Скачать 1.84 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование: •всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); •потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; •читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; •готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного. Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); • внимание к личности писателя; • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы; • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). Для успешной реализации модели общения «АВТОР^ТЕКСТ^ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач. Личностные задачи/результаты 1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности. 3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. 4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 6. Формирование привычки к рефлексии. 7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 9. Развитие мышления, внимания, памяти. 10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Метапредметные задачи/результаты 1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве1. 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме. Предметные задачи/результаты 1. Формирование положительной мотивации к чтению. 2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 3. Развитие воссоздающего воображения. 4. Обучение адекватному восприятию читаемого. 5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 6. Совершенствование всех сторон навыка чтения. 7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал. 8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения. 9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. 10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). 12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями. 13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения. 14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой). 16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания. 17. Развитие литературных способностей. 3 класс (136 часов) Виды речевой деятельности Аудирование (слушание Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-популярному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм. Чтение про себя Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое/выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текстов - художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения. Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано. Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика исторического героя - защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция). Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий - от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин. Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными и научно-популярными текстами Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-популярного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста. Библиографическая культура Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Составление каталожной карточки. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему. Говорение (культура речевого общения) Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному). Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным. Письмо (культура письменной речи) Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация. Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка. Круг чтения В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» на конец 3 класса Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль. Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете (П-1.); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать (П-2.). Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: УЧЕБНИКИ: Кубасова О. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
|
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Николай Росс записка юровского" или "записка покровского?" Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | Пояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка» Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи |