Скачать 379.18 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебному курсу «Литература» 6 класс учителя русского языка и литературы Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературы для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Виды контроля: промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование; итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, викторина. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем, в классе 3 человека, 66 % качество знаний, 100 % успеваемость. Содержание учебного курса
Введение (1 час) Литература открывает мир (1 ч). Устное народное творчество (2 часа) Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни (1 ч). «Что за роскошь, что за смысл…Что за золото!» (А. С. Пушкин). Пословицы и поговорки (1 ч). Из древнерусской литературы (1 час) Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе» (1 ч). Из русской литературы 19 века (29 часов) А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении « И. И. Пущину» (1 ч). Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта (1 ч). Стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе (1 ч). Поэты пушкинской поры. Е. А. Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольётся…» (1 ч). Урок развития речи. Двусложные размеры стиха (1 ч). Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров (1 ч). Образ благородного «разбойника» в романе А. С. Пушкина «Дубровский» (1 ч). Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой (1 ч). Сюжет и композиция романа «Дубровский» (1 ч). Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») (1 ч). Внеклассное чтение. «Молодые наши проказы» (А. С. Пушкин). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка» (1 ч). М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника (1 ч). Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты (1 ч). Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утёс», «Листок» (1 ч). И. С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей (1 ч). Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа (1 ч). Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья» (1 ч). А. А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви (1 ч). Н. А. Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» (К. И. Чуковский) (1 ч). Своеобразие композиции и языка стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1 ч). Внеклассное чтение. Историческая поэма Н. А. Некрасова «Дедушка» (1 ч). Урок развития речи. Трёхсложные размеры стиха (1 ч). Н. С. Лесков. «Левша». Изображение русского характера (1 ч). «…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н. Лесков). Народ и власть в сказе (1 ч). Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» (1 ч). Урок внеклассного чтения. Н. С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» (1 ч). А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе (1 ч). Внеклассное чтение. А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия» (1 ч). Мой любимый юмористический рассказ А. П. Чехова (1 ч). Из русской литературы 20 века (23 часа) А. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль (1 ч). А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас (1 ч). Внеклассное чтение. Сила любви в рассказе А. Платонова «Корова» (1 ч). М. М. Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша» (1 ч). Своеобразие языка рассказов М. Зощенко. «Встреча» (1 ч). М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч (1 ч). Тропа Насти и тропа Митраши (1 ч). Урок развития речи. Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши (1 ч). «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести (1 ч). Урок внеклассного чтения. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» (1 ч). Урок развития речи. Стихотворения о Великой Отечественной войне (1 ч). В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» (1 ч). Урок развития речи. Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой» (1 ч). В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (1 ч). Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа (1 ч). Урок развития речи. Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина (1 ч). Писатели улыбаются. «Чудики» В. М. Шукшина. Рассказ «Срезал» (1 ч). Урок внеклассного чтения. Рассказ В. Шукшина «Сельские жители» (1 ч). Ф. А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе (1 ч). Родная природа в стихотворения поэтов 20 века. А. А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» (1 ч). С. Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша» (1 ч). А. А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты (1 ч). Н. М. Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (1 ч). Из литературы народов России (2 часа) Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга» (1 ч). Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» (1 ч). Из зарубежной литературы (12 часов) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (1 ч). Сказания о поэтах – певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе (1 ч). Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» (1 ч). Урок внеклассного чтения. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» (1 ч). И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» (1 ч). П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» (1 ч). Урок внеклассного чтения. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» (1 ч). Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча (1 ч). Внеклассное чтение. Джек Лондон. «Любовь к жизни» (1 ч). Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап» (1 ч). Внеклассное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных» (1 ч). Итоговый урок. Литературная викторина (1 ч). Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса В результате изучения литературы учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы, жанры литературы, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись, аллитерация, фантастика, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения. Учащиеся должны уметь: выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие; сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие; перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни; видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения; сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства; сочинять юмористический рассказ по заданной модели; использовать различные формы пересказа; создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и др. отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении. Перечень учебно-методического обеспечения В. П. Полухина «Литература: 6 класс» В. Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим…: 6 класс: Дидактические материалы по литературе» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 6 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM» И. И. Аркин «Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя» Н. В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс» С. М. Аникина, И. В. Золотарёва, «Поурочные разработки по литературе: 6 класс» В. Я. Коровина, И. С. Збарский «Литература: Методические советы: 6 класс» Календарно – тематическое планирование
Введение (1 час)
|
Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов... | Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального... Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса... Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального... Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы по литературе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Кулаковой Натальи Александровны по учебнику «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровин | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русской литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |