-повествования, описания, рассуждения, опираясь на читательский и жизненный опыт;

- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

- самостоятельно выбирать книгу для чтения и определять ее содержание по структурным элементам (титульному листу, аннотации, предисловию, послесловию, оглавлению);

- ориентироваться в различных источниках информации (учебные книги, детские справочные издания).
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс (70ч)

Мифы (6 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (9 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (3 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (8 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (3ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (5 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (6 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (4 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (6 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (12 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (8 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие: Гулливера» (отрывок).
Итого: 70часов.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературному чтению» и на основе умк «Литературное чтение», разработанного авторами Р. Н. Бунеевым, Е. В. Бунеевой «Школа 2100»....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Э. Э. Каца «Литературное чтение»,...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconТематическое планирование предмета «Литературное чтение»
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Авторской программы по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н. Г, Агаркова Ю. А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р. Г. Чураковой...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconУмк «Планета знаний» литературное чтение 4 «Б» класс Свириденко Оксана...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «литературное чтение»
Авторы-составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Москва «Просвещение» 2010 г
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению (название предмета)
Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное чтение» из сборника рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Составитель А. А. Плешаков,...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению «Школа 2100»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой,...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск