Рассмотрена
на заседании ШМО
рук-ль _____Г.Р.Загидуллина
Протокол №___
от «___»_________2012г.
| Согласована
Зам.директора по УР
____Р.Г.Галимова
«___»_________2012г.
| Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
_________А.М.Гатауллина
Приказ №_________
от «____»________2012г.
| Рабочая программа по литературе
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа № 7 »
Арского муниципального района Республики Татарстан
Ахмадиевой Равили Галимовны.
8 класс.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 29.08.2012г
2012-2013 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования(утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
Авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2007.
Учебный план МБОУ «АСОШ №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Обучение ведется по учебнику Литература. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях, автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2007
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. национально-региональный компонент реализуется на уроках №2,4,14,41,54,55,58
Учебно-тематическое планирование
Содержание
| Кол-во часов
| Введение
| 1
| Устное народное творчество
| 3
| Из древнерусской литературы
| 2
| Из русской литературы XVIII века
| 3
| Из русской литературы XIX века
| 35
| Из русской литературы XX века
| 15
| Зарубежная литература
| 8+3
| Всего
| 70
|
Содержание курса
| Введение (1 час)
| Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
| Устное народное творчество ( 3 часа)
Русские народные песни. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества. Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".Особенности их содержания и художественной формы. У литературной карты Татарстана. Трагизм «смутного» времени в татарском народном эпосе «Идегей».
| Из древнерусской литературы ( 2часа)
| Люди Древней Руси. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр .
| «Житие Сергея Радонежского». Представления о нравственности, отражённые в житии . «Шемякин суд»
| Из литературы 18 века (3 часа)
| Д. И. Фонвизин Д.И. Фонвизин – «Сатиры местной властелин». Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль": «Экзамен Митрофанушки»Сатирическая направленность комедии. Теория литературы. Понятие о классицизме.Развитие речи. Домашнее сочинение – рассуждение «Только ли смешон Митрофанушка»?
| Из литературы 19 века ( 35 часа)
| И. А. Крылов
| И. А. Крылов, Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа. | Внеклассное чтение
И. А. Крылов – поэт и мудрец.
| К. Ф. Рылеев
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Понятие о думе..Дума «Смерть Ермака».. Характерные особенности жанра. «
| А. С. Пушкин .Лирика.
| Гринев: жизненный путь героя, формирование характера. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Романтическая поэма А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
| М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». История создания, тема, идея,
| композиция, своеобразие поэмы. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.
| Развитие речи. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор". Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор". Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
| Развитие речи.Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 9-го действия комедии «Ревизор».
| Финал комедии и его идейно – композиционное значение. Н.В.Гоголь. «Шинель». Мотив обиды. Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ дома в повести.
| Групповой зачет по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.
| М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок).
| «История одного города» как сатирическое произведение.
| Сатира на крепостнический строй «Медведь на воеводстве» на примере произведения С. – Щедрина
| Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С. Лескова.
| Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Автор и рассказчик в произведении Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить».
| Из литературы 20 века ( 15 часов)
| И. А. Бунин.
| И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.
| А. И. Куприн.
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". Сравнительная характеристика главных героев.
| А. А. Блок.
| А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве."На поле Куликовом" .Анализ цикла. Тема родины в лирике Блока. | М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Учимся понимать человека» по урокам М. Шукшина
| И. С. Шмелев.
| И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству.
| Писатели улыбаются.
| Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. М. Зощенко "История болезни". М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".
| А. Т. Твардовский.
| А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина. "Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Великая Отечественная Война в стихотворениях поэтов и песни военных лет.
Развитие речи. Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть стихотворений о войне. Исполнение песен на военную тему. Б Окуджава.
| В. П. Астафьев.
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".Проблемы рассказа.
| Н.А.Заболоцкий. Жизнь и судьба. Основные темы лирики поэтического творчества. Художественная концепция поэта: «Мысль. Образ. Музыка».
| Русские поэты о Родине, родной природе.
| Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.
| Из зарубежной литературы ( 8часа)
| У. Шекспир.
Писатель и его время. Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды. Поединок семейной вражды и любви. «Вечная проблема» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
| Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира.
| Ж.-Б. Мольер.
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
| Дж. Свифт.
"Путешествия Гулливера"как сатира на государственный строй
| Внеклассное чтение. Нравственные уроки новеллы П.Мериме «Маттеоо Фальконе»
| Урок развития речи. Обучение сочинению в жанре дневниковых записей.(3 часа)
| Подведение итогов. Задание на лето. Список литературы для летнего чтения.
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 8 класса:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути изученных писателей;
-изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-методическое обеспечение 1Литература для учителя:
1. И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2006
Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс.- М.: «Вако», 2007
Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
2. Литература для ученика:
Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс/ В. Я. Коровина и др. Москва: Просвещение, 2004 г. 3. Дидактический материал.
Тесты по произведениям.
4.Электронно – образовательные ресурсы
1. ФЦИОР
2. ЕОР
3. Интернет - Урок
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Кол.
часов
| Дата
проведения
| план.
| факт.
| 1
| Литература и история.
| 1
| 3.09
| 3.09
|
| Русский фольклор
| 3
|
|
| 2.
| Народные песни, частушки, предания.
| 1 час
| 6.09
| 6.09
| 3
| Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»..
| 1 час
| 10.09
| 10.09
| 4
| Героический эпос народов России.
Трагизм «смутного» времени в татарском народном эпосе «Идегей».
| 1час
| 12.09
| 12.09
|
| Древнерусская литература.
| 2
|
|
| 5.
| Житие Александра Невского»
| 1час
| 17.09
| 17.09
| 6
| Краткий обзор. «Житие Сергия Радонежского». «Шемякин суд»
| 1 час
| 19.09
| 19.09
|
| Литература 18 века.
| 3
|
|
| 7.
| Д.И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» (сцены).
| 1час
| 24.09
| 24.09
| 8.
| Р.р. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», «Экзамен Митрофанушки».
| 1 час
| 26.09
| 26.09
| 9.
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению – рассуждению. «Только ли смешон Митрофанушка»?
| 1час
| 1.10
| 1.10
|
| Литература 19 века
| 35
|
|
|
10.
| А.И.Крылов «Лягушки, просящие Царя», «Обоз».
| 1час
| 3.10
| 3.10
| 11.
| Внеклассное чтение. И.А. Крылов – поэт и мудрец.
| 1час
| 8.10
| 8.10
| 12.
| К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака».
| 1час
| 10.10
| 10.10
| 13.
| А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики поэта. «19 октября», «Тучи», «Бесы»
| 1час
| 15.10
| 15.10
| 14.
| История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
| 1час
| 17.10.
| 17.10.
| 15.
| Гринев: жизненный путь героя, формирование характера.
| 1час
| 22.10
| 22.10
| 16.
| Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.
| 1час
| 24.10
| 24.10
| 17.
| Маша Миронова, ее душевная красота и сила.
| 1час
| 29.10
| 29.10
| 18.
| Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».
| 1час
| 31.10
| 31.10
| 19.
| Обобщение изученного по творчеству А.С.Пушкина
| 1час
| 12.11
| 12.11
| 20
| Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Тест.
| 1час
| 14.11
| 14.11
| 21.
| Проблема человека и судьбы в произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама».
| 1час
| 19.11
| 19.11
| 22
| Вн. чт. Романтическая поэма А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
| 1час
| 21.11
| 21.11
| 23
| М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта.
| 1час
| 26.11
| 26.11
| 24
| М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы.
| 1час
| 28.11
| 28.11
| 25
| М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.
| 1час
| 3.12
| 3.12
| 26
| Р.р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри».
| 1час
| 5.12
| 5.12
| 27
| Идейный замысел композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
| 1час
| 10.12
| 10.12
| 28
| Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».
| 1час
| 12.12
| 12.12
| 29
| Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова, Хлестаков и Хлестаковщина.
| 1час
| 17.12
| 17.12
| 30
| Р.р. Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 9-го действия комедии «Ревизор».
