Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками»





Скачать 70.81 Kb.
НазваниеИсследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками»
Дата публикации11.09.2014
Размер70.81 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
Тема: Филологический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Стой»

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

 

Никитина Е.А., учитель русского языка и литературы,

Почетный работник общего образования РФ

 

Цели:

            1. Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками».

            2. Развитие критического мышления, правовой культуры, т. е. способности отстаивать свои права или права другого человека, быть ответственным за выдвигаемую филологическую версию.

            3. Воспитание внимательного отношения к системе ценностей писателя в контексте определенного этапа его творческого пути.

 

Оборудование: тексты для чтения (И. С. Тургенев, стихотворение в прозе «Стой»)

 

Ход урока:

 

I Стадия вызова

 

1. Информация о цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева

            Цикл «Стихотворения в прозе» написан в последние годы жизни писателя. Работа над циклом продолжалась с 1877 по 1882 год. И. С. Тургенев тщательно подбирал название для этого своеобразного художественного творения. Первоначально он озаглавил его «Посмертное», видимо, не имея намерения публиковать его при жизни. Затем возникло название «Стариковское» и, наконец, в сентябре 1882 года Тургенев останавливается на названии «Стихотворения в прозе». Жанровая специфика целиком отразилась в таком заголовке: с одной стороны, стихи, с другой - проза.

            «Стихотворения в прозе» - итог размышлений великого художника о жизни, искусстве, литературе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И. С. Тургенева, вновь осмысленные писателем на склоне лет.

            По форме стихотворения в прозе представляют своеобразные эссе-миниатюры, соединяющие философское осмысление жизненных фактов с лирическим проникновением в духовную жизнь человека. «Стихотворения в прозе» называют лебединой песней И. С. Тургенева.

 

2. Интерпретация заглавия

            Перед вами стихотворение в прозе «Стой», написанное в ноябре 1879 года. К чему готовит нас заглавие с точки зрения филологии, т. е. совокупности, содружества гуманитарных дисциплин - лингвистики и литературоведения?

            (Версии детской аудитории записываются в тетрадях как «интерпретация заглавия»)

            Версии: Заглавие представляет собой глагол повелительного наклонения единственного числа. Название очень экспрессивно, оно содержит в себе побуждение и даже призыв, говорящие о внутреннем особом состоянии лирического субъекта. Заглавие сразу же привлекает к себе внимание читателя своей формой, т. к. помимо его лексического значения («стоять» - остановиться, прекратить шаг, движение, замереть) можно выявить и другой смысл, вкладываемый автором - остановись, сумей найти особый счастливый момент в жизни. Внешняя «оболочка» слова стой соотносится со словом счастье через букву «с». Можно провести параллель к экспрессивному заглавию другого стихотворения в прозе Тургенева «Повесить его!», которое также содержит в себе побуждение. Эта интертекстуальная параллель позволяет говорить о творчестве   И. С. Тургенева как о «творчестве чувств».

 

II Стадия осмысления (Текст стихотворения в прозе достаточно известен, поэтому воспроизводятся только вопросы и версии)

            - Посмотрим, как решает эстетическую задачу автор средствами филологии.

(Вопрос записан на доске ко всем строфам текста; перед анализом каждого фрагмента учитель предлагает предположить, какие еще языковые средства может использовать автор, решая эстетическую задачу)

           

            1. Анализ 1 строфы

            - Лирическое стихотворение состоит из 8 строф. Читаем 1 строфу...

            (Версии детской аудитории записываются в тетрадях; запись будет делаться после каждой строфы с определенной пометой «1 строфа» и т. д.)

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: Автор является лирическим героем, т. к. здесь присутствует личное местоимение «я» и его форма «в моей». «Стой» организуется субъектом сознания с прямо-оценочной точкой зрения. В 1 строфе появляются характерные для последнего этапа творчества писателя мотивы бессмертия, вечности, красоты жизни. Уже в 1 строфе очевидно, что мы имеем дело со стихотворением в прозе, т. к. здесь наблюдается повышенная эмоциональность через восклицательные предложения и еще один глагол повелительного наклонения «останься».

 

            2. Анализ 2 строфы

            - Читаем 2 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: Эта строфа больше, чем первая, но и здесь автор использует тире, как особый прием. С помощью тире обозначается смысловое противопоставление и в то же время динамика создаваемого образа - женщины. Тире помогает определить интонационную тональность строфы - восторженность лирического героя. Мимолетность красоты женщины подчеркивают образные средства: оксюморон («отягощенные счастьем глаза») говорит об авторской восторженности; эпитеты («вдохновенный звук», «блаженное сознание», «торжествующие звуки») рисуют образ восхитительной женщины и являются доминирующим авторским приемом во 2 строфе. Об авторской эмоциональности говорят коннотативно - окрашенные (не нейтральные) слова: «простираешь», «блаженным», «изнеможенные» и др.

 

            3. Анализ 3 строфы

            - Читаем 3 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: Эта строфа, как и предыдущая, состоит из 1 предложения; восторженность лирического героя передается через вопросительное предложение, интонационно оформленное как восклицательное. Миг женской красоты опять восхищает автора. Необыкновенность мгновения создает метафора «разлился свет». Прием нисходящей градации («разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды») подчеркивает тончайшую женскую красоту.

 

            4. Анализ 4 строфы

            - Читаем 4 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: 4 строфа также состоит из 1 предложения, оформленного как вопросительное - это прием синтаксического параллелизма. Смысловым наполнением прекрасного женского образа станет вопрос - восклицание «какой  бог...», как и в 3 строфе - «какой свет...». Эпитет «ласковое дуновение» усиливает нежное и трепетное отношение лирического героя к образу, который он создает. Божественность женщины в расцвете своей силы и красоты подчеркивает метафора «бог ... откинул назад твои ... кудри».

 

            5. Анализ 5 строфы

            Читаем 5 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: Эта строфа представляет собой короткое восклицательное предложение - это постоянная особенность данного текста. В данном фрагменте продолжается мысль, начатая в 4 строфе («бог своим ласковым дуновением откинул «кудри» - «его лобзание горит на твоем ... челе»). В этой строфе сосредоточены сразу три образных средства: метафора («лобзание горит»), сравнение («как мрамор»), эвфемизм («побледневшее чело»). Именно 5 строфа показывает, что «Стой» - это стихотворение в прозе, т. к. членение текста подчинено не смысловому, а стихотворному делению, т. е. делению на строки - стихи.

 

            6. Анализ 6 строфы

            - Читаем 6 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: Эта строфа отличается от предыдущих тем, что состоит из четырех предложений. В смысловой параллели миг красоты женщины соответствует в метафорическом плане «тайне поэзии, жизни, любви», «бессмертию». Эмоциональная тональность выражается через два первых восклицательных предложения, сочетание указательных и личных местоимений в 1 и 2 предложениях («вот она» - «вот оно»), авторское тире в 1 и 3 предложениях. Именно в этом фрагменте указано, к чему именно направлено «Стой» - это «мгновение» бессмертия - «мгновение» расцвета женщины. Невольно вспоминается «Остановись мгновение - ты прекрасно».

 

            7. Анализ 7 строфы

            - Читаем 7 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: Данная строфа представляет собой 4 предложения. В семантической структуре стихотворения эта строфа является кульминационным моментом, т. к. здесь говорится о мимолетности мгновения («оно пройдет») и в то же время о его вечности («это мгновение не кончится никогда»). Автор обозначает проблему смерти и бессмертия. Кроме того, эта проблема выявляется через литоту «щепотка пепла, женщина, дитя...» - все возвращается, вечность торжествует. Авторское многоточие позволяет додумать круговорот бессмертия. Интонационная тональность выражается и через  тире в 3 предложении. Важно местоимение «твое», обозначенное курсивом, именно через него автор возвышает красоту женщины и ставит ее выше времени.

 

            8. Анализ 8 строфы

            - Читаем 8 строфу...

            Остановка в чтении, осмысление фрагмента.

            Версии: В семантической структуре текста эта строфа является обобщающей частью, где сосредоточена главная мысль стихотворения в прозе, авторское отношение. Восхищение передается через восклицательное предложение и через «дай мне быть участником твоего бессмертия...» (лирический герой пытается приблизиться к моменту вечности женской красоты). Интересно, что в этой строфе, как и в 1-ой, появляется глагол «стой» - он является структурным обрамлением и выявляет кольцевую композицию, что соответствует и основной мысли стихотворения - красота вечна.

 

            III Стадия рефлексии

            - Построчный анализ стихотворения в прозе «Стой» позволил приблизиться к авторской идее, поскольку филология помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека, т. е. в данном случае  Тургенева в определенный этап его творческого пути. Важно, когда понимание идет через совместный поиск, позволяющий услышать в дискуссии других участников и быть толерантным.

            - Предложите свои версии, которые позволяют увидеть текст стихотворения в прозе «Стой» как структурное целое.

 

            Версии:

            - Данное стихотворение в прозе обладает всеми признаками текста. В первую очередь, это несколько предложений, объединенных общей темой. Для этого текста характерны определенные стилевые черты - образность, эстетически направленная экспрессивность, идейность, особая роль подтекста.

            - В тексте для выражения идейного смысла важной является временная организация - время в стихотворении выражено через глаголы настоящего времени и «выхватывает» одно мгновение в жизни женщины - мгновение красоты.

            - Пространство стихотворения в прозе бесконечное, а именно вечность, бессмертие, что согласуется с идейным звучанием произведения.

            - Для стихотворения в прозе «Стой» характерна повышенная эмоциональность, отсутствие четкого сюжета, установка на выражение субъективного переживания, но метрических признаков стиха в тексте нет, т. к. это стихотворение в прозе.

            - И. С. Тургенев вызывает у читателя чувство восторженности, заставляет думать над волнующими его проблемами, а это и есть цель лирики. Следовательно, эстетическая задача выполнена.

 

            (Учитель помогает оформить детские версии, которые записываются как «Рефлексия»).

 Список литературы

           

  • 1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Часть 1. Пособие для филологов. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2001.

  • 2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель). Книга 1. - М.: Бонфи, 2002.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтение стихотворения (слушание стихотворения, чтение по строфам, самостоятельное чтение)
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconПроекта «Личностно-ориентированная технология. Чтение с остановками....
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconСравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С....
Оборудования: портреты И. С. Тургенева, А. П. Чехова; иллюстрации к данным произведениям, сделанные в пятом классе; на столах тексты...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconУрок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака»
Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Чтение художественной литературы»: Чтение стихотворения А. Л. Барто «Во дворе» (3; стр. 86)
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения; через хорошо прочитанный текст...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconВеликая Отечественная война в стихотворениях
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconУрок построен в технологии развития критического мышления через чтение...
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconРеферат на тему: “ Предсказание современных технологий писателями-фантастами...
Изменение координат объекта, при котором траектория объекта не может быть описана математически непрерывной функцией времени в несингулярной...
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconКонспект урока тургенев И. С. «Стихотворения в прозе» (Тема урока)...
Мбоу «Солгинская средняя общеобразовательная школа №86» Вельского района Архангельской области
Исследование стихотворения в прозе И. С. Тургенева в качестве объекта для филологического анализа через прием «Чтение с остановками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру путем изображения по представлению и воображению; научить свободно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск