ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
* (102 часов – 3 часа в неделю)
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
| Примерные сроки
|
| Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (20 ч)
|
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, уча- щихся.
Характеризовать особенно- сти прослушанного художе- ственного произведения (опре- делять жанр – рассказ, сти- хотворение, сказка народная, авторская; загадка, послови- ца, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное зада- ние, выбирать последователь- ность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение
Читать вслух целыми слова- ми осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ния, небольшие отрывки прозы.
|
| 1
|
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка») Т*
|
| 2
| Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом
|
| 3
| Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу»
|
| 4
| Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Т
|
| 5
| Народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» «Законы» волшебной сказки Т
|
| 6
| Как сказки сказываются Т
|
| 7
| «Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т
|
| 8
| Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») Т
|
| 9
| Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т
|
| 10
| «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т
|
| 11
| Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т
|
| 12
| Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
| 13
| Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» Т
|
| 14
| «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)
|
|
* Буквой Т обозначены уроки, на которых предполагается работа в «Тетради по литературному чтению» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
|
| 15
| Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») Т
| Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе клю- чевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учите- лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выби- рать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоя- тельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, оглавление, иллю- страции.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих эле- ментов.
|
| 16
| Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») Т
|
| 17
| Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
|
| 18
| Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Т
|
| 19
| Всех скороговорок не перескороговоришь Т
|
| 20
| Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 Т
|
| Раздел II. «Сказочные человечки» (20 ч)
|
| 21
| Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка
«Морская прогулка»)
|
| 22
| Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) Т
|
| 23
| Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть)
Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части)
|
|
| 24
| Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» Т
|
| 25
| Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2) Т Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) Т
|
|
| 26
| Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») Т
|
| 27
| Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») Т
|
| 28
| Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит» Т
|
| 29
| Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3)
|
| 30
| Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух», характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) Т
|
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
|
| 31
| Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»)
| Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопроситель- ные предложения. Конструировать монологиче- ское высказывание: состав- лять рассказ о герое прочитан- ного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художествен- ного произведение (его фраг- менты): читать по ролям, уча- ствовать в драматизации.
Иллюстрировать художе- ственное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
|
| 32
| Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») Т
|
| 33
| Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Повесть-сказка А. Толстого Т
|
| 34
| Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т
|
| 35
| Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т
|
| 36
| Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т
|
| 37
| Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2)
|
| 38
| Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я)
|
| 39
| Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) Т
|
| 40
| Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2 Т
|
| Раздел III. «Сказочные богатыри» (11 ч)
|
| 41
| Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
|
| 42
| Былина как фольклорный жанр
|
| 43
| Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т
|
| 44
| Илья Муромец – богатырь земли Русской Т
|
| 45
| Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»)
|
| 46
| Сравнение богатырской сказки и былины Т
|
| 47
| Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») Т
|
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
|
| 48
| Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т
|
|
| 49
| Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») Т
|
| 50
| Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»
|
| 51
| Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная работа № 3 Т
|
| Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (17 ч)
|
| 52
| Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»
|
| 53
| Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») Т
|
| 54
| Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») Т
|
| 55
| Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)
|
| 56
| Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т
|
| 57
| Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»)
|
| 58
| Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» Т
|
| 59
| К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные
народы»)
народынароды») Т
|
| 60
| Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») Т
|
| 61
| Что высмеивают сказки? Сатирические японские сказки «Ивовый росток», «Добрый крестьянин»
|
| 62
| Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»
|
| 63
| «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») Т
|
| 64
| Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т
|
| 65
| Мудростью богаты. Русские народные загадки Т
|
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
|
| 66
| Как придумать загадку? Литературные загадки
|
|
| 67
| Обобщающий урок по разделу IV. Проверочная работа № 4 Т
|
| 68
| Зачем поют колыбельные песни Т
|
| Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намек...» (16 ч)
|
| 69
| Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
|
| 70
| Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак»)
|
| 71
| Кто сильнее? Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)
|
| 72
| Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)
|
| 73
| Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») Т
|
| 74
| Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»)
|
| 75
| Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») Братец Кролик – главный герой сказки Т
|
| 76
| Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул») Т
|
| 77
| Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!»)
|
| 78
| Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)
|
| 79
| Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи»)
|
| 80
| Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик»)
|
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
|
| 81
| Авторские считалки
|
|
| 82
| О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» Сочиняем считалку
|
| 83
| Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов Т
|
| 84
| Проверочная работа № 5 Т
|
| Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (19 ч)
|
| 85
| Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон»
|
| 86
| Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Т
|
| 87
| Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) Т
|
| 88
| Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части)
|
| 89
| Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части)
|
| 90
| Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча») Т
|
| 91
| Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») Т
|
| 92
| Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») Т
|
| 93
| Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» «Гора». «Снег и скрипка») Т
|
| 94
| Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Т
|
| 95
| Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») Т
|
| 96
| Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный»
|
| 97
| Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»)
|
| 98
| Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева
|
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
| Характеристика деятельности учащихся
|
| 99
| Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!»)
|
|
| 100
| Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»)
|
| 101
| Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6
|
| 102
| Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»
|
|
|