| 1час
| 19.12
| 19.12
| 31
| Финал комедии и его идейно – композиционное значение.
| 1час
| 24.12
| 24.12
| 32
| Н.В.Гоголь. «Шинель». Мотив обиды.
| 1час
| 26.12
| 26.12
| 33
| Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ дома в повести.
| 1час
| 14.01.
| 14.01.
| 34
| Р.р. Написание сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
| 1час
| 16.01
| 16.01
| 35.
| Групповой зачет по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.
| 1час
| 21.01
| 21.01
| 36
| М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок).
| 1час
| 23.01
| 23.01
| 37
| «История одного города» как сатирическое произведение.
| 1час
| 28.01.
| 28.01.
| 38
| Сатира на крепостнический строй «Медведь на воеводстве» на примере произведения С. - Щедрина
| 1час
| 30.01
| 30.01
| 39
| Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова.
| 1час
| 4.02.
| 4.02.
| 40
| Художественный мир произведений Н.С.Лескова.
| 1час
| 6.02
| 6.02
| 41
| Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
| 1час
| 11.02
| 11.02
| 42
| Автор и рассказчик в произведении Толстого «После бала».
| 1час
| 13.02
| 13.02
| 43
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви».
| 1час
| 18.02
| 18.02
| 44
| Итоговый тест по 19 веку
| 1час
| 20.02
| 20.02
|
| Литература 20 века.
| 15
|
|
| 45
| И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Кавказ».
| 1час
| 25.02
| 25.02
| 46
| А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев.
| 1час
| 27.02
| 27.02
| 47
| А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». Анализ цикла. Тема родины в лирике Блока.
| 1час
| 4.03
| 4.03
| 48
| «Учимся понимать человека», «Срезал» по произведениям М. Шукшина
| 1час
| 6.03.
| 6.03.
| 49
| И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» (воспоминания).
| 1час
| 11.03
| 11.03
| 50.
| М. Зощенко. «История болезни».
| 1час
| 13.03
| 13.03
| 51.
| М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.
| 1час
| 18.03
| 18.03
| 52.
| История создания поэмы «Василий Теркин».
| 1час
| 20.03
| 20.03
| 53.
| Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина.
| 1час
| 1.04
| 1.04
| 54.
| Великая Отечественная Война в стихотворениях поэтов и песни военных лет.
| 1час
| 3.04
| 3.04
| 55.
| Р.р Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть стихотворений о войне.
| 1час
| 8.04
| 8.04
| 56.
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
| 1час
| 10.04
| 10.04
| 57.
| Н.А.Заболоцкий. Жизнь и судьба. Основные темы лирики поэтического творчества. Художественная концепция поэта: «Мысль. Образ. Музыка».
| 1час
| 15.04
| 15.04
| 58
| Русские поэты о Родине. Поэзия В.Высоцкого.
| 1час
| 17.04
| 17.04
| 59.
| Итоговый тест по 20 веку.
| 1час
| 22.04
| 22.04
| 60.
| У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта»
| 1час
| 24.04
| 24.04
| 61.
| У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечная проблема» в трагедии Шекспира.
| 1час
| 29.04
| 29.04
| 62.
| Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира.(№66,130)
| 1час
| 1.05
| 6.05
| 63.
| Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа
| 1час
| 6.05
| 8.05
| 64.
| Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
| 1час
| 8.05.
| 13.05
| 65.
| Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй.
| 1час
| 13.05
| 15.05
| 66.
| Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» Чтение, анализ глав.
| 1час
| 15.05
| 20.05
| 67.
| Внеклассное чтение. Нравственные уроки новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе»
| 1час
| 20.05
| 22.05
| 68.
| Р.р. Обучение сочинению в жанре дневниковых записей.
| 1час
| 22.05
| 27.05
| 69.
| Подведение итогов. Задание на лето. Список литературы для летнего чтения.
| 1час
| 27.05
| 29.05
| 70.
| Резервный урок.
| 1час
| 29.05
|
|
|