Скачать 79.26 Kb.
|
Детская библиотека муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» Информационно-познавательный час «Язык моих предков» Седельниково 2011 г. Вед.1: Добрый день, дорогие ребята! 24 мая по всей России отмечается День славянской письменности и культуры. Он считается днем памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия. Они создали первую славянскую азбуку. Благодаря этим людям славяне обучились грамоте. Вед.2: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию информационно-познавательный час «Язык моих предков», посвященный истории возникновения письменности. Вед.1: Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представит когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного жилого дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко ли, но древние люди каким-то образом выселили древних медведей. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Вед.2: Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Но дорога эта оказалась долгой и сложной. Легенды североамериканских индейцев говорят, что письменность подарил им великий вождь Гайавата. Вот как это описано в поэме американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»: Вед.1: «…Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой на бересте Много сделал тайных знаков; Все они изображали Наши мысли, наши речи Белый круг был знаком жизни, Черный круг был знаком смерти; Дальше шли изображенья Неба, звезд, луны и солнца, Вод, лесов и горных весей, И всего, что населяет Землю вместе с человеком. Для Земли нарисовал он Красной линию – прямую, Для небес – дугу над нею, Для восхода – точку слева, Для заката – точку справа, А для полдня - на вершине. Все пространство над дугою Белый день обозначало, Звезды в центре – время ночи, А волнистые полоски – Тучи, дождь и непогоду. Вед.2: Вы догадались, что так появилось рисуночное письмо. Но им было пользоваться не так просто. Порой, написавший письмо, придавал письменным знакам одно значение, а читающий другое, и из этого ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в одной из своих сказок. Вед.1: Эта сказка называется «Как было написано первое письмо». Эта история произошла в племени первобытных людей в далекие «дописьменные» времена. В сказке говорится о маленькой девочки по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменность еще не существовала. В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке. Таффи думала, что на этих картинках все понятно. Однако Незнакомец «прочел» письмо по–другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. Вед.2: «Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются со всех сторон», - подумал он (за врагов он принял бобров). «Я пойду и приведу ему на выручку племя», - решил Незнакомец. И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох. И досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А то т не мог ничего объяснить, ведь он не понимал их языка! Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О, Таффи, ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!» Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно еще и уметь прочитать его. Вед.1: Известны и другие способы письма. Например, южно-американские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узе обозначал смерть, белый – серебро или мир, желтый – золото, зеленый – хлеб. Если узел был окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно обращать внимание на такие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет. Вед.2: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились «священные знаки» - иероглифы, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз. Вед.1: В русском языке тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить. Знак «-», отнять, вычесть; знак «=» - и как знак равенства, равняется, равно. Вед.2: Две тысячи лет тому назад побережье Средиземного моря населяли финикийцы, которые изобрели буквы – значки. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму. Вед.1: Каких только письменностей не существовало на свете! Но, несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни (сейчас он называется Салоники), в котором проживало многочисленное славянское население. Отец братьев – грек, был богат и «доброго рода», занимал значительную должность под начальством солунского военоначальника. Мать – славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Кирилл и Мефодий были очень образованные и мудрые люди. Вед.2: Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушел в монастырь. Кирилл был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи. Вед.1: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, которые славяне не понимали. Перед братьями поставили нелегкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский язык. Вед.2: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Посмотрите на эти непонятные нам начертания. Сколько здесь своеобразных, не похожих на другие алфавиты букв! Вед.1: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий переписали для своего народа несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – после смерти братья были причислены к лику святых и на иконе их всегда изображают вместе. В Софии, столице Болгарии, есть памятник Кириллу и Мефодию. Он установлен перед зданием Национальной библиотеки, носящей их имя. Вед.2: В Москве тоже имеется памятник великим славянским просветителям, установленный в 1992 году. Скульптурная композиция, работы скульптора Клыкова В.М., находится в центре Москвы на Славянской площади. Вед.1: В конце девятого начале десятого веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Буквы новой азбуки были простыми, четкими, легкими в написании. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла – создателя первой славянской азбуки. Всего в кириллице было 43 буквы. Именно эта азбука стала основой русской «Азбуки». Учебник получил такое название по первым буквам алфавита «аз» и «буки». Вед.2: В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глагол. И учитель для науки По субботам их порол. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину. А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На церковном языке. Вед.1: Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра 1. Петр 1 провел первую реформу русского письма. Он убрал из алфавита ряд ненужных букв, а также взял новое начертание. В книгах велел печатать буквы ровные, простые, без всяких завитушек. Этим новым шрифтом, гражданской азбукой, мы пользуемся до сих пор. За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего лишь две новые, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «й» и «е». Их придумал в 18 веке известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин. Вед.2: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Вед.1: Наша азбука удивительна. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия, ибо благодаря трудам Этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям. Вед.2: Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И. Бунин Вед.1: Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций. Вед.2: А сейчас, я прошу вас обратить внимание на открытую полку «Откуда азбука пошла», на которой представлены книги об истории возникновения книги и письменности. Вед.1: Мы благодарны вам за то, что вы посетили наше мероприятие. Мы всегда рады видеть вас в нашей библиотеке. До новых встреч, ребята! |
Сценарий проведения литературно-музыкальной встречи, посвященной дню России Светло в России от берез: литературно-музыкальная встреча, посвященная Дню России. Сценарий/Ю. В. Студенникова/ мбук седельниковского... | Темы исследования Муниципального автономного учреждения культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский... | ||
Информационный отчет о деятельности мбук «Борская межпоселенческая библиотека» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Террору нет места в нашей жизни. Урок милосердия. Сценарий/Л. А. Тетерина/Детская библиотека-филиал кмук «Шербакульская межпоселенческая... | ||
Аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного учреждения... | Информационный отчет о деятельности общедоступных библиотек муниципального образования Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района Кинельский входит в состав Муниципального казенного учреждения «Управление... | ||
Годовая аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного... Раскройте, изменения в сети библиотек за отчетный квартал: сколько библиотек открыто, закрыто, передано другим ведомствам, вошло... | «Центральная межпоселенческая библиотека» Назийская детская библиотека «От истории малой родины — к истории родной страны». Список предназначен для всех категорий читателей, ведь вряд ли найдется человек,... | ||
Отчет рмкук «Шелеховской межпоселенческой центральной библиотеки» за I квартал 2013 года Районное муниципальное казенное учреждение культуры Шелеховского района «Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районная библиотека переименована – ныне это Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Грачевская межпоселенческая центральная... | ||
Положение об организации платного и «ночного» абонементов и предоставлении... Положение об организации платного и «ночного» абонементов и предоставлении платных услуг в мбук «Межпоселенческая центральная библиотека... | Издания Центральная библиотека №120 имени Б. А. Лавренева, Центральная детская библиотека №65 имени В. М. Загорского Библиотеки №№101, 114,... | ||
Муниципального учреждения культуры «централизованная библиотечная... Управление культуры мэрии г. Ярославля, мук «цбс г. Ярославля», Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова. – Ярославль, 2008. –... | План взаимодействия с библиотекой (2012 3013 учебный год) (Библиотека... Библиотека – филиал №22 Муниципального бюджетного учреждения культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система» | ||
Отчет о работе муниципального казённого учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Никольского муниципального района» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотечная сеть нашего района представлена 10-ю юридическими лицами, которые работают по муниципальным заданиям. В составе которых... |