№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные понятия
| Дата проведения
|
|
1
|
| 1
| Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
| Как возникла наша письменность?
| 1
| Творческое задание “Придумай свой алфавит”
|
|
|
2
| Древние письмена
| 1
| Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
|
|
|
3-4
| Сказочное царство слов
| 2
| . Сказочное царство слов.
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
|
|
|
|
5-6
| Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).
| 2
| Изучение фонетики,группы звуков
|
|
|
7-8
| Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).
| 2
| Предмет изучения фонетики, группы звуков
|
|
|
9-10
| Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).
| 2
| Представление о тексте. Разница между группой слов, текстом и группой предложений
|
|
|
11-12
| Меня зовут Фонема.
| 2
| Меня зовут Фонема
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
|
|
|
13-14
| Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.
| 2
| Звуки гласные, буквы, их обозначающие. Звуки согласные, буквы, их обозначающие. Различие слова и предложения. Разграничение речевых и неречевых звуков. Понятие слога как естественной произносительной единицы. Деление слов на слоги. Постановка ударения Смыслоразличительная роль ударения в словах. Главные признаки гласных звуков . Викторина “Интересные буквы и звуки»
|
|
|
15-16
| Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки
| 2
|
|
|
17
| “Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”.
| 1
|
|
|
18
| Согласные звуки
| 1
|
|
|
19
| Из чего строятся слова?
| 1
|
|
|
20-21
| Сюжетная игра “Сказание о Ролане”. Слово – имя собственное.
| 2
| Большая буква в именах собственных. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”
|
|
|
22
| Слова, которые пишутся с большой буквы.
| 1
|
|
|
23
| Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением).
| 1
| Нахождение ударного слога
|
|
|
24
| О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?”
| 1
| Игра “Где прячется ошибка?”
Орфографический словарик-твой помощник
|
|
|
25
| Опасные согласные
| 1
| Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
|
|
|
26-27
| Правила о непроизносимых согласных
| 2
|
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
|
|
|
28-29
| Ваши старые знакомые. Шипящие согласные.
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения
| 2
| Игра “Волшебный клубок орфограмм»
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения
|
|
|
30-31
| Звонкие и глухие “одиночки”.
| 2
| Правила переноса слов
|
|
|
32
| Мягкий знак
| 1
| Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
|
|
|
33
| Твердый знак.
| 1
| Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака
|
|
|
34-35
| Перенос слов.
| 2
| Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.
|
|
|
36-37
| Сказочное царство слов
| 2
| Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
|
|
|
38-39
| Путешествие в страну слов
| 2
| Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
|
|
|
40
| Чудесные превращения слов
| 1
| Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву».
|
|
|
41-42
| Предложение – единица языка и речи. Игры Деда Буквоеда
| 2
| Роль предложения в общении.
Составлении текста по предложениям
|
|
|
43
| Сказка о царевне.
Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя).
| 1
| Формирование умения строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями
|
|
|
44
| Виды предложения по цели высказывания
| 1
| Игра – сказка “Пропавшие имена”.
|
|
|
45
| Собираем слова
| 1
| Главные члены предложения, связь слов в предложении
|
|
|
46-47
| Главные члены предложения, связь слов в предложении
| 2
| Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”
|
|
|
48-49
| Не лезьте за словом в карман!
| 2
| Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения
|
|
|
50
| К словам – родственникам. Почему их так назвали?
| 1
| К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём
|
|
|
|
|
| Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
|
|
|
51-52
| Поговорим обо всех приставках сразу.
| 2
|
|
|
53-54
| Друзья корней – приставки и суффиксы. Строительная работа морфем. Суффикс.
| 2
| «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов.
|
|
|
55-56
| Строительная работа морфем. Окончание
| 2
|
|
|
|
| Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания
|
|
|
57
| Слова – части речи
| 1
| Игра “Я знаю части речи”Упражнение в чтении.
|
|
|
58-59
| Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
| 2
| Сказка “Как у существительных род появился”
|
|
|
|
|
60-61
| Приключения в стране “Имя существительное
| 2
| Отличие слов, отвечающих на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос что?
|
|
|
62-63
| Изменение имен существительных по падежам
| 2
| Знание падежей существительных
|
|
|
64
| Роль глаголов в связной речи.
| 1
| Действие предмета, отвечающего на вопрос что делает?
|
|
|
65-66
| Времена глаголов заменяют друг друга. Хорошо ли ты знаешь глагол? Откуда появились глаголы – исключения?
| 2
| Наст., прош., буд. время
|
|
|
67
| Приключения в стране “Имя прилагательное”.
| 1
| Признак предмета
|
|
|
68
| Итоговый урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|