Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков





НазваниеПрограмма по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков
страница1/12
Дата публикации06.12.2014
Размер1.19 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

[zaiceva. распечатано: 14.9.2014 14.9.2014, 162186.doc]

Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы

Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков

Под редакцией М. Б. Ладыгина

Пояснительная записька

Данная программа является переработанным в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М. Б. Ладыгина, впервые получившей гриф Министерства образования РФ в 1991 г.

Специфика школьного курса «Литература» состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой — обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определенных результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

— постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

— поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

— овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

— овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

— использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа — чрезвычайно важная задача современного образования.

Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим.

Этап основного общего литературного образования (5—9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная задача этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Этап среднего (полного) общего образования (10— 11 классы) — углубленное изучение русской национальной литературы ХIХ—XX вв. — предполагает изучение литературного процесса в России ХIХ—XX вв., освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование должно базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, в том числе и адаптации).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, должны быть доступны читательскому восприятию учеников, соответствовать интересам и возрастным особенностям школьников.

В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Структура программы

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 5 классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Человек в литературе», в 8-м — «Литературный процесс», в 9-м — «Классика и современность», в 10—11 классах — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ—XX вв.».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становление навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения. Поэтому в примерном тематическом планировании данного курса литературы авторы программы указывают не только рекомендуемое количество часов из расчёта 102 часа в год (3 часа в неделю), но и из расчёта 68 часов в год (2 часа в неделю).

В то же время в классах с мотивированными школьниками учитель, имеющий достаточное количество часов для аудиторных занятий, может расширить изучаемый материал, вводя уроки внеклассного чтения на основе рекомендаций программы для самостоятельного чтения учащихся

Об особенностях углублённого изучения литературы

Программа предназначена для школ, которые в системе предпрофильного образования реализуют курс углубленного изучения литературы. В связи с этим необходимо уточнить само понятие «углубленное изучение» предмета.

Углубленное изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы реализуют процессуально-ориентированный подход к организации обучения курса на основе разработки «алгоритма» освоения законов словесного творчества. Знание этих законов необходимо для творческого чтения, когда читатель, понимая замысел автора и способы его художественного воплощения, оказывается способным к сотворчеству, без которого немыслимо постижение художественного мира произведения и восхищение его эстетическими достоинствами. В свою очередь такое сотворчество, «диалог» с автором превращает чтение в увлекательное и приятное занятие. Понимание законов словесного искусства, умение проникнуть в замысел автора и эстетическая оценка художественной формы увлекают даже тех школьников, для которых прежде чтение не вызывало интереса.

???обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Отсюда следует, что данная программа вполне может использоваться не только в гуманитарно-профилированных и гимназических классах, но и в любых других. Она может стать основой литературного образования в любой школе, а ее освоение не зависит от количества часов, выделяемых школьным учебным планом на данную дисциплину.

При этом авторы обращают внимание на то, что необходимо сохранять последовательность этапов освоения предложенного алгоритма. Только в этом случае возможно достижение запланированного результата. Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает ее интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

Отдельно следует остановиться на принципах включения в программу произведений зарубежной (переводной) литературы. Авторы не ставили целью познакомить школьников с историей мировой литературы или хотя бы с наиболее значительными ее шедеврами. В первую очередь они руководствовались желанием подготовить школьников к восприятию национальной, отечественной литературы. Здесь нет противоречия.

Чтобы понять своеобразие «русского байронизма», необходимо иметь наглядное представление о творчестве Д. Г. Байрона. Достаточно часто именно произведения зарубежной литературы способны наилучшим образом проиллюстрировать то или иное литературное явление.

Изучая развитие русской национальной литературы в широком контексте, в контексте сравнения, авторы создают необходимые основания формировать у читателя представления об истинном величии и значимости отечественной литературы.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

— умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

— умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

— умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

— понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

— умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

— владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

— формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

— собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

— понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

— восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

— написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

— понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

— понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5 класс

Фольклор и литература

Введение

Цели и задачи предмета «Литература». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconЕсин А. Б., Нефедова Н. А, Булгаков Д. Г
Ладыгин М. Б., Есин А. Б., Нефедова Н. А, Булгаков Д. Г – М.: Просвещение, 2008) курса литературы для 5 – 11 классов школ с углубленным...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconЦели и задачи учебного курса 5 абв классов, решаемые при реализации рабочей программы: Главная
М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, О. Н. Зайцева – М.: Дрофа, 2006. Рабочие программы ориентированы на усвоение обязательного минимума, соответствующего...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Программы по экономике: «Современная экономика» для 9 – 11 классов общеобразовательных школ (авторы: С. Равичев, Т. Протасевич "Вариант-170"...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков icon«История русской культуры»
Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся гуманитарных классов, гуманитарных средних школ и классов с углубленным...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа по литературе с учётом стандартов второго поколения
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconНастоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе...
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,-...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconПрограмма для 10-11 классов общеобразовательных школ
Программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconПрограмма предлагает изучение литературы от фольклора к древне русской...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая учебная программа по геометрии для классов с дополнительной...
Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В....
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск