Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека»





Скачать 79.26 Kb.
НазваниеДетская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека»
Дата публикации10.07.2013
Размер79.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Детская библиотека

муниципального учреждения культуры

Седельниковского муниципального района Омской области

«Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека»

Информационно-познавательный час

«Язык моих предков»

http://s.imhonet.ru/user_files/16/47/16475e51b4ac5c7c9d726d9efb3642f2/images/kandm.jpg

Седельниково 2011 г.

Вед.1: Добрый день, дорогие ребята! 24 мая по всей России отмечается День славянской письменности и культуры. Он считается днем памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия. Они создали первую славянскую азбуку. Благодаря этим людям славяне обучились грамоте.

Вед.2: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию информационно-познавательный час «Язык моих предков», посвященный истории возникновения письменности.

Вед.1: Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представит когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного жилого дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко ли, но древние люди каким-то образом выселили древних медведей. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

Вед.2: Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Но дорога эта оказалась долгой и сложной. Легенды североамериканских индейцев говорят, что письменность подарил им великий вождь Гайавата. Вот как это описано в поэме американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»:

Вед.1: «…Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Красной линию – прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня - на вершине.

Все пространство над дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Вед.2: Вы догадались, что так появилось рисуночное письмо. Но им было пользоваться не так просто. Порой, написавший письмо, придавал письменным знакам одно значение, а читающий другое, и из этого ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в одной из своих сказок.

Вед.1: Эта сказка называется «Как было написано первое письмо». Эта история произошла в племени первобытных людей в далекие «дописьменные» времена. В сказке говорится о маленькой девочки по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменность еще не существовала. В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке. Таффи думала, что на этих картинках все понятно. Однако Незнакомец «прочел» письмо по–другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности.

Вед.2: «Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются со всех сторон», - подумал он (за врагов он принял бобров). «Я пойду и приведу ему на выручку племя», - решил Незнакомец. И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох. И досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А то т не мог ничего объяснить, ведь он не понимал их языка! Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О, Таффи, ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!» Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно еще и уметь прочитать его.

Вед.1: Известны и другие способы письма. Например, южно-американские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узе обозначал смерть, белый – серебро или мир, желтый – золото, зеленый – хлеб. Если узел был окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно обращать внимание на такие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.

Вед.2: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились «священные знаки» - иероглифы, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

Вед.1: В русском языке тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить. Знак «-», отнять, вычесть; знак «=» - и как знак равенства, равняется, равно.

Вед.2: Две тысячи лет тому назад побережье Средиземного моря населяли финикийцы, которые изобрели буквы – значки. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Вед.1: Каких только письменностей не существовало на свете! Но, несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни (сейчас он называется Салоники), в котором проживало многочисленное славянское население. Отец братьев – грек, был богат и «доброго рода», занимал значительную должность под начальством солунского военоначальника. Мать – славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Кирилл и Мефодий были очень образованные и мудрые люди.

Вед.2: Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушел в монастырь. Кирилл был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

Вед.1: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, которые славяне не понимали. Перед братьями поставили нелегкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский язык.

Вед.2: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Посмотрите на эти непонятные нам начертания. Сколько здесь своеобразных, не похожих на другие алфавиты букв!

Вед.1: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий переписали для своего народа несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – после смерти братья были причислены к лику святых и на иконе их всегда изображают вместе. В Софии, столице Болгарии, есть памятник Кириллу и Мефодию. Он установлен перед зданием Национальной библиотеки, носящей их имя.

Вед.2: В Москве тоже имеется памятник великим славянским просветителям, установленный в 1992 году. Скульптурная композиция, работы скульптора Клыкова В.М., находится в центре Москвы на Славянской площади.

Вед.1: В конце девятого начале десятого веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Буквы новой азбуки были простыми, четкими, легкими в написании. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла – создателя первой славянской азбуки. Всего в кириллице было 43 буквы. Именно эта азбука стала основой русской «Азбуки». Учебник получил такое название по первым буквам алфавита «аз» и «буки».

Вед.2: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

Вед.1: Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра 1. Петр 1 провел первую реформу русского письма. Он убрал из алфавита ряд ненужных букв, а также взял новое начертание. В книгах велел печатать буквы ровные, простые, без всяких завитушек. Этим новым шрифтом, гражданской азбукой, мы пользуемся до сих пор. За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего лишь две новые, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «й» и «е». Их придумал в 18 веке известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин.

Вед.2: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33.

Вед.1: Наша азбука удивительна. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия, ибо благодаря трудам Этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Вед.2: Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь. И. Бунин

Вед.1: Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

Вед.2: А сейчас, я прошу вас обратить внимание на открытую полку «Откуда азбука пошла», на которой представлены книги об истории возникновения книги и письменности.

Вед.1: Мы благодарны вам за то, что вы посетили наше мероприятие. Мы всегда рады видеть вас в нашей библиотеке. До новых встреч, ребята!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconСценарий проведения литературно-музыкальной встречи, посвященной дню России
Светло в России от берез: литературно-музыкальная встреча, посвященная Дню России. Сценарий/Ю. В. Студенникова/ мбук седельниковского...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconТемы исследования
Муниципального автономного учреждения культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconИнформационный отчет о деятельности мбук «Борская межпоселенческая библиотека»
...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Террору нет места в нашей жизни. Урок милосердия. Сценарий/Л. А. Тетерина/Детская библиотека-филиал кмук «Шербакульская межпоселенческая...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconАналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного учреждения...

Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconИнформационный отчет о деятельности общедоступных библиотек муниципального образования
Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Кинельский входит в состав Муниципального казенного учреждения «Управление...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconГодовая аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного...
Раскройте, изменения в сети библиотек за отчетный квартал: сколько библиотек открыто, закрыто, передано другим ведомствам, вошло...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» icon«Центральная межпоселенческая библиотека» Назийская детская библиотека
«От истории малой родины — к истории родной страны». Список предназначен для всех категорий читателей, ведь вряд ли найдется человек,...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconОтчет рмкук «Шелеховской межпоселенческой центральной библиотеки» за I квартал 2013 года
Районное муниципальное казенное учреждение культуры Шелеховского района «Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека»
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районная библиотека переименована – ныне это Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Грачевская межпоселенческая центральная...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconПоложение об организации платного и «ночного» абонементов и предоставлении...
Положение об организации платного и «ночного» абонементов и предоставлении платных услуг в мбук «Межпоселенческая центральная библиотека...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconИздания
Центральная библиотека №120 имени Б. А. Лавренева, Центральная детская библиотека №65 имени В. М. Загорского Библиотеки №№101, 114,...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconМуниципального учреждения культуры «централизованная библиотечная...
Управление культуры мэрии г. Ярославля, мук «цбс г. Ярославля», Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова. – Ярославль, 2008. –...
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconПлан взаимодействия с библиотекой (2012 3013 учебный год) (Библиотека...
Библиотека – филиал №22 Муниципального бюджетного учреждения культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система»
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconОтчет о работе муниципального казённого учреждения культуры
«Межпоселенческая централизованная библиотечная система Никольского муниципального района»
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечная сеть нашего района представлена 10-ю юридическими лицами, которые работают по муниципальным заданиям. В составе которых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск