Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение»





Скачать 136.49 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение»
Дата публикации31.08.2014
Размер136.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Урок по русскому языку в 9 классе

«Сжатое изложение»
учитель русского языка и литературы

Румянцева Т. В.

2011-2012 уч. год

Цели урока: 1) формировать умение учащихся сжимать информацию, используя способ «исключение»;

2) повторить понятия «тема», «микротема» текста;

3) развивать творческое и аналитическое мышление учащихся;

4) воспитывать у учащихся любовь к литературным местам России.

Задачи урока: 1) формирование умений учащихся работать с ключевыми словами, направленными на раскрытие микротемы текста;

2) развитие приёмов умственной деятельности учащихся (анализ, синтез, сравнение), творческой познавательной деятельности, умения анализировать и делать выводы;

3) формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с текстом;

4) создание ситуации успешной деятельности учащихся.


Оборудование и материалы к уроку:

интерактивная доска;

рабочие листы;

памятка «Критерии оценивания сжатого изложения»;

карточка № 1, карточка № 2.
Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе

«Сжатое изложение».




Слайд-страница


Работа на уроке


Цели данной работы, комментарии

1. Организационный момент (2 мин.)




Слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня особенный урок. Я переживаю за себя, за вас, хочу, чтобы урок получился хороший. Значит, нам надо помогать друг другу.

У вас на партах лежат рабочие листы, на которых вы будете работать, памятка и карточки. Подпишите рабочие листы, запишите число.
(Приложение № 1, рабочий лист учащегося)

Это делается с целью заинтересовать учащихся, создать положительный настрой у учащихся для работы на уроке.



2. Показ презентации (5 мин.)



Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.



Слайд 4.


Фоном для показа презентации является музыкальное произведение П. И. Чайковского «Весенняя песнь».

Учитель осуществляет показ презентации, учащиеся знакомятся с её материалом.


Показ презентации в начале урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся на занятии.

Тем самым создаётся психологический настрой урока.

Смена слайда по щелчку.

3. Слово учителя. Осмысление цели урока и его темы (3 мин.)



Слайд 5.


Слово учителя.

- Ребята, осталось чуть больше месяца до того дня, когда вам предстоит сдавать первый настоящий экзамен по русскому языку в форме ГИА.

Одним из заданий будет написание сжатого изложения. Сегодня мы вспомним, как работать над сжатием текста, что такое «тема», «микротема».

Запишите тему урока «Сжатое изложение».


На данном этапе осуществляется психологический настрой учащихся.

4. Работа с текстом на ИД (5 мин.)



Слайд 6.


Слово учителя.

- Ребята, у вас на рабочих листах представлен текст С. Гейченко, известного исследователя творчества А. С. Пушкина, хранителя Пушкинского музея-заповедника на Псковщине. Ознакомимся с содержанием текста. После его прочтения вы должны будете назвать его тип и стиль. (Один из учащихся читает текст).

- Назовите тип текста и его стиль. (Художественно-публицистический, рассуждение).


Для написания сжатого изложения выбран текст, посвящённый священным пушкинским местам, что способствует воспитанию любви у учащихся к литературным местам нашей Родины.
Цель данной работы является повторение понятий «тема», «микротема» текста.

5. Работа над «сжатием» текста на ИД. (12 мин.)




Работа с учащимися.

- Обратимся к критериям оценивания сжатого изложения. (Приложение № 2,памятка «Критерии оценивания сжатого изложения»). Вы видите, что по критерию 2 за «сжатие» текста вы получите 3 балла, больше всего, нежели за содержание или логическое построение текста.

- Какие способы «сжатия» текста существуют?

(Обобщение, упрощение, исключение)

- Что такое обобщение? (Это такой способ сжатия текста, при котором для единичных фактов подбираются языковые средства для их обобщённой передачи).

- Что такое упрощение?

(Это такой способ сжатия текста, при котором не сокращая мысли, мы передаём её в более простой форме).

- Сегодня на уроке мы отработаем применение такого способа «сжатия» текста, как исключение. Как вы понимаете значение этого слова?

(Выделение главного и исключение несущественного материала).

- Определите тему текста. (Память народа о творчестве А. С. Пушкина)

- Какова основная мысль текста? (Надо помнить литературные места, связанные с творчеством великого поэта и писателя).

- Сколько микротем содержится в тексте? (6)

- Найдите главную информацию (ключевые слова) в каждой микротеме, которая направлена на её раскрытие. Данную информацию запишите в таблицу «Информация о тексте», которая дана на рабочих листах. (Приложение № 1, рабочий лист учащегося)

- Текстовый материал (лексику, раскрывающую микротему) подчеркнём красной чертой на ИД, а вы на рабочих листах. Даю подсказку: о чём говорится в микротеме, микротема связана с темой текста.
Учащиеся по очереди работают на ИД.
- Укажите несущественную (второстепенную) информацию, которую можно исключить. Заштрихуем эти слова и выражения на ИД и на рабочих листах. Даю подсказку: это слова и выражения, которые не влияют на раскрытие микротемы. Как правило, количество абзацев в «сжатом» тексте соответствует количеству микротем исходного текста, хотя может быть в одном абзаце несколько микротем.
Учащиеся по очереди работают на ИД.



Целью данного этапа урока является повторение способов «сжатия» текста: обобщение, упрощение, исключение.

Учащиеся учатся находить в тексте главную информацию, направленную на раскрытие микротемы.

С первой микротемой работают учащиеся, сидящие на 1-ом ряду (1-ый вариант) и т.д.
На данном этапе работы с текстом решается задача развития творческой познавательной деятельности учащихся, умения анализировать и делать выводы, задача развития у учащихся приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения.

Использование ИД на данном этапе урока способствует достижению целей урока, активизации познавательной деятельности учащихся, работа проходит в быстром темпе, тем самым экономится время на уроке. Учитель находится в постоянном контакте с классом.

Навык «сжатия» текста отрабатывается каждым учащимся.

6. Работа со «сжатым текстом» (3 мин.)




Слово учителя.

- Ребята, прочитайте получившийся текст. (Ученик читает получившийся текст).

В результате получился новый текст. Как и любой другой текст, он должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения.

Прочтите вариант текста, который представлен на карточке № 1 про себя. (Приложение № 3, карточка 1)

- Что общего с вашим текстом?

- Проанализируйте средства связи предложений в данном тексте, представленном на карточке № 2 (Приложение № 4, карточка 2). Назовите предложения, которые связаны с помощью местоимения, наречия, лексического повтора.



ИД отключить.

На данном этапе происходит формирование навыков учащихся самостоятельной работы с текстом.


7. Обобщение (5 мин.)




Слово учителя.

- Назовите этапы способа «исключения» материала из текста в процессе его сжатия.



Информация для учащихся стала доступной – учащиеся усвоили этапы работы над «сжатием» текста.

8. Рефлексия (5 мин.)




Слово учителя.

- Ребята, поделитесь своими впечатлениями, полученными от урока.

- Хотелось бы вам провести ещё такой урок?

Учащимся урок понравился, они поняли, что справятся на экзамене с заданием С – на уроке была создана ситуация успешной деятельности учащихся.

9. Домашнее задание (5 мин.)




Слово учителя.

- Откорректировать полученный текст, записать текст изложения на рабочих листах.









Приложение № 1

Рабочий лист ………………………………….

Число …………………………………………………

Классная работа.

Тема урока: ……………………………………………
Информация о тексте

(1) Есть на земле места, которые в памяти народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любовью. (3) Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине: Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали национальным государственным имением.

(5) Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка. (6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретиться с Пушкиным.

(7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ, они вступают в мир образов поэта, проникаются строем его мыслей и чувств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общении с простым русским народом, добрыми деревенскими друзьями, с родной природой формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

(10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов», деревенские главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» - ссылки 1824 – 1826 годов.

(14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он – неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страницы лирического дневника Пушкина.

(18) Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается, и он слышит голос живого поэта.

Сергей Гейченко


Микротемы

1

2.
3.
4.
5.


6.




Приложение № 2

Памятка «Критерии оценивания сжатого изложения»



Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК 1

Содержание изложения







Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия темы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК 2

Сжатие исходного текста







Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста.

2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел.

0

ИК 3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но

допущена 1 логическая ошибка, и /или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0


Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3

7

Приложение № 3

Карточка 1
1. Есть на земле места, которые в памяти народной священны. Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине.

2. Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка. Сюда идут люди со всех концов земли.

3. Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. Здесь формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

4. В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл.

5. Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. Он – неиссякаемый родник радости. Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений.

6. Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения.
Приложение № 4



Карточка2
1. Есть на земле места, которые в памяти народной священны. Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине.

2.Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка. Сюда идут люди со всех концов земли.

3.Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. Здесь формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

4. В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл.

5. Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. Он – неиссякаемый родник радости. Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений.

6. Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconУрок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста»
Нельзя путать изложение с сочинением, т к фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
Сжатое изложение (обучающая работа – упр. 154) (урок 17). Написание изложения (урок 18)
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconРабочая программа по русскому языку (элективный курс)
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconОтветы к олимпиаде по русскому языку. 5 Класс (школьный этап) I тур сумма баллов за диктант-20
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconИ. П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по русскому...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconСжатое изложение "Старый пень" 5 класс
Уметь: формулировать основную мысль текста,выделять в тексте главную и второстепенную информацию,сокращать текст, сохраняя основную...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconУрок русского языка в 9 классе Тема : Подготовка к гиа. Обучение сжатому изложению
Цель: Показать комплексную работу с текстом, итогом которой будет сжатое изложение по этому тексту
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconО проведении региональных пробных экзаменов для выпускников 9-х классов...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconСценарий урока в 9 классе. «Сжатое изложение публицистического стиля»
Государственной итоговой аттестации, к части «С». Класс довольно сильный, умеют рассуждать, логически мыслить. В классе 26 человек-...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconУрок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconР. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Урок по русскому языку в 9 классе «Сжатое изложение» iconПравила работы над рефератом реферат
Реферат – сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме – изложение, в котором выражается и отношение к этой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск