Утверждаю:
Директор МБОУ ПГО «Средняя
общеобразовательная школа № 18»
Тарасова Т.Г.
Приказ 152/1-Д от 12.09.2012г Модель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
МБОУ ПГО
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
( элементарные представления о символах государства Флаге, Гербе России; уважение к защитникам родины; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России.)
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
( уважительное отношение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; представления о религиозной картине мира, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и поддержке; представления о правилах поведения в ОУ, дома, на улице, в нас. пункте, в общественных местах, на природе)
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
( уважение к труду и творчеству старших и сверстников, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, школьному имуществу, учебникам, личным вещам; представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества).
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
( ценностное отношение к своему здоровью и здоровью родителей, педагогов, сверстников, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества).
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
(развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; бережное
отношение к растениям и животным)
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
(формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества).
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для реализации в качестве базовой, образовательным учреждением выбрана смешанная модель (модель организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения и внешних учреждений).
-
Участники организации и проведения внеурочной деятельности
| Механизм координации
| Формы реализации внеурочной деятельности
| Педагогические работники общеобразовательного учреждения, педагоги учреждений дополнительного образования
| План внеурочной деятельности, договоры о сотрудничестве между образовательными учреждениями.
| Соответствуют форма, представленным в программах внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО.
|
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности классного коллектива выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов формируется по направлениям развития личности:
-спортивно-оздоровительное,
-общекультурное,
-духовно-нравственное,
-общеинтеллектуальное ,
-социальное,
и содержит следующие формы работы:
Духовно-нравственное Ведущие формы деятельности: Классные часы на изучение правовых норм государства, законов; КТД, праздники, викторины, познавательные игры; Смотры-конкурсы, выставки; Исследовательская деятельность; Школьный музей; Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ.
Общеинтеллектуальное направление Ведущие формы деятельности: Викторины, познавательные игры и беседы; Детские исследовательские проекты; Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны); Предметные недели в рамках «Академии успеха», праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Спортивно-оздоровительное направление Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми.
Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером.
Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».
Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.
Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
Организация походов выходного дня.
Общекультурное направление Ведущие формы деятельности: Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки; Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; Кружки художественного творчества; Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе; Приглашение артистов театров города и области в школу; Праздничное оформление школы и классных комнат.
Социальное Ведущие формы деятельности: Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; Работа по озеленению школы; Организация дежурства в классах; Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; Выставки поделок и детского творчества; Трудовые десанты, субботники; Сюжетно-ролевые игры.
Для реализации в образовательном учреждении рассматриваются следующие виды внеурочной деятельности:
-игровая деятельность,
-познавательная деятельность,
-проблемно-ценностное общение,
-досугово-развлекательная деятельность,
-художественное творчество,
-социальное творчество,
-трудовая деятельность,
-спортивно-оздоровительная деятельность,
-туристко-краеведческая деятельность.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм: экскурсий, кружков, олимпиад, конкурсов, поисковой, исследовательской, проектной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении составляется план реализации кружков по направлениям деятельности (приложение).
На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями. Направления внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное направление
Цель
| Задачи
| Формы работы
| Содержание
| Планируемый результат
| -Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
| -дать элементарные представления о символах государства; воспитывать уважение к защитникам Родины; вызывать интерес к общественным явлениям, формировать понимание роли человека в обществе; воспитывать любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; -воспитывать уважительное отношение к родителям, проявлять заботу о младших и старших, понимать ответственность за другого человека; формировать первичные представления о религиозной картине мира, учить устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и поддержке; формировать правила поведения в ОУ, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе -воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, школьному имуществу, учебникам, личным вещам; дать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
| -экскурсии;
-туристические походы;
-праздники;
-викторины;
-познавательные игры;
-смотры-конкурсы;
-фестивали;
-беседы;
-классные часы;
-КТД;
-выставки;
-исследовательская и проектная деятельность;
| 1. Реализация целей и задач направления через Учебный план:
- Социокультурный курс «Урал.Человек.Истоки» (2-4 класс)»
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс)
2. Реализация целей и задач направления через воспитательную работу школы, классного руководителя:
- Классные часы «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- Экскурсии в музеи (школьный, городской краеведческий, Морской славы, музеи г.Екатеринбурга;
- Встречи с участниками ВОВ, тружениками тыла;
-Уроки мужества и
уроки памяти;
-Музейная мастерская;
-Социальные акции «Подарок дорогому человеку», «Добрые сердца»;
-Сюжетно – ролевые игры «Все работы хороши – выбирай на вкус»;
- Литературно-музыкальные композиции «Люблю тебя, моя Россия», «День Земли»;
-Творческие конкурсы, выставки прикладного искусства;
- Беседы о подвигах героев Российской армии, защитниках Отечества;
-День народов Урала;
-Ярмарка ремёсел;
-Просмотр фильмов;
- Выставки рисунков, поделок;
- Концерты «Жить – Родине служить»;
- Праздники «Масленица», «Синичкин день», «День птиц»;
-Выпуск газет, журналов, листовок «Мой край родной».
3. Реализация целей и задач направления через содержание кружков:
«Азбука истоков» (1 класс), «Юный художник», «Семицветик», «Весёлые нотки», «Азбука вежливости», «Юный читатель», «Вперёд, мальчишки» (разучивание песен, изготовление поделок, рисование плакатов, газет, листовок, рисунков, беседы на темы, отражающие смысл духовно-нравственного направления).
4. Реализация целей и задач направления через проектную деятельность:
- Проекты «Родники», «Где родился – там и пригодился»,
«Моя книга истоков», «Широка страна моя родная» и другие.
| Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных значимых знаний, первоначального понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (2, 3 класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4 класс)
- Целостное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно – историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
- Элементарные представления об институтах гражданского общества, наиболее значимых страницах истории, об этнических традициях и культурном достоянии своего края.
- Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.
- Опыт социальной и межкультурной коммуникации.
- Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
| Общеинтеллектуальное направление
Цель
| Задачи
| Формы работы
| Содержание
| Планируемый результат
| -формирование интеллектуальных способностей обучающихся, развитие основных психических процессов (мышления, памяти, воображения)
| -воспитывать уважение к интеллектуальному труду; -готовить учащихся к восприятию материала повышенной сложности; - способствовать общеинтеллектуальному развитию учащихся.
| - викторины, познавательные и интеллектуальные игры;
-исследовательские проекты;
-олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-познавательные экскурсии;
-конференции;
-предметные недели;
| 1. Реализация целей и задач направления через Учебный план:
-Элективный курс «За страницами учебника»;
2. Реализация целей и задач направления через воспитательную работу школы, классного руководителя:
-участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок»;
-в чемпионате «Старт»;
-в викторине «Эрудит»;
-организация интеллектуальных игр по предметам русский язык, математика, окружающий мир;
-олимпиады младших школьников;
-интеллектуальный марафон «Почемучки»;
-экскурсии в городской краеведческий музей, Северскую домну;
-экскурсии в музеи г.Екатеринбурга;
-конкурсы чтецов «Мой край», «Моя страна» и др.;
-праздник Грамотеев (к дню славянской письменности);
3. Реализация целей и задач направления через содержание кружков:
-«Хочу всё знать»;
-«Юный читатель»;
4. Реализация целей и задач направления через проектную деятельность:
-участие в конкурсе проектов,
-в фестивале компьютерных программ и др.
| Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных значимых знаний, первоначального понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (2, 3 класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4 класс)
| Общекультурное направление
Цель
| Задачи
| Формы работы
| Содержание
| Планируемый результат
| Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества.
| - Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России. - Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами - Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года. - Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными местами прикладного искусства, наблюдение за их работой. - Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
- Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
| -посещение выставок;
-культпоходы в театры, кино;
-посещение музеев;
-фестивали, спектакли;
-кружки художественного творчества;
- встречи с представителями творческих профессий.
- экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна.
- знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.
- система экскурсионно – краеведческой деятельности.
- проведение внеклассных мероприятий
-шефство над памятниками культуры.
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.
- разучивание стихотворений,
- беседы
- проведение музыкальных вечеров, литературно – музыкальных композиций.
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
- выставки, конкурсы, праздники, смотры – конкурсы в рамках школьного, городского фестиваля творчества.
- работа школьного краеведческого музея.
| 1. Реализация целей и задач направления через Учебный план:
-учебные дисциплины- изобразительное искусство, музыка;
2. Реализация целей и задач направления через воспитательную работу школы, классного руководителя:
-участие учащихся в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, фотоколлажей., таких как «Мир родного Урала», «Осенние фантазии», «Мои любимые животные» и др.
3. Реализация целей и задач направления через содержание кружков:
-«Юный художник»;
-«Умелые ручки»;
-вокальные группы «Семицветик», «Весёлые нотки»
4. Реализация целей и задач направления через проектную деятельность:
-создание проектов по предметам изобразительное искусство, музыка. Например, «Нетрадиционные техники рисования», «Мир музыки» и др.
| Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных значимых знаний, первоначального понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (2, 3 класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4 класс)
| Спортивно-оздоровительное направление
Цель
| Задачи
| Формы работы
| Содержание
| Планируемый результат
| Создание комплекса условий по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов ООП НОО
| - Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья. - Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки. - Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха.
- Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания
- Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного, психологического и социально-психологического.
- Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
| -спортивные состязания;
-беседы;
-выставки рисунков;
-встречи со спортсменами, медицинскими работниками;
| 1. Реализация целей и задач направления через Учебный план:
-уроки физической культуры, - посещение бассейна;
2. Реализация целей и задач направления через воспитательную работу школы, классного руководителя:
-«Весёлые старты», «Старты Деда Мороза», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Молодецкие забавы»
-серия классных часов «Полезные привычки»
3. Реализация целей и задач направления через содержание кружков:
-посещение секции тхэквондо, футбольной, волейбольной секции;
4. Реализация целей и задач направления через проектную деятельность:
-участие в проектной деятельности – создание проектов, например, «Здоровым быть здорово», «В здоровом теле здоровый дух» и др.
| Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных значимых знаний, первоначального понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (2, 3 класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) - Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально – психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
| Социальное направление
Цель
| Задачи
| Формы работы
| Содержание
| Планируемый результат
| Создание условий для приобретения младшими школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
| - Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
- Ознакомление с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий.
- Ознакомление с профессиями своих родителей и прародителей.
-Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
- Приобретения умений и навыков самообслуживания в школе и дома.
| -трудовые десанты;
-социальные акции;
- Беседы, экскурсии по городу на производственные предприятия, заочные путешествия, встречи с представителями различных профессий.
- организация проведение презентаций и проектов «
- Проведение классных часов,
- Проведение сюжетно – ролевых игр, посредствам создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
Проведение внеурочных мероприятий (праздники, ярмарки, конкурсы)
-Участие в благотворительных акциях,
-выпуск школьной газеты
- выпуск тематических радиопередач;
- Встречи с интересными людьми;
- проведение социально-ролевых игр, тренингов;
-трудовые акции
- Проведение субботников, туристических слетов.
- Создание совместных проектов родителей и детей.
| -Социальные акции «Четвероногий друг», «Добрые сердца», «Книга – библиотеке», «Кормушка», «Подарок бабушке и дедушке», «
-Экскурсии на почту, в библиотеку, магазин.
-Поездка в г. Сысерть на фарфоровую фабрику.
-Работа в рамках кружка «Эстетика быта и этикет», театрального кружка «Теремок»;
-Классные часы «Все работы хороши выбирай на вкус», «Терпение и труд – все перетрут» и др.
-Кружки «Мастерок», кружок изобразительного искусства «Юный художник» , прикладного творчества «Искусница», «Сувенир»
-Встречи и беседы с представителями здравоохранения, милиции, пожарной службы и др.
-Праздник «Первой оценки»
«Ярмарка ремесел» Ярмарка продаж «Торжок»
-Участие в школьных и городских конкурсах «Урал мастеровой»
-Тематические конкурсы чтецов, -Организация и проведение акции «Создай сам»
-Выпуск школьной газеты младших школьников «Радуга»
-Проведение субботников и экологических десантов совместно с родителями «Трудимся воодушевленно!»
Участие в акции «Добрые дела»:
- Поздравление ветеранов ВОВ, ветеранов труда;
| Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных значимых знаний, первоначального понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (2, 3 класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4 класс) - Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-ценностное и творческое отношение к учебному труду;
Элементарные представления о различных профессиях;
- овладение первоначальным опытом участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- Мотивация и самореализация в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
| |