Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык»





НазваниеПрограмма исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык»
страница1/4
Дата публикации17.08.2014
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4

Пояснительная записка

Программа направлена на реализацию требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (от l'7/V 2012): http://MHHo6p-науки.рф/документы/543). Она опирается также на ФГОС основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Минобрнауки от 17/ХП 2010: http://standart.edu.ru), обязательный минимум среднего (полного) общего образования и примерную программу по русскому языку для основной школы (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010), учитывает положения примерной программы по русскому языку для старшей школы, в том числе требования к освоению предмета на базовом и углубленном уровнях. Программа исходит из идеи преемственности основного и полного образования в области личностного развития обучающегося, формирования метапредметных и предметных компетенций. Методологической основой программы является заявленный в ФГОС среднего (полного) общего образования системно-деятельностныи подход, в соответствии с которым воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам общества на современном этапе, осуществляется на основе социального проектирования и освоения универсальных учебных действий, активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его готовности к саморазвитию и самообразованию.

Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык». В разработке программы учтены традиции методической науки и накопленный отечественной школой опыт обучения русскому языку. Кроме того, программа опирается на идею интегрального подхода к освоению учащимися предметной области «Филология» и направлена на реализацию межпредметных связей прежде всего в гуманитарной области общего образования.

В соответствии со стандартом нового поколения программа учитывает возрастные особенности обучаемых, дифференциацию в освоении предметной области в средней школе и обеспечивает возможность выбора старшеклассниками изучения предмета на базовом или углубленном уровне.

Реализация программы создаст условия для социализации выпускников средней школы, обеспечит возможность получения профессионального образования в средних специальных и высших учебных заведениях.

Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемая программа нацелена на достижение в ходе изучения предмета «Русский язык» личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных целей:

— закрепление обусловленных базисными национальными и государственными ценностями мировоззренческих установок и развитие индивидуальных и социальных качеств личности школьника; воспитание готовности к социальному взаимодействию, к пополнению знаний и применению их в жизни;

— закрепление и обогащение универсальных учебных умений, в том числе связанных с применением ИКТ-компетентности в учебной деятельности, поиском, пониманием, обработкой и оценкой информации, прогнозированием, планированием и контролем собственной деятельности, аккумуляцией знаний по разным дисциплинам;

— формирование целостного представления о предметной области и обогащение системы предметных умений для подготовки к сознательному выбору сферы дальнейшего профессионального образования.

В связи с этим решаются задачи:

— воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания, российской гражданственности, национальной идентичности, человека, любящего свою родину;

— воспитание уважения к русскому языку как явлению национальной и мировой культуры, национальному достоянию, средству мышления, общения, приобщения к духовным ценностям человечества, условию индивидуального развития личности, гибкости и адекватности речевой коммуникации;

— формирование потребности в речевом самосовершенствовании, умения осуществлять речевой анализ и самоанализ;

— совершенствование навыков учебной деятельности, самообразования, развитие владения универсальными учебными действиями, способами сбора, обработки и оценки информации, полученной из разных источников, включая словари, научно-популярную, художественную и публицистическую литературу, печатные и электронные СМИ, умения использовать ИКТ в поисковой и коммуникативно-речевой деятельности;

— обобщение и расширение представлений о языковой системе, закономерностях ее функционирования,

языковых и речевых нормах; развитие умения пользоваться речевым этикетом, осознавать, анализировать, сопоставлять и оценивать явления языка и речи, обогащение словарного запаса, свободное владение грамматическими ресурсами языка, совершенствование умения применять знания в практике речевого общения, в том числе в учебной деятельности.

Предметная цель обучения русскому языку в старших классах общеобразовательной школы предполагает не только обобщение и систематизацию, но и расширение и углубление знаний по предмету, закрепление и обогащение предметных умений и навыков, повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю, а на углубленном уровне — овладение некоторыми профессионально ориентированными компетенциями.

Достижение целей расширения представлений учащихся 10—11 классов о мире, интеграции знаний из разных сфер, закрепления мировоззренческих установок, формирования индивидуально и социально значимых качеств личности, ее духовного мира достигается за счет отбора текстового материала. Воспитанию готовности к социальному взаимодействию способствуют задания, требующие от учащихся совместного решения задач предметного обучения.

Формирование потребности в самоанализе, в пополнении знаний, развитие навыков применения знаний и умений на практике осуществляется в ходе выполнения заданий по поиску новой информации, оценке аргументированности суждений, в тестовых и контрольных заданиях, в заданиях, прямо ориентированных на повседневную речевую практику, а также за счет применения эвристических методов подачи учебного материала.

Развитие готовности к речевому самосовершенствованию, навыков самокоррекции вырабатывается одновременно с воспитанием любви к русскому языку, с формированием представления о его богатстве, выразительности, познавательных и коммуникативных возможностях, связи с национальной и мировой культурой и духовным развитием личности. Этому способствуют задания, направленные на выявление стилистической дифференциации языка и речи, семантики и синонимии языковых единиц разных уровней, средств выразительности и образности речи, на проведение этимологического и лингвокультурного анализа, на выявление своеобразия индивидуального стиля, оценку качества чужих и собственных высказываний, обучение приемам редактирования текстов. На углубленном уровне должны быть использованы задания, развивающие навыки исследовательской деятельности в области филологии, включая проектную деятельность, предполагающую не только изучение лингвистических явлений, но и разработку методики применения результатов исследования на практике.

Совершенствование навыков познавательной деятельности, самообразования, владения универсальными учебными действиями осуществляется путем выполнения заданий проблемного характера с применением методов алгоритмизации в поисковой деятельности, в практике решения лингвистических задач, анализа текстов, обработки учебной текстовой информации, построения самостоятельных высказываний. В ходе обучения русскому языку в старших классах должны быть использованы разные формы подачи учебного материала (тексты, планы, схемы, таблицы, алгоритмы), задания на выделение в речи определенных лингвистических единиц, их квалификацию, систематизацию, сопоставление, оценку соответствия языковым и речевым нормам (эталонной речи), уместности употребления в конкретном высказывании. Программа предполагает совершенствование навыков использования в качестве источника информации по предмету не только учебной литературы и словарей, дополнительной научно-популярной литературы для школьников, но и средств массовой информации включая интернет-ресурсы. Изучение русской речи должно опираться не только на факты, включенные в учебник, но и на самостоятельный отбор примеров в повседневной речи, художественной и публицистической литературе.

Цель обобщения, закрепления и расширения знаний учащихся старших классов о системе русского языка и ее реализации в речи, развитие навыков применения языковых и речевых норм, речевого этикета достигается не только в ходе прямой работы с теоретическим материалом, но и за счет использования текстов на филологические темы.

Система заданий к текстам должна обеспечить решение задачи сбалансированного владения разными видами речевой деятельности (восприятие — визуальное и слуховое, воспроизведение — в устной и письменной форме, понимание, переработка, продуцирование, редактирование), включая навыки разных видов чтения. Программа предполагает, что в ходе учебной деятельности должны регулярно использоваться задания по ознакомительному, поисковому и другим видам чтения, определению тематики, проблематики, авторской позиции высказываний, аналитическому и выборочному списыванию, выделению ключевых слов и предложений текста, трактовке их значения, составлению планов, тезисов, конспектов, рефератов.

Когнитивный подход, положенный в основу усвоения предмета, предполагает, что в процессе изучения русского языка в старших классах развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся, с одной стороны, должно стать метапредметной целью, решаемой с помощью обучения предмету, с другой — само изучение русского языка требует опоры на сформированные в основной школе навыки интеллектуальной и коммуникативной деятельности. В то же время авторы программы считают одной из важнейших задач сохранение личностного и эмоционально окрашенного отношения к родному языку и связанной с ним культуре.

Учет возрастных особенностей старшеклассников, их права на выбор базового или углубленного уровня изучения предмета, необходимость формирования метапредметной компетенции должны быть реализованы в разнообразии форм подачи теоретического материала, в обучении работе с разными видами учебной информации. Лингвистические сведения могут быть поданы в форме строгих дефиниций, объяснительного текста, в виде специальных справок, текстов упражнений на лингвистические темы (о языке, его законах, функционировании, истории, об отдельных фактах языка и речи и пр.). Часть материала предъявляется в форме теоретических положений, обязательных для запоминания, значительная же часть учебной информации дается в косвенной форме, например в текстах упражнений, содержащих дополнительный материал по обогащению базовых знаний. Это позволит учителю гибко осуществлять переход от базового к углубленному уровню.

Компетентностная образовательная парадигма предполагает активность ученика в учебной деятельности, формирование в нем способности и готовности применять полученные знания в жизни. В программе реализована направленность учебного курса на обобщение и обогащение языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческои предметных компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании, о разделах и базовых понятиях лингвистики, нормах русского литературного языка. При этом развивается умение анализировать и оценивать языковые и речевые факты, пользоваться различными источниками лингвистической информации.

В старших классах развитие языковой компетенции предполагает не только расширение словарного запаса школьников (на углубленном уровне — в том числе за счет лингвистической терминологии и терминологии других гуманитарных наук, знакомства с образцами русской классической литературы, актуальной общественно-политической, экономической, информационной и бытовой лексикой), но и обогащение грамматического строя речи учащихся, развитие их умения пользоваться стилевыми регистрами и различными жанрами речи, синонимическими ресурсами разных уровней языка, твердого владения нормами языка и речи, отбирать языковые единицы, использовать синонимические ресурсы языка с учетом речевой ситуации, речевого этикета, целей коммуникации, стиля, жанра, предмета речи.

Формирование лингвистической компетенции в старших классах предполагает знакомство в доступной форме с научной деятельностью крупных отечественных лингвистов, с некоторыми тенденциями в современной речи и проблемами современной лингвистики, с фактами языка и речи, допускающими неоднозначную квалификацию, обогащение знаний об истории языка. Важной задачей обучения русскому языку является овладение некоторыми формами исследовательской и проектной языковедческой деятельности (проведение лингвистических наблюдений, экспериментов и др.), побуждение к поиску сведений о языке и речи в книжных и электронных информационных ресурсах, к оценке материалов средств массовой информации с точки зрения лингвистических норм. Учебный курс нацелен на изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, на развитие навыков анализа текста с обоснованием закономерности отбора языковых средств в нем. На углубленном уровне освоения предмета формированию лингвистической компетенции уделяется значительно большее, по сравнению с базовым уровнем, внимание.

Развитие коммуникативной компетенции на углубленном уровне включает обучение более глубокому пониманию текста (в том числе с учетом подтекста, выявленного с помощью языковой интуиции и навыков лингвистического анализа текста), освоение форм построения высказываний в различных коммуникативных условиях и на разные темы. Особое внимание уделяется навыкам речевой коммуникации в профессионально ориентированной (филологической) сфере: комментарий, оценка кратких и развернутых высказываний лингвистов, писателей, литературоведов, критиков; выражение аргументированных суждений на лингвистические темы; участие в дискуссиях о языке и речи. Кроме того, предъявляется особое требование к стилистической и жанровой дифференциации устных и письменных высказываний, работе над точностью и выразительностью устной и письменной речи, развитию навыков выразительного чтения.

Содержание учебного материала, связанное с формированием культуроведческой компетенции, представлено в разделах «Введение в науку о языке» (язык и национальная культура, язык и история народа, русский язык и художественная литература и др.), «Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи», а также расширяется за счет отбора текстов, используемых в учебном процессе. При изучении русского языка старшеклассники обогащают свои знания по истории русской и мировой материальной и духовной культуры.

Интегральный подход к изучению предметной области «Филология», являющийся одной из методологических основ настоящей программы, должен быть реализован в отборе текстов из произведений, изучаемых на уроках литературы (особенно в старших классах), позволяющих ученикам активизировать в фонде личных знаний прецедентные тексты, а также произведений, расширяющих представление учащихся о сфере художественного словесного творчества. Однако наиболее важной задачей является развитие навыков филологического анализа художественного текста, выявление содержания художественной речи с опорой на понимание эстетической функции лингвистической формы. У старшеклассников должно сформироваться устойчивое представление о тропах и речевых фигурах, приемах использования лингвистических единиц разных уровней в качестве средства создания художественного образа. Программа предполагает включение в учебный процесс заданий по поиску названных явлений в тексте, их квалификации, сопоставлению, оценке, а также использованию отдельных средств и приемов в собственной речи, развитие творческого потенциала учащихся во владении словом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного,...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по воспитательной работе «Я живу в России»
Создать условия для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важнейшая цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важнейшая цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма учебного предмета
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconДуховно нравственное развитие и воспитание в процессе обучения
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего...
Программа исходит из того, что задача воспитания нравственного, ответственного, инициативного и всесторонне развитого гражданина России может и должна решаться и средствами учебного предмета «Русский язык» iconМодель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы мбоу пго
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск