8 класс Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,- 5-е изд., испр. и доп.- М: ООО " ТИД " Русское слово-РС", 2009 и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально- трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта, в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
другого лица, художественного) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
обучение развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
умение составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы "предметных результатов'' (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
основ учеоного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внймание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма
Для реализации задач литературного образования в программу по литературе авторов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, на основе которой составлена данная рабочая программа, начиная с 5 класса, включаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20- века, соответствующие особенностям развития и читательским интересам учащихся того или иного возраста. Восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 8 класса происходит на новой ступени. К этому возрасту у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В период становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах в программу 8 класса включены произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема "человек - общество - государство". Акцент делается на осмыслении вечных тем: власть и народ, человек и война, жизнь и смерть, назначение поэта и поэзии, труд и творчество, любовь и ненависть. При выборе системы обучения и УМК учитывалось соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям школьников, соответствие федеральному перечню, обеспеченность школы учебниками данного учебно-методического комплекта. Программа рассчитана на 70 часов. В них включены уроки развития речи (7 часов) и уроки внеклассного чтения (8 часов). Объем часов определен с учетом индивидуальных особенностей класса и соответствует базисному учебному плану образовательного учреждения. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.
№
| Дата
| Тема
раздела/урока
| Цели
| Тип, форма урока
| Методы обучения
| Теоретико- литературны е понятия
| Внутри- и межпредметные связи
| Оборудование
| 1
|
| Введение. Русская иитература и русская история.
Устное народное творчество (3 ч.)
| Познакомить учащихся с особенностями развития литературы.
| Вводное учебное занятие-лекция с элементами беседы.
| Объяснительно- иллюстративный.
| Литературный процесс, художественный образ.
| Литература и история.
| >
| 2
|
| Исторические песни.
| Познакомить учащихся с народными песнями как с жанром фольклора, особенностями исторических песен; способствовать воспитанию любви к Отечеству.
| Изучение и первичное закрепление нового материала, лекция с элементами беседы и анализа текста.
| Проблемное изложение.
| Фольклор, народные
песни как жанр
фольклора, образ-
символ,
импровизация,
постоянные
эпитеты.
| Литература и фольклор, музыка.
| Фонограммы с записями народных песен.
| 3
| Лирические песни.
| Познакомить с особенностями лирических песен, показать отражение жизни народа в лирических песнях.
|
|
| Лирика, параллелизм, сравнение, метафора
|
|
| 4
|
| Анализ песни.
Выразительное
чтение.
| Формирование навыков анализа произведения, контроль знаний.
| Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности; практикум.
| Продуктивно- репродуктивный.
|
|
|
|
5
6
7
|
| Древнерусская литература (Зч.)
| Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерность ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.
| Изучение и первичное закрепление изученного материала; лекция с элементами беседы.
| Аналитическое чтение.
| Духовная культура, канонизация, житийная литература, житие.
|
| Выставки книг, фотографии древних книг, репродукции картин Васнецова, Врубеля.
|
|
| Литература XVllle.
| (4ч.)
|
|
|
|
|
| 8 9
|
| Творчество Г. Державина
| Познакомить учащихся с основными темами творчества поэта.
| Изучение и первичное закрепление нового материала.
| Аналитическое чтение
| Классицизм, ода
|
| Портрет Державина
| 10 11
|
| Н.М. Карамзин
| Познакомить с этапами жизни Карамзина; дать понятие о сентиментализме как о литературном направлении.
| Изучение и первичное закрепление нового материала, лекция с элементами беседы.
| Аналитическое чтение
| Сентиментализм, повесть
|
| Портрет Н. Карамзина
| 12
|
| Обобщение
(самостоятельная
работа)
| Контроль знаний учащихся
| Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся и способов деятельности
| Репродуктивный
|
|
|
| 13
14
15
|
| Поэты пушкинской поры.
Предшественники и современники (поэты-романтики и поэты-реалисты)
| Познакомить учащихся с основными темами творчества поэтов
| Изучение и первичное закрепление нового материала, лекция с элементами беседы.
| Проблемное изложение. Аналитическое чтение
| Романтизм, реализм, элегия
|
| Портреты, выставки книг, фонограммы романсов
| |