Интеллектуальная игра





Скачать 83.32 Kb.
НазваниеИнтеллектуальная игра
Дата публикации29.07.2014
Размер83.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
в 8 классе

Разработка учителя русского языка и литературы
Золотовой Е.В.

Красная дорожка – 2 вопроса, без права на ошибку

Желтая дорожка – 3 вопроса, возможна одна ошибка

Зеленая дорожка – 4 вопроса, возможны две ошибки
Розыгрыш дорожек (1)
Задание. Выразительно прочитать слова Стародума из д.3, явл. 1, стр. 135, 136, 138 (по учебнику А.Г. Кутузова «В мире литературы. 8 класс»)

Узнай себя.
Вы родом из Москвы, а в здешнем наместничестве имеете деревни. Вы относитесь к числу тех людей, которые «никогда не читают писем без позволения тех, к кому они писаны».

(Правдин)
Вопросы (красная дорожка)
1. Г-н Правдин, в доме Простаковых Вы оказались по повелению наместника «объехать здешний округ». вы как член правления наместничества честно исполнили это поручение. Однако Вы не ограничились этим, добровольно расширили круг своих обязанностей. К чему вы не остаетесь равнодушным «из собственного подвига (побуждения) сердца» своего?
(«Не оставляю замечать тех злонравных невежд...» - стр. 123-124)
2. Г-н Правдин, Вы, конечно, помните, как г-жа Простакова с гордостью показывала «ученость» своего сына Митрофана. Вы вместе со Стародумом, по ее просьбе «взять на себя труд и посмотреть, как он...выучен», экзаменуете недоросля. Не припомните, какие вопросы Вы задаете этому детине?

(Стр. 165)

Узнай себя.
Ваша судьба незавидна. Оставшись сиротой, вы оказались в руках жестоких, корыстных, невежественных, бессердечных людей.

(Софья)
Вопросы (желтая дорожка)
1. Но и в вашей жизни случаются счастливые моменты. Один из них – это, конечно, письмо от вашего дядюшки Стародума. Не вспомните самое радостное для Вас известие, с этим письмом полученное?
(Д. 1, явл. 6, стр.119)
2. Вы в том возрасте, когда о девушке говорят: «Невеста на выданье». Не каждая молодая особа может похвастаться таким обилием претендентов на свою руку. У Вас их несколько. Объясните, пожалуйста, кому из них и почему Вы отдали предпочтение. И чем не устраивают вас остальные?
3. Ваш дядюшка Стародум, желая видеть вас «столько счастливу, сколько в свете быть возможно», дает вам ряд советов. На что вы отвечаете: «Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце мое».

Не поделитесь с нами советами Стародума? Может, они и нам будут полезны?
(Д. 4, явл. 2, стр. 155-159)

Узнай себя.
Вы сами считаете себя человеком покладистым. «Я не челобитчик, - говорите вы. – Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом».

(Скотинин)
Вопросы (зеленая дорожка)
1. Что же, так и шли вы к разорению или вами найден какой-то способ покрывать убытки?
(Стр. 118)
2. Все персонажи комедии тяготеют к тем, чей склад мысли и образ жизни им ближе. В чьем обществе вы чувствуете себя уютнее всего, о ком в пьесе вы говорите с неизменной нежностью, начиная с 5 явл. 1 д.?
(Стр. 119-121, 127, 145, 164, 175)
3. «Что ученье вздор, то неоспоримо доказал покойный ваш дядя Вавила Фалелеевич. О грамоте никто от него не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел. А какова была головушка!»

Не поделитесь ли с нами этой историей?

(Стр. 167)
4. Между вами и вашим племянником Митрофаном произошла потасовка. Помните? И все же вы и он одной крови, у вас много общего.

Скажите, чем вам близок Митрофан, что вас объединяет?
(Любит «истории» и свиней)

Розыгрыш дорожек (2)
Задание. Охарактеризуйте учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Узнай себя
За верную службу своим господам вы получаете, по вашим же словам, «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».
(Еремеевна)
Вопросы (красная дорожка)
1. Сколько же лет служите вы за такую «милость»?
(Д. 2, явл.6, стр. 134)
2. За эти 40 лет вы всего натерпелись: и побоев. и оскорблений... Горько. обидно, но ничего не поделаешь: вы – крепостная. Ваша жизнь, в глазах господ. ничего не стоит. А вот вам приходилось ли спасать драгоценную жизнь кого-то из господ, заступаться за них?
(Д. 2, явл.4, стр. 129)
Узнай себя
Это вы не могли определить, казалось бы, самую простую вещь: узок кафтан или широк? Это с вами, дворянином, в вашем же доме обращаются весьма непочтительно, отдают приказания. Например: «Я холопьям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи».
(Простаков)
Вопросы (желтая дорожка)
1. Однажды сыну вашему, Митрофану, приснился сон, в котором «такая дрянь в глаза лезла». Узнав, что же привиделось Митрофану, вы испугались: «Ну! беда моя! сон в руку!»

Не припомните содержание этого страшного сна?
(Д. 1, явл. 4, стр. 117)
2. Ваших реплик в пьесе не так уж много. В основном вы безмолвствуете, боясь слово проронить при вашей дражайшей половине. Не раз в ваш адрес летел грубый окрик: «Сам ты мешковат, умная голова!» или «Вот каким муженьком наградил меня Господь!»

По какому поводу вас резко оборвала г-жа Простакова: «Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?»
(Д. 1, явл 5, стр. 118)
3. Кто из персонажей ставит вам такой «диагноз»: «На него, мой батюшка, находит такой, по здешнему сказать, столбняк... Ежели столбняк и пройдет, то занесет...»?
(Г-жа Простакова, стр. 130)
Узнай себя
Вас совсем уж было похоронили. «...поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху ни вести, то мы и считаем его покойником», - бормочет Простаков, отец Митрофана. Но вы воскресли.
(Стародум)

Вопросы (зеленая дорожка)
1. Случайно ли такой прием избрал драматург? Что, по вашему мнению, удалось Фонвизину показать таким образом? О чем говорит это «воскрешение из мертвых»?
(Комедия Фонвизина проникнута верою в то. что такие люди, как Стародум, есть в стране, они где-то рядом. И ошибаются те, кто считает, что ушли в прошлое такие понятия, как добродетель, честь, совесть. Нет, они не умерли, как не сгинул на сибирских просторах герой комедии Стародум).
2. Г-н Стародум, вы считаете так: «Оставлять богатство детям? В голове нет». Почему?
(стр. 140)
3. Г-н Стародум, вы называете себя «другом честных людей» (д. 4, явл. 6, стр.162). Вас глубоко волнует судьба человечества, вы ратуете за «возвращение человечеству его прав».

Исходя из этого, закончите ваши же высказывания, хотя бы близко к тексту комедии.
«Каждый должен искать своего счастья и выгод...» (В чем?) «...в том одном, что законно».
«Угнетать рабством себе подобных...» - «беззаконно».
«Наука в развращенном человеке есть...» - «...лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
4. Кого из героев комедии разоблачили вы? Чей обман с вашей помощью был раскрыт? Кому говорите вы с упреком: «Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься»?
(Вральман)
Розыгрыш дорожек (3)
Задание. Как понимаете вы слова Стародума из д. 3, явл. 3, стр. 136: «У меня правило: в первом движении ничего не начинать»?
Узнай себя
Вы гордитесь знатностью своего рода, гордитесь полученным воспитанием, и даже ваша безграмотность вызывает у вас чувство гордости. вы, не умея даже читать и писать, говорите с достоинством: «Я, благодаря Бога, не так воспитана».
(Г-жа Простакова)

Вопросы (красная дорожка)
1. «Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим», - так хвалитесь вы перед братцем. А кто из трех учителей вам предпочтительнее? ;Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец». О ком вы это говорите и чем именно вы довольны?
(О Вральмане Адаме Адамовиче. «Он ребенка не неволит».)
2. Ваше отношение к образованию всем известно. Какую науку вы считаете особенно недостойной дворянина и почему?
(«Еоргафию». Д. 4, явл. 8, стр. 166)
Узнай себя
Ваше мнение: «В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете».
(Цыфиркин)

Вопросы (желтая дорожка)
1. Узнав о том, что вы когда-то были гарнизонным, а «ныне пошли в чистую», т. е. вышли в отставку со службы, Милон спрашивает: «Чем же ты питаешься?»

Расскажите, каким. действительно, образом вы зарабатываете на пропитание.
(Д. 2, явл. 5, стр. 131)
2. «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски». О ком это вы?
(О Вральмане)
3. Для того чтобы дошло до ушей Стародума, как трудится Митрофан, вы, по приказу г-жи Простаковой, даете «показательный урок» арифметики. Продиктуйте нам условия тех задач, которые вы задаете недорослю.
(Д. 3, явл. 7, стр. 149)

Узнай себя
Хоть вам еще и 16 не исполнилось, тем не менее вы «достигли уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдете».


Вопросы (зеленая дорожка)
1. Пустая голова_не причина, чтобы оставить пустым желудок. Накануне вы, кажется, плотно поели, хотя и считаете, что «почти и вовсе не ужинали» (д. 1, явл 4. стр. 116).

Не припомните, что вы «скушать изволили»?
(Д. 1, явл 4, стр. 116-117)
2. В явлении 8 действия 4 (стр. 165) Фонвизин описывает сцену экзамена. Раз экзамен – стало быть, вопросы. Сейчас вам какие-нибудь из них не приходят на память? В каких науках «блеснули»вы своими знаниями?
(Стр. 165: грамматика, история, география)
3. Ваша, простите, невоспитанность и грубость поразительны. вы называете старую женщину, вашу мамку Еремеевну «старой хрычовкой». Но однажды в пьесе вы обращаетесь к ней со словом «мамушка». Что-то произошло? вы изменили свое отношение к старой няньке»
(Д. 2, явл. 4, стр. 129)
4. Пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Из какой сцены сделал такой вывод этот почтенный человек?
(Д.5, явл . последнее, стр. 179)

Заключительный конкурс для победителей
Задание. От лица Стародума сделайте наставление современному молодому поколению. Что, по вашему мнению, мог пожелать вам этот мудрый человек, честный гражданин своего Отечества?

Вовремя подготовки к выступлению (5 минут) ведущий задает вопросы зрителям (вопросы прилагаются).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеллектуальная игра iconКонкурс коллективных и индивидуальных научных проектов старшеклассников
Областной осенний кубок "Интеллектуальная игра- 2013г." (научно-познавательная игра)
Интеллектуальная игра iconИнтеллектуальная игра для 5-6 классов "Своя игра"
Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению...
Интеллектуальная игра iconДень науки. Прошла ХХII научно-практическая конференция и интеллектуальная игра что?
День науки. Прошла ХХII научно-практическая конференция и интеллектуальная игра «что? Где? Когда?»
Интеллектуальная игра iconАчинская мариинская гимназия
Интеллектуальная игра «По следам чудесных странствий, в глубину известных тайн» 8а,б классы
Интеллектуальная игра iconВопросы к брейн-рингу
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" "Знатоки органического мира Черного моря"
Интеллектуальная игра iconИнтеллектуальная краеведческая игра
...
Интеллектуальная игра iconВнеклассное мероприятие по географии в 7 классе Тема: Интеллектуальная игра
Развивающая: Развивать познавательную активность по теме, умения применять знания в повседневной жизни
Интеллектуальная игра iconКонституции Российской Федерации по мбоу «Старокиязлинская сош» на сентябрь-октябрь 2013 г
Интеллектуальная игра для учащихся старших классов «Знаешь ли ты Конституцию рф?»
Интеллектуальная игра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За страницами учебников (интеллектуальная игра), посвященная Всемирному дню библиотек
Интеллектуальная игра iconКонкурс «Папа, мама, я читающая семья»
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Интеллектуальная игра iconИнтеллектуальная игра «Самый умный» среди восьмиклассников
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:...
Интеллектуальная игра iconИнтеллектуальная игра «Я и выборы»
Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его...
Интеллектуальная игра iconПрограмма работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Интеллектуальная игра iconДидактические единицы ( разделы, темы)
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Интеллектуальная игра iconВведение. Обращение к преподавателю нового предмета «Основы православной культуры»
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Интеллектуальная игра iconИнтеллектуальная игра для учащихся 8-х классов «Знатоки физики и математики» Цели
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск