Модель организации внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 13 реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- организовать работу с одаренными детьми(построение индивидуальных образовательныхтраекторий);
-организация внеклассной работы по предмету;
- работы с детьми, имеющими трудности в освоении учебных программ;
- реализация проектной деятельности учащихся;
- систематизация и отслеживание результативности воспитательной деятельности педагога;
- возможность свободы творческого выбора форм взаимосвязанных с результатами.
Руководствуясь нормативным документом «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», школа отводит на внеурочную деятельность до 1350 часов за 4 года.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса МБОУ СОШ №13. Внеурочная занятость предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Цель
Развитие ключевых компетенций и формирование универсальных учебных действий обучающихся начальных классов через реализацию педагогических проектов.
Задачи
повысить уровень развития ключевых компетенций обучающихся;
повысить профессиональную компетентность педагогов через овладение технологией педагогического проектирования,
гуманизация детско-родительский отношений в процессе совместной творческой деятельности.
Продукт
Модель организации внеучебной деятельности обучающихся с учётом принципа целостности педагогического процесса в соответствии с ФГОС.
Гипотеза
Творческая совместная деятельность гарантирует «ситуацию успеха» и общественное признание результатов деятельности, что будет способствовать развитию ключевых компетенций и формированию учебной мотивации у младших школьников.
Содержание и формы занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируются, исходя из целей и задач ООП НОО, основываются на возможностяхшколы с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 13 руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
-Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
-СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
-для реализации внеурочной деятельности в начальной школе имеется 6 учителей-предметников: изобразительного искусства, музыки, физической культуры, иностранного языка, 16 классных руководителей, педагог-психолог, фельдшер, социальный педагог, заместители директора по УВР и ВР, методист;
- все педагогические работники имеют соответствующую квалификацию;
- профессиональное развитие педагогических работников осуществляется через систему курсов повышения квалификации (в том числе дистанционных), участие в школьных и городских семинарах, конференциях, методической работе, обобщении педагогического опыта.
Для организации внеурочной деятельности школа привлекает родительскую общественность и социальных партнеров: Клуб боевых искусств «КЭМПО», ШДЮКФП «Маэстро» , ДЮСШ «Авангард» , ДЮСШ Управления образования , МБОУДОД ГЦДТ, МОУ ДОД ДШИ «Берегиня», Д\К «Родина», ЦСО «Юность», МБОУ ОДМ, ОУУП и ПДН отдела МВД г.Бердска, Бердский поисково-спасательный отряд, МУЗ БЦГБ, Бердский медицинский колледж, Отдел культуры г.Бердска.
Внеурочная деятельность будет реализовываться по этапам: организационный этап, организационно-практический этап, этап реализации и этап диагностики планируемых результатов проекта.
В рамках организационного этапов разработана и обсуждена концепция организации внеурочной деятельности через педагогическое проектирование с участниками, была разработана программа внедрения проектов.
В рамках организационно-практического этапа осуществлена разработка и реализация педагогических проектов всех участников образовательного процесса, участвующих в деятельности. Участниками подготовлены рабочие программы внеурочных занятий. Перечень образовательных программ внеурочных курсов в приложении №1.
Этап реализации проекта был посвящён непосредственно реализации программы каждым педагогом с учётом направления педагогического проекта.
Анализ работы по педагогическим проектам педагогами осуществляется по следующим формам:
Представление опыта на школьном МО учителей начальных классов, МО классных руководителей, предметных МО;
Результативность:
Динамика сформированности ключевых компетенций обучающихся;
Динамика социальной активности обучающихся с указанием мероприятия, уровня, количества участников и документального подтверждения;
Степень вовлечённости семей в реализацию проекта.
При разработке модели организации внеурочной деятельности в начальной школе учитывались возможности и традиции школы, пожелания детей и родителей, социокультурные возможности города.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности:
Игровая;
Познавательная;
Проблемно ценностное общение;
Досугово - развлекательная;
Художественное творчество;
Социальное творчество;
Трудовая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Туристско-краеведческая деятельность.
Основными формами организации внеурочной деятельности являются экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие.
Во внеурочной и воспитательной деятельности используются индивидуальные, групповые и коллективные способы организации обучающихся.
Основные валеологические требования к осуществлению внеурочной деятельности – форма проведения занятий отличная от урока, соблюдение динамической паузы (40–50 минут) между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.
Внеурочная деятельность МБОУ СОШ № 13 осуществляется через:
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения («Риторика», «Информатика в начальной школе», «Разговор о правильном питании», «Тропинка к своему я», Творческая мастерская по ИЗО, «Русский фольклор»);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей МБОУ ДОД ГЦДТ «Капитошка»,«Аленький цветочек», городской детской библиотеки «В гостях у сказки», а также учреждений культуры: МБОУ ДШИ «Берегиня» и спорта: ДЮСШ «Авангард», КБИ «Кемпо»;
- деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);
- деятельность педагогических работников: педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
- разработку и реализацию педагогических проектов всех участников внеурочной деятельности.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности лагерных смен школьного оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Взаимодействие с УДОД для организации внеурочной деятельности затруднено в связи с удаленностью школы от основных учреждений дополнительного образования детей, занятия в две смены, как следствие, отсутствие свободных кабинетов для занятий с обучающимися.
В связи с этим основной моделью организации внеурочной деятельности в нашей школе стала оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог).
Модель дополнительного образования опирается на использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
МБОУ СОШ № 13 на сегодняшний день взаимодействует на договорной основе с такими учреждениями дополнительного образования детей, как ШДЮКФП «Маэстро» (объединение «Шахматы»), ДЮСШ «Авангард» (секция волейбол), ДЮСШ Управления образования (секция баскетбол), МБОУ ДОД ГЦДТ (объединение «Бисероплетение», «Капитошка»).
Кроме того, в рамках реализации своей образовательной программы школа использует возможности учреждений дополнительного образования детей для организации и проведения разнообразных мероприятий, направленных на развитие потенциала обучающихся: проведение тематических уроков и воспитательных мероприятий, участие в конференциях, конкурсах, выставках с привлечением Бердского медколледжа, Отдела культуры,ЦСО «Юность», МБОУ ОДМ, ОУУП и ПДН отдела МВД г.Бердска, Бердский поисково-спасательный отряд, МУЗ БЦГБ.
Координирующую роль в организации внеурочной занятости выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Внеурочная деятельность осуществляется на основании разработки рабочих программ по определенным образовательным курсам, Целевой программы воспитательной деятельности школы (приложение 2) и воспитательных рпограмм классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий (социальная работа и проектная деятельность).
В качестве методического пособия, позволяющего учителям грамотно в соответствии с новыми целями выстроить систему воспитательной работы в классе, используется пособие из серии «Стандарты второго поколения»: Д.В. Григорьева Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. Рабочие программы по внеурочной занятости обучающихся составляются по тому же алгоритму, что и программы в ФГОС: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля, и утверждаются педагогическим советом.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Поэтому программы внеурочной занятости и воспитательной работы составляются таким образом, чтобы предоставить детям широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».
При организации внеурочной деятельности школьников мы различаем понятия результат ВД и воспитательный эффект.
Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект ВД – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
Воспитательные результаты ВД распределяются по трем уровням.
Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, готовность к поступку и личная ответственность человека.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Понимание взаимосвязи результатов и форм ВД позволяет педагогу
разрабатывать образовательные программы ВД с четким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы ВД, которые гарантируют достижение результат определенного уровня,
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого
диагностировать результативность и эффективность ВД
оценивать качество программ ВД.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности.
Игровая:
1 - игра с ролевым акцентом: День ученика, Прощание с азбукой, Посвящение в первоклассники,
2 -Игра с деловым акцентом: День самоуправления, Письмо водителю, Я будущий избиратель, Моя семья, Презентация Моя профессия
3 -Социально моделирующая игра:
познавательная
1 образовательные программы «Риторика» «Логика», «Умники и умницы», Народная мудрость»
2. интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады;
3. Проектная неделя, НПК, Профильная смена Юный информатик», «Я и папа компьютерные гении»;
проблемно ценностное общение
1образовательные программы«Я и мой мир», «Тропинки к своему Я»
2. диспуты «Служить или не служить», «Школьная форма за и против»
3. клуб Успешного человека, профильная смена «Дети и взрослые вместе».
досугово - развлекательная
1поездки в театр, цирк, музеи, концертные залы, галереи
2Образовательная программы «Сад добра», «Зимние истории», «Сказки народов мира»
3благотворительные концерты для Дома ветеранов, Новогодние праздники,
художественное творчество
1 образовательные программы «Творческая мастерская»,в том числе совместно с учреждениями дополнительного образования
2 Художественные выставки, фестивали, инсценировки.
3художественные выставки и экспозиции школьного музея
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность
1 акцияпоздравительные открытки для одиноких стариков, «Добрая зима»,
2акция «Помоги тому кому труднее», «Дед мороз идет к вам в гости»
3 реализация социально значимых проектов «Автоплощадка», Семейный клуб «Я и папа», «Благоустройство памятников»
трудовая деятельность
1образовательная программа «Стендовый моделизм»
2образовательная программа «Пришкольный участок», реализация социально значимых проектов «Школьная клумба», «Зеленый мир», акция «Сверкающая школа», «Чистый двор».
3трудовая ученическая бригада совместно Центром занятости
спортивно-оздоровительная деятельность
1 образовательные программы «Разговор о правильном питании», Волейбол, Баскетбол, проведение динамических пауз, физкультминутки
2проведение Дня безопасности, День здоровья. Олимпийские игры, военно-спортивные эстафеты, Президентские состязания
3спортивные межшкольные праздники «Большие гонки»
туристко-краеведческая деятельность
1поездки по городам России и Европы в составе туристических групп
2организация однодневных и многодневных походов
3школьный краеведческий музей «Бердский острог»
Приложение 1
Образовательные программы внеурочных курсов в 1-х классах
на 2012-2013 учебный год.
Образовательная программа
| Класс
| Педагог
| Проектная деятельность «Я - исследователь»
| 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д
| Тройнина Н.В., Смирнова Т.Н., Костылева А.Н., Нагорникова О.Г., Кочнева И.Л., учителя начальных классов
| Программа «Я и мой мир»
| 1А, 1Б 1В, 1Г, 1Д
| Чайковская Т.С., учитель начальных классов
Субботина В.П., учитель начальных классов
| Библиотечные уроки «Сказки народов мира»
| 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д
| Степанова Ю.Р., библиотекарь
| Тропинки к своему «я» (занятия с психологом)
| 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д
| Евтеева И.Г., педагог-психолог
| Динамическая пауза
| 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д
| Тройнина Н.В., Смирнова Т.Н., Костылева А.Н., Нагорникова О.Г., Кочнева И.Л. учителя начальных классов
| Творческая мастерская (Занятия по ИЗО)
| 1А, 1Б
| Недельская Т.М., учитель ИЗО
| Уроки Чтения
| 1Д
| Кочнева И.Л., учитель начальных классов
| Риторика
| 1Б
| Смирнова Т.Н., учитель начальных классов
| Занимательная математика
| 1Б
| Смирнова Т.Н., учитель начальных классов
| Русский фольклор
| 1А
| Тройнина Н.В., учитель начальных классов
| Разговор о правильном питании
| 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д
| Кузьменко Н.Б., учитель начальных классов
| Занимательная логика
| 1Г
| Нагорникова О.Г., учитель начальных классов
| |