Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 378.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации28.04.2014
Размер378.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

Общая характеристика предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Содержательные линии предмета

Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 5-ого класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.). Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, он старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат учебника серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место в учебнике отведено развитию устной и письменной речи.

Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания.
Цели обучения литературе в 5 классе

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству

русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования –

чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими

сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для

понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от

фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В

программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров

фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с

отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии

писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом

из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения

учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение

литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная

работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги,

творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для

самостоятельно чтения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов, в неделю – 3 часа.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:



  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;


  • фронтальные;

  • практикумы

  • рассказ учителя





В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:



  • наблюдение, беседа,

  • фронтальный опрос

  • опрос в парах

  • чтение наизусть

  • тесты



  • контрольные работы

  • анализ текста

  • исследовательские работы

  • устные рассказы по плану

сочинения


Требования к уровню подготовки учащихся

Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:


  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;




  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;




  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);




  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;




  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;




  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;




  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;




  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;




  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;




  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;




  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Внеклассное чтение



  1. Сказки Пушкина

  2. П. Ершов «Конёк-горбунок».

  3. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

  4. О. Уайльд «Звездный мальчик»

  5. К. Булычёв “Речной доктор”

  6. Д. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»


Методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004.

2. Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2006.

3. Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». – М., 2007.

4. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2007.

5. Н. Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.

6. С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.

7. Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991.

8. Н.М. Скорина Поурочные планы по литературе для 8 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2004.


Литература для учащихся:

  1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: 1 ч./ Авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  2. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч./ Авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  3. Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 - 6 класс.


Литература для учителя:

  1. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово» / Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  2. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы / Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 5 «А» и 5 «В» классах

  1. на 2012-2013 учебный год

  2. (105 часов, 3 часа в неделю)






Тема урока

Цели урока

Планируемые результаты и виды учебной деятельности

Содержание урока

Методы обучения

Виды контроля

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

1.


Введение

Книга, о которой хочется рассказать

Учить выделять главное в абзаце, осуществлять

Дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия


Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять

Дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия. Уметь работать с учебной хрестоматией. Уметь самостоятельно работать с художественной литературой. Уметь характеризовать образ, определять тему и идею. Писатель, читатель, учебная книга. Сюжет, тема, идея, образ. Уметь выразительно читать, устно высказываться. Уметь кратко пересказывать, выразитель

но читать


Сюжет, тема, идея, образ. Писатель-книга-читатель. Обсуждение экскурсии по местам боевой славы

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Искусство создания книги. Книга в иллюстрациях художников. Фотографии с экскурсии по местам боевой славы




2

Из мифологии

Миф и мифология. Античный миф

Учить самостоятельно работать с художественной литературой

Уметь определять существенные признаки объекта. Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф. Миф, мифология, легенда, предание, Уметь подбирать ключевые слова, выборочно читать

Миф, мифология, легенда, предание, Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Изобразительное искусство




3

Устное народное творчество

Что такое фольклор?

Учить определять существенные признаки объекта

Уметь строить полный ответ, определять существенные признаки объекта. Уметь различать виды устного народного творчества. Фольклор, виды фольклора. Уметь отвечать на вопросы, работать со словарями

Фольклор, виды фольклора

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Фольклор в регионе, мультимедийная презентация «Жанры фольклора»




4

Пословицы и поговорки

Учить различать пословицы и поговорки

Уметь участвовать в коллективном выполнении учебной задачи. Уметь различать пословицы и поговорки. Пословицы, поговорки,

Пословицы, поговорки,

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный







5

Сказка как вид народной прозы. Виды народных сказок.


Дать представление о сказке как жанре

Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия. Уметь различать виды народных сказок, анализировать композицию волшебной сказки. Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей. Уметь отвечать на вопросы, работать со словарями

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Мультимедийная презентация




6

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Учить пересказывать сказку, составлять план

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта. Уметь различать виды народных сказок, анализировать композицию волшебной сказки. Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение

устаревших слов , инсценировать

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации Билибина, мультимедийная презентация «Царевна-лягушка»




7

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Учить пересказывать сказку, составлять план

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта. Уметь различать виды народных сказок, анализировать композицию волшебной сказки. Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение

устаревших слов , инсценировать

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации Билибина, мультимедийная презентация «Царевна-лягушка»




8

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

Учить пересказывать сказку, составлять план

Уметь строить полный ответ, определять существенные признаки объекта. Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план

Бытовая сказка, сюжет, сказочная лексика

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Изобразительное искусство




9


«Падчерица»

Учить пересказывать сказку, составлять план

Уметь оценивать деятельность одноклассников и свою. Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику. Уметь пересказывать, создавать рассказ о сказке, инсценировать


Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Сказка в музыке и кино, аудиозапись




10

РР. Сочини сказку.

Учить сочинять сказку по предложенной схеме

Уметь формулировать гипотезу по решению проблемы. Уметь сочинять сказку, отбирать присказку, зачин, концовку. Уметь отбирать материал, составлять план своего высказывания

Сказочные герои, идея, тема

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Мультимедийная презентация

«Творческая мастерская. Мы сочиняем волшебную сказку»




11

РР. Урок-путешествие. «Мифы и фольклор»

Закрепить и обобщить знания о мифах и фольклоре







Рассказ учителя с элементами беседы










12

Древнерусская литература

Общее представление о древнерусской литературе

Учить оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарищей. Дать представление о древнерусской литературе

Уметь вводить фоновую информацию в своё сообщение. Уметь различать жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать статью учебника, отвечать на вопросы


Древнерусская литература, летопись

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

История России




13

«Повесть временных лет»

Учить оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарищей. Дать представление о древнерусской литературе

Уметь оценивать свою учебную деятельность. Уметь определять жанр летописи. Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов

Летопись

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

История России, мультимедийная презентация «Повесть временных лет»




14

«Повесть временных лет»

Учить оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарищей. Дать представление о древнерусской литературе

Уметь оценивать свою учебную деятельность. Уметь определять жанр летописи. Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов

Летопись

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

История России, мультимедийная презентация «Повесть временных лет»




15

Басни народов мира

Эзоп, Лафонтен.

Дать представление о басни как жанре

Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия. Уметь находить особенности сюжета. Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов


Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации художников, мультимедийная презентация «Эзоп»




16

Басни Эзопа, Лафонтена.

Учить выразительно читать басни

Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия. Уметь находить особенности сюжета. Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов


Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации художников, мультимедийная презентация «Эзоп»




17

Русская басня.

Обучение чтению басни.

Учить выразительно читать басни

Уметь определять существенные признаки объекта. Уметь определять жанр басни. Уметь выразительно читать, составлять план статьи учебника, инсценировать

Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации художников




18

Басни Тредиаковского и Сумарокова

Учить выразительно читать басни, анализировать

Уметь выделять главное в абзаце, делить текст на части. Уметь находить авторскую позицию. Уметь выразительно читать, составлять план статьи учебника, объяснять значение

устаревших слов

Бродячие сюжеты в баснях, баснописец

Рассказ учителя с элементами беседы

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации художников



















Рассказ учителя с элементами беседы










19-20-21

И.А.Крылов

«Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха».

Познакомить с творчеством баснописца и его баснями, учить чтению наизусть

Уметь осуществлять

дедуктивное

обобщение, давать обобщение понятия, определять аспект сравнения объектов. Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей. Уметь читать по ролям, инсценировать, работать с лексикой, инсценировать

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

Фронтальный, индивидуальный

Иллюстрации художников к басням Крылова



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск