Скачать 0.55 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года; авторской программы по литературе для школы и классов с углублённым изучением литературы под редакцией М.Б.Ладыгина (Москва, «Дрофа», 2006 г.).Рабочая программа является переработанным (в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования) вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина. Специфика школьного курса «Литература» состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой — обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определенных результатов по итогам обучения, подлежащих оценке. Программа реализует Концепцию гимназии как Школы Молодых политиков, основной задачей которой является воспитание учащихся, ориентированных на служение Отечеству в духе гражданственности и патриотизма, культуры мира, ответственности за судьбу страны и человечество, обладающих широким культурным кругозором. Программа также ориентирована на выполнение миссии гимназии — воспитание гражданина Мира, ответственного за судьбу своей страны и человечества и ориентированного на понимание и принятие мировых культурных ценностей. Являясь ассоциированной школой ЮНЕСКО и участвуя в проекте «Всемирное наследие в руках молодых: знать, ценить и действовать», гимназия уделяет особое внимание воспитанию бережного отношения к памятникам мирового культурного наследия, частью которого является русская и мировая художественная литература, включающая в себя, в частности, произведения фольклора, к сохранению и популяризации которого в последнее время усилился интерес ЮНЕСКО. Программа включает в себя произведения зарубежной литературы, необходимые для подготовки школьников к восприятию национальной, отечественной литературы. Вследствие изучения развития русской национальной литературы в широком контексте, в контексте сравнения, создаются необходимые основания формировать у читателя представления об истинном величии отечественной литературы, а также формируется уважение к мировой культуре. Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества, поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа — чрезвычайно важная задача современного образования. Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим. Этап основного общего литературного образования (5-9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная задача этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью. Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам:
Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса. Структура программы: Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений. Так, в 5 классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Человек в литературе», в 8-м — «Литературный процесс», в 9-м — «Классика и современность», в 10-11 классах — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ-XX вв.». Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения. Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения. Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки. Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становление навыков самостоятельной работы с художественным текстом. Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя. Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения. Поэтому в тематическом планировании данного курса литературы предусматривается 68 часов в год (2 часа в неделю). Об особенностях углублённого изучения литературы: Углубленное изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы реализуют процессуально-ориентированный подход к организации обучения курса на основе разработки «алгоритма» освоения законов словесного творчества. Знание этих законов необходимо для творческого чтения, когда читатель, понимая замысел автора и способы его художественного воплощения, оказывается способным к сотворчеству, без которого немыслимо постижение художественного мира произведения и восхищение его эстетическими достоинствами. В свою очередь такое сотворчество, «диалог» с автором превращает чтение в увлекательное и приятное занятие. Понимание законов словесного искусства, умение проникнуть в замысел автора и эстетическая оценка художественной формы увлекают даже тех школьников, для которых прежде чтение не вызывало интерес. Освоение данного алгоритма призвано воспитать читателя, глубоко постигающего суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа. Особенностью программы является усиление речевой направленности и воспитанию творческой личности. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций, что достигается различными формами урочной и неурочной деятельности. Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Программа включает работу по овладению речевым этикетом — способствующую осуществлению принципа гуманности: умение правильно выбрать тему беседы; вести диалог, избегая спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей речи; соблюдать речевые манеры — необходимые правила общения в цивилизованном обществе и условие формирования социально активной личности. Научиться ясно излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными средствами художественной выразительности, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — важное направление рабочей программы. Результаты изучения предмета «Литература»: Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:
2) в ценностно-ориентационной сфере:
3) в коммуникативной сфере:
4) в эстетической сфере:
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Основные методы обучения на уроках:
Преобладающие формы работы:
Дидактико-технологическое оснащение: «Рабочая тетрадь» под редакцией М.Б.Ладыгина, включающую тестовые задании ЕГЭ. Объем преподаваемого предмета: В 5 классе предполагается обучение в объёме 68 часов (2-х часов в неделю). Основные темы и изучаемые понятия: Введение Цели и задачи предмета «Литература». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.
Фольклор. Устное народное поэтическое творчество Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения. Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры. Образ сказителя в фольклорном произведении. Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора. Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.
Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности. Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.
Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).
Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок. Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.
Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете. «Бродячие» сюжеты. Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ сказителя в фольклорной сказке.
Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога. Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.
Литература Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель. Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях. Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.
Отличие литературной сказки от сказки народной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки. Конфликт в литературной сказке и ее композиция.
Басня как эпический жанр. Начальное понятие об аллегории. Иносказание как основа художественного мира басни. Особенности басенной композиции. Роль морали в баснях.
Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях.
Новелла как эпический жанр. Отличие новеллы (рассказа) от сказки. Новелла и повесть. Художественный мир новеллы и действительность.
Очерк как эпический литературный жанр. Роль повествователя в очерке. Художественный вымысел в очерке.
Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Начальное понятие о лирическом герое. Лирика русских поэтов. А. А. Ф е т. «Облаком волнистым...», «Чудная картина...»; А. К. Т о л с т о й. «Коль любить, так без рассудку...», «Край ты мой, родимый край...»; А. А. А х м а т о в а. «По той дороге, где Донской...»; Ю. П. К у з н е ц о в. «Завижу ли облако в небе высоком...».
Литературная баллада как лироэпический жанр. Виды литературных баллад.
Драма как род литературы и ее особенности. Драма и театр. Роль установки на сценическое воплощение драматического произведения. Основные драматические жанры. Т. Г. Г а б б е. «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Пьеса-сказка. Особенности драматического воплощения сказочного сюжета. Художественное своеобразие пьесы Т. Г. Габбе. Роль «зверей с герба города». Использование антитезы при создании образов горбунов. Тема красоты в пьесе. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального... Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального... Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе... Мо и нрт №4154/12 от 09. 07. 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение... Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса... Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы:... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | ||
Программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального... Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.... | Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... |