Пояснительная записка Цели





Скачать 210.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели
страница1/2
Дата публикации11.09.2014
Размер210.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
1. Пояснительная записка

Цели:

в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру..

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебная программа по литературе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы (авторы:; издательство «Просвещение», 2010 г.), рекомендована министерством образования и науки РФ с учетом ключевых положений Федеральных Государственных Стандартов Нового Поколения.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

В программе для 6 класса выделяются произведения «Для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «Текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текс, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения(из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.

п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося

Теоретическое обучение ч.

Контрольная работа

Развитие речи самостоятельные работы

1

Введение

1ч.










2

Устное народное творчество

3ч.

2ч.

1ч.




3

Древнерусская литература

1ч.










4

Литература XVIII века

1ч.










5


Литература XIX века

31ч.

25ч.

1ч.

5ч.

6

Литература XX века

21ч.

15ч.

1ч.

5ч.

7

Зарубежная литература

10 ч.

8ч.

1ч.

1ч.




Итого

68ч.











Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование раздела

Планируемые результаты

Краткое описание содержания

1

Введение

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Устное народное творчество

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;



Пословицы о поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Т/л: обрядовый фольклор

2

Древнерусская литература

воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Т/л: летопись.

3

Литература XVIII века.

воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;


Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». Т/л Мораль в басне, аллегория, иносказание.

4

Литература XIX века

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

работать со справочным материалом книги, различными источниками информации. воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;


И. А. Крылов. Басни. Т/л Басня. Аллегория. А. С. Пушкин «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Дубровский» Т/л: Эпитете, метафора, композиция. М. Ю. Лермонтов «Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы». Т/л: антитеза, двусложные, трехсложные размеры стиха. И. С. Тургенев «Бежин Луг». Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов историческая поэма «Дедушка», «Железная дорога». Т/л: пейзажная лирика.

Н. С. Лесков «Левша». Т/л: сказ как форма повествования. А. П. Чехов Рассказы. Т/л: юмор. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

5

Литература XX века

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения

А. П. Платонов «Неизвестный цветок». А. С. Грин «Алые паруса». М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Т/л Символическое содержание пейзажных образов. Лирика К. Симонова о войне. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Т/л: речевая характеристика героя. В. Г. Распутин «Уроки французского». Поэзия Н. М. Рубцова. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова. В. М. Шукшин «Срезал».

6

Литература народов России

выразительно читать художественные произведения

Г. Тукай. Стихи. К. Кулиев стихи. Т/л: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

7

Зарубежная литература

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Геродот. Гомер «Одиссея», «Иллиада».М. С. Сааведра. Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Фридрих Шиллер «Перчатка». Проспер Мериме. «Перчатка». Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели программы
Цели программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной...
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели и задачи
Основные направления работы
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка Цели icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Цели icon1. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка 2 Цели курса
Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье»
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся
Метапредметные (относятся к определенному кругу предметов): регулятивные, коммуникативные, познавательные
Пояснительная записка Цели icon«Утверждено» на заседании педагогического совета от
Пояснительная записка( обоснование, нормативно-правовая база, цели, принципы, планируемые результаты)
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся
Метапредметные (относятся к определенному кругу предметов): регулятивные, коммуникативные, познавательные
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цели изучения курса «Аутсорсинг»
Ковальчук А. И. Аутсорсинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиля...
Пояснительная записка Цели iconЭкологическая игра «Мир растений». Пояснительная записка Цели
Обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения
Пояснительная записка Цели iconПояснительная записка Цели программы
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач
Пояснительная записка Цели iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск