Нравственное воспитание на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы
Лисивец Айя Хейнриховна Нравственное воспитание на уроках русского языка
Дитя входит в духовную жизнь
окружающих его людей
единственно через посредство
отечественного языка.
К.Д.Ушинский
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные явления, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское сознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения ,а также деформация традиционных для страны моральных и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, тогда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.»
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществ, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Как видим, образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственном воспитании российского общества.
Американский психолог Б.Ф.Скиннер сказал:»Образование –это то, что остается, когда все выученное забыто». Действительно, в школе человек получает не только знания, но и усваивает основные понятия гражданской, духовной и культурной жизни. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально- нравственного состояния общества государства.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно- нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества и конкретно-исторических социокультурных условиях. «Истинный показатель цивилизации- не уровень богатства и образования. Не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной»-, писал американский философ Эмерсон. На протяжении существования нашего государства воспитательный идеал (облик человека) менялся в зависимости от общественно-политического устройства государства.
В средневековый Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Христа. Вера выработала общую систему нравственных ориентиров, ценностей и смысла жизни, таких, как честь, соборность, самоотверженность, служение, любовь.
В 18 веке, когда Россия стала империей, государство возвысилось над церковью, был сформирован новый идеал- «человек государственный, слуга царю и Отечеству».главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением государству.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Воспитательный идеал был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Но в это же время был сформирован высокий педагогический идеал- воспитание всесторонне развитой личности, героическое служение, патриотизм, пренебрежение материальным во имя идеального.
В 90-е гг. 20 века в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной»от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня , на новом этапе развития Российской Федерации, национальный воспитательный идеал определяется:
- в соответствии с национальным приоритетом,
- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох,
- согласно Конституции Российской Федерации,
- согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования и задачам основных образовательных программ.
Таким образом, современный национальный воспитательный идеал- это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с воспитательным идеалом определяются и базовые нравственные ценности, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников :
- патриотизм-любовь к России, к своему народу,
- социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство,
- гражданственность- служение Отечеству, свобода совести и вероисповедания,
- семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших,
- труд и творчество- уважение к труду, творчество, целеустремленность, настойчивость,
- наука- ценность знания,
- традиционные российские религии- представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности,
- искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие,
- природа- эволюция, родная земля, экологическое сознание,
- человечество- мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды урочной, внеурочной , внешкольной деятельности .
Уроки русского языка должны внести свой вклад в реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Д.С.Лихачев писал:» Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека». Русский язык- учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысляются общечеловеческие ценности и базовые ценности русского человека, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. В « Примерной программе основного общего образования»(2010, Стандарты второго поколения) сказано, что «русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно- историческому опыту человечества; является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.» В этом же документе сказано , что целью изучения языка , наряду с другими целями, является «…осмысление языка как средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка».
Возможности воспитательного воздействия на учащихся на уроках русского языка вытекают из объективно существующих связей между языком и самыми разнообразными сторонами действительности. Природа лингвистических объектов такова, что в них отражаются и реалии предметного мира, и человеческие отношения ,и внутренний мир человека, его познавательная деятельность.
Одним из несомненных преимуществ уроков русского языка является то, что учитель может организовать беседу по тому или другому этическому вопросу и дать пищу для размышлений.
Можно выделить несколько направлений в реализации воспитательной функции уроков русского языка:
- формирование взглядов на жизнь(нравственное воспитание);
-развитие интереса к чтению;
- эстетическое воспитание;
- подготовка учащихся к практической деятельности.
Важно, чтобы воспитание осуществлялось не как процесс, параллельный обучению, механически с ним сосуществующий, а как введение лингвистического содержания в сферу воспитательно значимой речевой деятельности. Это дает то преимущество, что учащиеся от слова, высказывания, текста, от реальной действительности идут к лингвистическому содержанию(фонетике, морфологии, грамматике, синтаксису). Ученики убеждаются в способности языковых средств выражать, передавать духовные богатства человека, приобщаться к этим богатствам и то, что ими уже приобретено социально ценного, учатся передавать в словах. Это взаимодействие слова и социальной действительности, облекаемой словом, имеет принципиальное значение для развития личности, для формирования собственных взглядов на жизнь, принципов и достижений, для реализации современного воспитательного идеала.
Нравственное воспитание на уроках русского языка осуществляется через содержание урока, через личность учителя, через методы и приемы обучения.
Остановимся подробнее на роли содержания урока в нравственном воспитании ученика.
Нравственное воспитание ученика напрямую связано с содержательной стороной урока. Дидактический материал, который использует учитель, имеет большое значение в обогащении духовного опыта человека. Учитель использует на уроке пословицы, поговорки, отдельные предложения. Но практика преподавания предмета показывает, что развивающий, познавательный и воспитательный потенциал урока наиболее полно осуществляется , если в центре урока- текст (художественный, научный ,публицистический). Он является источником глубины мысли и чувства, школой человечности . Дети сегодня мало читают, поэтому наличие на уроках текстов компенсирует то, что не обеспечивают уроки литературы.
Обращение на уроках русского языка к тому бесценному богатству, каким является произведение русской классики, способствует созданию не только развивающей среды, но и среды духовной. Содержание текстов влияет на сознание учащихся, на их нравственные взгляды.» От культуры слова,- пишет В.А.Сухомлинский,- к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств- таков путь к гармонии знаний и нравственности».Подбирая тексты, нужно стараться вызвать у учеников чувство восхищения словом. Восприятие мастерски составленных текстов сопровождается сильными положительными эмоциями и может стать основой к приобщению вечных нравственных ценностей. Проникновение в нравственный и эстетический смысл языковых элементов – существенная сторона работы с текстом, представляющим собой единство лексических, морфологических, синтаксических компонентов. Только в связном тексте ученик видит, как «работает» слово в речи, как оно оформляет и передает авторский замысел. Текст, насыщенный не только лингвистическим содержанием, но и захватывающий внимание, чувства, воображение ребенка, обеспечивает более интенсивную и продуктивную работу во всех отношениях.
Над содержанием текстов не следует организовывать какой-либо специальной работы, преследующей воспитательные цели. Такая работа привела бы к нарушению специфики уроков русского языка. Воздействовать должна заключенная в тексте поэтичность, философская углубленность, нравственная сила, выразительность чтения. Урок в таком случае развертывается как бы в двух планах: один план лингвистический, учебно-научный, требующий знания правил, определений и их применения, другой- необъявленный, но тоже насыщенный мыслями, важным для жизни содержанием, захватывающий внимание, заставляющий переживать, думать, соглашаться и не соглашаться, искать ответа на вопросы.
Для того, чтобы выработать умение вести урок в двух этих планах, надо постоянно совершенствовать, обновлять дидактический материал, приближать его содержание к запросам, к уровню нравственного развития коллектива. Надо хорошо представлять класс, чтобы знать, с каким материалом прийти на урок.
Особое внимание нужно уделять вопросам к тексту. Если мы говорим о нравственном воспитании ученика на уроках русского языка посредством текста, то целесообразно выстраивать вопросы в такой последовательности: сначала –вопросы, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием(чувства, мысли, переживания, образы ит.д.), затем- задания речеведческого характера(текст, стиль, тип речи, тема, основная мысль, способы и средства связи), далее- задания языкового характера(фонетика, лексика, грамматика), наконец- вопросы по орфографии, пунктуации, разного вида разборы.
«Текстоцентрический» подход в обучении русскому языку осуществлен в учебниках Т.М.Пахновой, Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной. В них подобраны не только тексты, формирующие в учениках базовые нравственные ценности нашего народа, но и тексты, формирующие культуроведческие компетенции школьника, приобщающие к культуре в широком смысле этого слова.
Итак, одним из средств нравственного воспитания на уроках русского языка является подбор текста, уместность и своевременность его использования, умение организовать работу с текстом так, чтобы его смысл был понятен учащимся без специальных бесед и пространных комментариев. Но при этом учитель должен четко знать, к каким нравственным аксиомам он ведет своего ученика. Нет, не лишать его свободы нравственного выбора: делать выбор и отвечать за него будет сам ученик. Задача учителя русского языка в том, чтобы показать, как этот выбор делала великая литература, отечественная культура, ее деятели. Созданные мастерами тексты дают возможность прикоснуться к важным, необходимым духовным ценностям. К.Ф.Бунаков (педагог 19 века) считал: «…всякое дельное школьное обучение непременно должно иметь развивающий и воспитывающий характер, старательно проникаясь им как в содержании учебного материала, так и в способах преподавания. Сообщая ученикам полезные знания и умения, мы развиваем их мышление , возбуждаем доброе чувствование и стремление, сообщаем хорошие наклонности, потребности и привычки…».
Урок русского языка, продуманный с точки зрения содержания, займет достойное место в реализации задач воспитания человека, формирования свойств духовно развитой личности, они помогут ученику создать систему нравственных ценностей, осмыслить свое места в мире, научит бережному и вдумчивому отношению к слову, сформирует личность, осознающую необходимость своего культурно- речевого , духовного совершенствования.
Мною разработан дидактический материал для уроков русского языка по миниатюрам В.П.Астафьева «Затеси». Тексты вызывают интерес у учеников и дают возможность , наряду с решением различных лингвистических задач, провести с ребятами беседы на важные нравственные темы, расширяют их представления о мире. Использованная литература :
Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва,»Просвещение», 2011.
Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования.- Москва, «Просвещения», 2010.
Закон Российской Федерации «Об образовании»(ст.14 и ст. 9).
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. –Москва, «Просвещение», 1983, стр. 111.
Демиденко В.В. Искусство в мировоззренческом воспитании. – Луганск, «Свiтлицы», 2007.
Журнал «Русский язык в школе», 2001, №4, №6.
Журнал «Русский язык в школе», 2004, №6.
Журнал «Русский язык в школе», 2010,№5.
Астафьев В.П. Затеси.- Москва,»Эксмо», 2007.
|