Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра





Скачать 85.19 Kb.
НазваниеТема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра
Дата публикации08.10.2014
Размер85.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
И. Волошко, учитель русского языка и литературы МОУ «Красненская СОШ» Алексеевского района Белгородской области

Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра

Цель урока: способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил текстообразования;

способствовать развитию устной и письменной связной речи учащихся;

расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;

воспитывать активную социальную позицию ученика.

 

Тип урока: развитие речи.

 

Категория учащихся: 7 класс.

 

Ведущая педагогическая технология: педагогическая Мастерская.

 

Оборудование: презентация «Особенности письма как эпистолярного жанра».

 

Символ урока: письмо (конверт на доске).

 

Эпиграф к уроку:  Ты письмо моё получишь

                                  И обрадуешься вдруг:

                                  Жить на свете много лучше,

                                   Если друга вспомнил друг.

                                                Я. Аким

                                

Ход урока

1 час

Ι. Оргмомент.

 

ΙΙ. «Индукция» создание эмоционального настроя, включение чувств учеников.

 

Учитель: Добрый день, ребята!

                Сегодняшний урок я хочу начать стихотворением Я.Акима:

                                          Ты письмо моё получишь

                                          И обрадуешься вдруг:

                                          Жить на свете много лучше,

                                          Если друга вспомнил друг.

Как вы думаете, о чём  пойдёт речь на уроке?

А почему я прочитала именно эти строки?

 

Ученик: В отрывке речь идёт о письме другу. Вероятно, на уроке речь пойдёт о письме и о его роли в жизни людей.

 

Учитель: Совершенно верно. А теперь давайте подумаем, как будет звучать тема урока? Сконструируйте предложение из этих слов, и вы сможете ответить на мой вопрос.

 

Слова на карточках (работа в парах):

ЖАНРА, КАК, ОСОБЕННОСТИ, ЭПИСТОЛЯРНОГО, ПИСЬМА, (…), ПИСЬМО, ЧАСТНОЕ.

Каждая пара составляет предложение устно, затем складывает на магнитной доске. Правильный вариант всеми  записывается в тетрадь: «Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)».

 

                            презентация 

Учитель: Тема сформулирована. Давайте определим цель урока.

 

( Работа в группах. Отвечает один ученик.)

 

Ученик: Я думаю, наша цель - познакомиться с жанровыми особенностями частного письма и попробовать самостоятельно написать письмо другу, ведь не случайно же звучали строки Я.Акима.

 

                            презентация

 

Учитель: Правильно. А слова Я.Акима станут не просто эпиграфом к сегодняшнему уроку, а девизом нашего творческого союза. Согласны?

( Запись эпиграфа-девиза в тетрадь.)

 

ΙΙΙ. «Самоконструкция».

 

Какие из предложенных слов станут ключевыми на сегодняшнем уроке?

 

Слова на карточках: АДРЕС, АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ,

 ПИСЬМО, ПОЧТА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ.

 

ΙV. «Социоконструкция».

 

1. Словарная работа.

Учитель: А теперь давайте поработаем со словарями. Подумайте, какой именно словарь поможет нам определить правильно значение ключевых слов? Поработайте в группах над определением их значения.

 

На столе три словаря: этимологический, толковый, словарь иностранных слов. Учащимся предлагается самостоятельно выбрать нужный словарь, выписать словарные статьи в тетрадь. Подготовить ответ от группы.

Проверка с использованием презентации.

  

                                  презентация

 

Учитель: Ребята, постарайтесь запомнить значение этих слов, т.к. с ними нам предстоит работать на уроке.

 

2. Работа над Памяткой.

 

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, как правильно написать адрес на конверте? Рассмотрите внимательно конверт, прочитайте Памятку.

 

Беседа по вопросам: 1) Что вы запишете в левом верхнем углу конверта?

                                    2) Где нужно записать информацию об адресате?

                                    3) Где следует записать индекс адресанта?

 

 3. Анализ образцов. (Индивидуальная работа по карточкам.)

   Задание: найдите ошибки. Исправьте устно.

 

 4. Анализ текста. (Коллективная работа.)

Задания: 1. Прослушайте текст.

                2. Определите стиль речи.

                3. Найдите лексические средства языка, подтверждающие вашу точку зрения.

                4. Определите жанр произведения.

                5.Найдите  речевые и грамматические ошибки и исправьте их устно.

                6. Есть ли в письме Ивана Жукова другие ошибки? Почему они допущены? Можно ли их исправить?

                7. Помогите Ивану Жукову правильно оформить конверт.

  Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

  А вчерась мне была выволочка Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а яначал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной  насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева их сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…

  Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

  Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как сидорову козу. А ежели думаешь, должности нету мне то я Христа-ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да Сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею.

  А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видел в одной лавке, на окне, крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок,что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие, на манер Бариновых, так что небось рублей сто кажное.. А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

  Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки.

  Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…А ещё кланяйся Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

 

  Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

                        На деревню дедушке.

  Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

                                                                                                              («Ванька».А.П.Чехов.)

 

Учитель: Не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе Ванька выбежал на улицу, добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Как вы думаете, ребята, а теперь дедушка получит Ванькино письмо?

 

2 час

5. Актуализация фоновых знаний и субъектного опыта учащихся.

 

Учитель: Теперь мы верим, что письмо Ваньки Жукова из почтового ящика  обязательно попадёт на почту. А потом полетит к дедушке Константину Макрычу.

  Ребята, а вы бывали на почте? Что интересного вы там видели? Как вы думаете, помогает ли почта общаться с окружающим миром? Каким образом?  А кто из вас знает, в каком веке письмо как эпистолярный жанр достигло своего расцвета? Как вы думаете, почему?

  Действительно, в XΙX – XX в.в.письмо было самым распространённым средством общения между людьми. До наших дней дошла переписка многих русских писателей со своими родными и друзьями. Я думаю, вам интересно будет узнать, как и о чём они писали. Именно поэтому предлагаю прочитать несколько писем, обратив внимание на их композицию, содержание и речевое оформление.

  Прежде чем обратиться к письмам великих людей, хочу вам напомнить, что читать чужие письма можно лишь с разрешения автора. Письма Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, С.А.Есенина давно уже стали достоянием русского народа, поэтому мы можем к ним обратиться, не спрашивая ни у кого разрешения.

 

6. Сопоставительный структурный анализ текстов.

 

презентация

Задания: 1. Выразительно прочитайте письма.

                2. Поделитесь своим  впечатлением от прочитанного.

                3. Определите количество структурных частей в каждом письме.

                4. Понаблюдайте над употреблением «особых» речевых оборотов.

                5. Определите характер каждого письма и его отличительные черты.

                6. Какие из предложенных писем можно назвать частными?                                                                                              

Почему вы так думаете?

                 7. Используя таблицу «Структура писем и речевые формулы, используемые в них», объясните, от чего зависит выбор формы.

 

презентация

 

V. «Социализация».

 

Учитель: Надеюсь, каждый из вас усвоил принципы написание письма и обратил внимание на признаки «хорошего тона» в письме. Мне кажется, что пришла пора написать письмо другу. Возвращаясь к нашей беседе о том, как почта помогает человеку общаться с окружающим миром, предлагаю подумать над письмом на тему: «Я пишу тебе, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне общаться с окружающим миром». Хочу также напомнить девиз урока:                                                                Ты письмо моё получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

1. Творческая работа в группах: 1-й этап: каждый пишет своё письмо;

                                                            2-й этап: каждое письмо читается и обсуждается в группе;

                                                            3-й этап: лучшее письмо корректируется.

 

VI. «Афиширование».   Одно письмо от группы представляется классу, обсуждается содержание и композиция.

 

VII. «Разрыв».

 

После обсуждения лучшего письма устно проводится работа над грамматическими и речевыми ошибками.

 

VIII. Домашнее задание: каждому оформить своё письмо как страничку в сборник «Лучшие письма года».

 

ΙX. Рефлексия.

 

 

 

***Литература

1. Канакина Г.И. Уроки развития речи. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 200 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconУрок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: 1 познакомить учащихся с письмом как одним из видов эпистолярного жанра, с требованиями к правильному написанию письма
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской...
«Лучший урок письма». Основной целью конкурса является возрождение российских традиций эпистолярного жанра и концентрация внимания...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconУрок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо...
Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconКонкурс «Лучший урок письма»
Аликовском районе 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в рамках проведения в районе Года учителя и...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconКонспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма....
Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconУрок Тема: 8 кл. «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический...
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconАнализ писем А. С. Пушкина и В. А. Жуковского с точки зрения эпистолярного стиля
Рассмотрев особенности эпистолярного стиля, перейдем к анализу писем Пушкина и Жуковского, написанных в разные периоды жизни поэтов...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconТема урока: Письмо другу.
Формировать и развивать навык грамотной письменной речи, умение выделяь смысловые частей письма; познакомить с разными видами письма,...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу «история россии»
«Повести временных лет», памятников церковно-канонического права уставов Владимира Святого и Ярослава Муд­рого и более поздних памятников...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconКонспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока
Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconКонспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова...
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные...
Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск