Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения





Скачать 216.95 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения
Дата публикации20.09.2013
Размер216.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

РАССМОТРЕНА

Руководитель МО

_______ /В.Х.Галимуллина /

Протокол № ___ от

«___» __________ 2012г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ с.Псяк»

________ /Ф.С.Нугуманов /

«___» __________ 2012г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ с.Псяк»

________ /Р.Г.Хасанзянов /

Приказ № ___ от

«___» __________ 2012г.


Рабочая программа

по русской литературе в 8 классе

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Псяк»

Габдурахмановой Гузель Халимовны,

учителя русского языка и литературы

второй квалификационной категории.


Рассмотрена на заседании педагогического совета

протокол № _______________от «____» ____________2012г.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русской литературе для обучающихся 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

- Программа «Русская литература: Программа для 5-11 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.: Базовый уровень / Под ред.М.Г. Ахметзянова» (Казань: Магариф, 2009);

- Базисный учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Псяк» (приказ №45от 31 августа 2012г.).

-Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Псяк» (приказ №33/27 от 1сентября 2009 г.).

Изучение предмета ориентировано на использование учебника: «Русская литература», учебник-хрестоматия для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы: в двух частях.Авт.-сост.М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Ж.Ф.Хакимова, Т.О.Скиргайло/ Под ред. М.Г.Ахметзянова. – Казань: Издательство «Магариф», 2009 г.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).


Цель изучения литературы– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Задачи изучения литературы:

-формирование эстетического идеала; развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

-формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности; умений видеть текст и подтекст; особенности создания художественного образа; освоение предлагаемых произведений как искусства слова; формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи; умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте; умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории .и мирового искусства.


Учебно-тематический план




Название раздела

Всего количество часов

В том числе на развитие речи

В том числе на внеклассное чтение

1

Введение

1

-

-

2

Русская литература 19 века

33

1

3

3

Русская литература 20 века

24

1

3

4

Литература народов России

4

-

-

5

Из зарубежной литературы

6

-

2

6

Повторение

2

-

1

Всего:

70

3

8


Содержание
Введение.(1ч.) Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Мировое значение русской литературы.

Русская литература 19 века(33ч.)

А.С. Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар».Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Образ автора. Стихотворная строка.Пушкин в Казани. Повесть «Капитанская дочка» (в сокр.) Историческая правда и художественный вымысел в повести. «История пугачёвского бунта» (отрывки). А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Т.л. Повесть как жанр литературы. Проблемы долга и чести в повести «Капитанская дочка».

М.Ю. Лермонтов. Лермонтов на Кавказе «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» Авторская позиция. Поэма «Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри. Романтический пейзаж.Мцыри как романтический герой. Поэма как литературный жанр.

Н.В. Гоголь. Гоголь в Петербурге.Комедия «Ревизор». Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России. Формирование представлений о национальной самобытности. Мастерство речевых характеристик, своеобразие диалогов и монологов. Т.л. Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение. «Хлестаков – типичный герой николаевской России». Вн.чт. Н.В.Гоголь «Петербургские повести». Тема «маленького человека» и ее развитие.

И.С. Тургенев. Биография писателя. Рассказы «Певцы». «Бурмистр». Создание целостной картины русской действительности. Вн.чт. Рассказы И.С. Тургенева.«Живые мощи» и др. (по выбору)

Ф.И. Тютчев. «Я встретил вас - и всё былое»

А.А. Фет. «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

А.К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…»

Н.А. Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни.Образ русской женщины и проблема женского счастья. Картины природы в поэме. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..»

Н.С. Лесков. Биография писателя. «Тупейный художник».

Л.Н.Толстой. Толстой в Казани. «После бала». Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения. Вн.чт. Л.Н. Толстой. «Юность» (главы)

А.П. Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Своеобразие композиции маленькой трилогии.

Русская литература 20 века.(24ч.) И.А. Бунин. Биография. Рассказ «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени».

Максим Горький. М.Горький в Казани. «Мои университеты» (в сокр.) Вн.чт. М. Горький «Сказки об Италии». Мечта писателя о светлой жизни.

В.В. Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям».особенности стихотворной речи. «Прозаседавшиеся». Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского. Т.л. Гипербола. Гротеск. Литота

М.И. Цветаева Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по родине! Давно…»

О.Э. Мандельштам. Биография поэта. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны…»

К.Г. Паустовский. Слово писателе. «Телеграмма». Т.л. Развитие понятия о композиции. Вн.чт. К.Г. Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга». Красота и гармония в природе.

А.Т. Твардовский. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Награда», «Гармонь», «Два солдата», «От автора»). Композиция поэмы. Народно –поэтическая основа, юмор в поэме.

Стихотворения о Великой Отечественной войне. А.А. Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь…», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…», М.В. Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом…»

А.П. Платонов. Платонов на войне. «Возвращение». Гуманизм рассказа. Война и семья -основная тема рассказа. Авторская позиция в рассказе.

А.А. Ахматова. Биография поэта. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к чему одические рати…», «Читатель», «Мужество»

А.И. Солженицын. Биография писателя. «Матрёнин двор» (в сокр.) Идея национального характера в рассказе. Вн.чт. А.И.Солженицын «Как жаль»

В.П. Астафьев. Биография писателя. «Фотография, на которой меня нет». Своеобразие сюжета рассказа.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Поэзия». Мотивы одиночества.

Ч.А. Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход» («После сказки»).Идея взросления человека. Осуждение жестокости и бездуховности.

Литература народов России.(4ч)

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар». Национальное своеобразие героических эпосов народа России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

М.Карим «Подует ветер - и все больше листьев…», «В дороге - ноги. В песне - думы…», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…».

Тема детства в русской литературе и литературе народов России. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

Зарубежная литература.(6ч) Взаиомодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем бытия» Античная лирика. Алкей. Солон. «Сонеты» Шекспира . Жюль Верн. Слово о писателе. «Таинственный остров» (главы) Артур Конан-Дойль. Слово о писателе. «Пёстрая лента». Вн.чт. В.Скотт «Айвенго». Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе 20 века. И.-В.Гете «Фауст»(фрагменты). Вн.чт. Байрон Дж. Корсар. П. Мериме «Таманго»

Повторение (2ч)

Календарно- тематический план




урока


Тема урока

Дата

Примечание

план

факт



Введение. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Мировое значение русской литературы.

04.09









Русская литература 19 века

А.С. Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар»

06.09









Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Образ автора. Стихотворная строка.

11.09









Пушкин в Казани. Повесть «Капитанская дочка» (в сокр.)

13.09









Историческая правда и художественный вымысел в повести.

18.09









«История пугачёвского бунта» (отрывки)

20.09









А.С.Пушкин. «Станционный смотритель».

Т. Повесть как жанр литературы.

25.09









Проблемы долга и чести в повести «Капитанская дочка».

27.09









М.Ю. Лермонтов. Лермонтов на Кавказе «Три пальмы»,

«Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» Авторская позиция.

02.10









М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри

04.10









Романтический пейзаж.Мцыри как романтический герой

09.10









Поэма как литературный жанр.

11.10









Н.В. Гоголь. Гоголь в Петербурге.Комедия «Ревизор»

16.10









Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России. Формирование представлений о национальной самобытности.

18.10









Мастерство речевых характеристик, своеобразие диалогов и монологов.

23.10









Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

25.10









«Хлестаков – типичный герой николаевской России»

30.10









В.ч. Н.В.Гоголь «Петербургские повести». Тема «маленького человека» и ее развитие.

01.11









Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

13.11









Работа над ошибками.

И.С. Тургенев Биография писателя. Рассказы «Певцы».

15.11









«Бурмистр». Создание целостной картины русской действительности.

20.11









Вн.чт. Рассказы И.С. Тургенева.«Живые мощи» и др. (по выбору учителя)

22.11









Ф.И. Тютчев «Я встретил вас - и всё былое»

А.А. Фет «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…»

27.11









Н.А. Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни.

28.11









Образ русской женщины и проблема женского счастья. Картины природы в поэме.

04.12









Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..»

06.12









Н.С. Лесков. Биография писателя.

«Тупейный художник»

11.12









Л.Н.Толстой. Толстой в Казани. «После бала»

13.12









Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения.

18.12









В.ч. Л.Н. Толстой. «Юность» (главы)

20.12









А.П. Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре».

25.12









А.П. Чехов «Крыжовник», «О любви».Своеобразие композиции маленькой трилогии.

27.12









Р.Р. Обучение анализу эпизода из рассказа «После бала». Подготовка к домашнему сочинению.

15.01









Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, Толстого, Чехова.

17.01









Работа над ошибками.

Русская литература 20 века. И.А. Бунин. Биография. Рассказ «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

22.01









А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени».

24.01









Максим Горький. М.Горький в Казани. «Мои университеты»

(в сокр.)

29.01









Вн.чт. М. Горький «Сказки об Италии». Мечта писателя о светлой жизни.

31.01









В.В. Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям».особенности стихотворной речи.

05.02









В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского.

Т. Гипербола. Гротеск. Литота

07.02









М.И. Цветаева Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по родине! Давно…»

12.02









О.Э. Мандельштам. Биография поэта. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны…»

14.02









Р. Анализ одного из стихотворений изученных поэтов.

19.02









К.Г. Паустовский. Слово писателе. «Телеграмма»

Т. Развитие понятия о композиции

21.02









Вн.чт. К.Г. Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга». Красота и гармония в природе.

26.02









А.Т. Твардовский. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Награда», «Гармонь», «Два солдата», «От автора»). Композиция поэмы.

28.02









Народно –поэтическая основа, юмор в поэме.

05.03









Стихотворения о Великой Отечественной войне

А.А. Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь…», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…», М.В. Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом…»

07.03









А.П. Платонов. Платонов на войне. «Возвращение». Гуманизм рассказа.

12.03









Война и семья -основная тема рассказа. Авторская позиция в рассказе.

14.03









А.А. Ахматова. Биография поэта. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к чему одические рати…», «Читатель», «Мужество»

19.03









А.И. Солженицын. Биография писателя. «Матрёнин двор» (в сокр.) Идея национального характера в рассказе.

21.03









Вн.чт. А.И.Солженицын «Как жаль»

02.04









В.П. Астафьев. Биография писателя. «Фотография, на которой меня нет». Своеобразие сюжета рассказа.

04.04









Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Поэзия». Мотивы одиночества.

09.04









Ч.А. Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход» («После сказки»)

11.04









Идея взросления человека. Осуждение жестокости и бездуховности.

16.04









Контрольная работа по творчеству Горького, Твардовского, Платонова, Ахматовой, Рубцова, Астафьева, Айтматова.

18.04









Литература народов России. Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.

23.04









Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар». Национальное своеобразие героических эпосов народа России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

25.04









М.Карим «Подует ветер - и все больше листьев…», «В дороге - ноги. В песне - думы…», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…».

30.04









Тема детства в русской литературе и литературе народов России. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

02.05









Зарубежная литература. Взаиомодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем бытия»

Античная лирика. Алкей. Солон. «Сонеты» Шекспира

07.05









Жюль Верн. Слово о писателе. «Таинственный остров» (главы)

09.05









Артур Конан-Дойль. Слово о писателе. «Пёстрая лента»

14.05









Вн.чт. в.Скотт «Айвенго». Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе 20 века.

16.05









И.-В.Гете «Фауст»(фрагменты)

21.05









Вн.чт. Байрон Дж. Корсар. П. Мериме «Таманго»

23.05









Итоговая контрольная работа.

28.05









Работа над ошибками. Итоги года и задание на лето.

30.05







Требования к уровню подготовки обучающихся .

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

  • создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.


Список рекомендуемой учебно - методической литературы


  1. Золоторева И.В., Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе» 8 класс, Москва: Вако, 2011 г.

  2. Каплан И.Е. «Анализ лирики в старших классах», Москва: Издательство «Экзамен»,2005 г.

  3. Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах», Москва: Айрис-пресс, 2010 г.

  4. Смолякова Н.В. «Русская литература 19 век», Москва: Издат-школа, 2000 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconРабочая программа по литературе муниципального бюджетного образовательного учреждения
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconРабочая программа по литературе для 11 класса учителя I квалификационной...
Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утверждённой приказом №35/6 от 31. 08 2012 г
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconДоклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Учредителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №50 является муниципальное...
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconРабочая программа по литературе для 10 класса муниципального бюджетного...
...
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconРабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №24», программы общеобразовательных учреждений по литературе...
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 имени Ч. Т. Айтматова п г т. Кукмор» Кукморского муниципального...
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПубличный доклад о деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения
Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconРешение Педагогического совета муниципального образовательного учреждения...
Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы№69
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса Муниципального...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Х. В. Вагапова с. Березняк» Кукморского...
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПрограмма по русской литературе для вступительных экзаменов в аспирантуру...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconКвартальный отчёт муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconМуниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОтчет муниципального бюджетного образовательного учреждения Осичковской...
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconПротокол от 31. 08. 2012 г. №5 годовой план работы муниципального...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального бюджетного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного...
Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск