Скачать 85.19 Kb.
|
И. Волошко, учитель русского языка и литературы МОУ «Красненская СОШ» Алексеевского района Белгородской области Тема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра Цель урока: способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил текстообразования; способствовать развитию устной и письменной связной речи учащихся; расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека; воспитывать активную социальную позицию ученика. Тип урока: развитие речи. Категория учащихся: 7 класс. Ведущая педагогическая технология: педагогическая Мастерская. Оборудование: презентация «Особенности письма как эпистолярного жанра». Символ урока: письмо (конверт на доске). Эпиграф к уроку: Ты письмо моё получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг. Я. Аким Ход урока 1 час Ι. Оргмомент. ΙΙ. «Индукция» создание эмоционального настроя, включение чувств учеников. Учитель: Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать стихотворением Я.Акима: Ты письмо моё получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? А почему я прочитала именно эти строки? Ученик: В отрывке речь идёт о письме другу. Вероятно, на уроке речь пойдёт о письме и о его роли в жизни людей. Учитель: Совершенно верно. А теперь давайте подумаем, как будет звучать тема урока? Сконструируйте предложение из этих слов, и вы сможете ответить на мой вопрос. Слова на карточках (работа в парах): ЖАНРА, КАК, ОСОБЕННОСТИ, ЭПИСТОЛЯРНОГО, ПИСЬМА, (…), ПИСЬМО, ЧАСТНОЕ. Каждая пара составляет предложение устно, затем складывает на магнитной доске. Правильный вариант всеми записывается в тетрадь: «Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)». презентация Учитель: Тема сформулирована. Давайте определим цель урока. ( Работа в группах. Отвечает один ученик.) Ученик: Я думаю, наша цель - познакомиться с жанровыми особенностями частного письма и попробовать самостоятельно написать письмо другу, ведь не случайно же звучали строки Я.Акима. презентация Учитель: Правильно. А слова Я.Акима станут не просто эпиграфом к сегодняшнему уроку, а девизом нашего творческого союза. Согласны? ( Запись эпиграфа-девиза в тетрадь.) ΙΙΙ. «Самоконструкция». Какие из предложенных слов станут ключевыми на сегодняшнем уроке? Слова на карточках: АДРЕС, АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ, ПИСЬМО, ПОЧТА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ. ΙV. «Социоконструкция». 1. Словарная работа. Учитель: А теперь давайте поработаем со словарями. Подумайте, какой именно словарь поможет нам определить правильно значение ключевых слов? Поработайте в группах над определением их значения. На столе три словаря: этимологический, толковый, словарь иностранных слов. Учащимся предлагается самостоятельно выбрать нужный словарь, выписать словарные статьи в тетрадь. Подготовить ответ от группы. Проверка с использованием презентации. презентация Учитель: Ребята, постарайтесь запомнить значение этих слов, т.к. с ними нам предстоит работать на уроке. 2. Работа над Памяткой. Учитель: Ребята, а кто из вас знает, как правильно написать адрес на конверте? Рассмотрите внимательно конверт, прочитайте Памятку. Беседа по вопросам: 1) Что вы запишете в левом верхнем углу конверта? 2) Где нужно записать информацию об адресате? 3) Где следует записать индекс адресанта? 3. Анализ образцов. (Индивидуальная работа по карточкам.) Задание: найдите ошибки. Исправьте устно. 4. Анализ текста. (Коллективная работа.) Задания: 1. Прослушайте текст. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите лексические средства языка, подтверждающие вашу точку зрения. 4. Определите жанр произведения. 5.Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте их устно. 6. Есть ли в письме Ивана Жукова другие ошибки? Почему они допущены? Можно ли их исправить? 7. Помогите Ивану Жукову правильно оформить конверт. Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а яначал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева их сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как сидорову козу. А ежели думаешь, должности нету мне то я Христа-ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да Сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видел в одной лавке, на окне, крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок,что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие, на манер Бариновых, так что небось рублей сто кажное.. А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки. Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…А ещё кланяйся Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». («Ванька».А.П.Чехов.) Учитель: Не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе Ванька выбежал на улицу, добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Как вы думаете, ребята, а теперь дедушка получит Ванькино письмо? 2 час 5. Актуализация фоновых знаний и субъектного опыта учащихся. Учитель: Теперь мы верим, что письмо Ваньки Жукова из почтового ящика обязательно попадёт на почту. А потом полетит к дедушке Константину Макрычу. Ребята, а вы бывали на почте? Что интересного вы там видели? Как вы думаете, помогает ли почта общаться с окружающим миром? Каким образом? А кто из вас знает, в каком веке письмо как эпистолярный жанр достигло своего расцвета? Как вы думаете, почему? Действительно, в XΙX – XX в.в.письмо было самым распространённым средством общения между людьми. До наших дней дошла переписка многих русских писателей со своими родными и друзьями. Я думаю, вам интересно будет узнать, как и о чём они писали. Именно поэтому предлагаю прочитать несколько писем, обратив внимание на их композицию, содержание и речевое оформление. Прежде чем обратиться к письмам великих людей, хочу вам напомнить, что читать чужие письма можно лишь с разрешения автора. Письма Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, С.А.Есенина давно уже стали достоянием русского народа, поэтому мы можем к ним обратиться, не спрашивая ни у кого разрешения. 6. Сопоставительный структурный анализ текстов. презентация Задания: 1. Выразительно прочитайте письма. 2. Поделитесь своим впечатлением от прочитанного. 3. Определите количество структурных частей в каждом письме. 4. Понаблюдайте над употреблением «особых» речевых оборотов. 5. Определите характер каждого письма и его отличительные черты. 6. Какие из предложенных писем можно назвать частными? Почему вы так думаете? 7. Используя таблицу «Структура писем и речевые формулы, используемые в них», объясните, от чего зависит выбор формы. презентация V. «Социализация». Учитель: Надеюсь, каждый из вас усвоил принципы написание письма и обратил внимание на признаки «хорошего тона» в письме. Мне кажется, что пришла пора написать письмо другу. Возвращаясь к нашей беседе о том, как почта помогает человеку общаться с окружающим миром, предлагаю подумать над письмом на тему: «Я пишу тебе, чтобы рассказать тебе, как почта помогает мне общаться с окружающим миром». Хочу также напомнить девиз урока: Ты письмо моё получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг. 1. Творческая работа в группах: 1-й этап: каждый пишет своё письмо; 2-й этап: каждое письмо читается и обсуждается в группе; 3-й этап: лучшее письмо корректируется. VI. «Афиширование». Одно письмо от группы представляется классу, обсуждается содержание и композиция. VII. «Разрыв». После обсуждения лучшего письма устно проводится работа над грамматическими и речевыми ошибками. VIII. Домашнее задание: каждому оформить своё письмо как страничку в сборник «Лучшие письма года». ΙX. Рефлексия. ***Литература 1. Канакина Г.И. Уроки развития речи. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 200 |
Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: 1 познакомить учащихся с письмом как одним из видов эпистолярного жанра, с требованиями к правильному написанию письма | ||
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской... «Лучший урок письма». Основной целью конкурса является возрождение российских традиций эпистолярного жанра и концентрация внимания... | Урок развития речи в 10 классе по теме: «Эпистолярный жанр. Письмо... Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения в форме письма; вспомнить композиционные и художественные особенности эпистолярного... | ||
Конкурс «Лучший урок письма» Аликовском районе 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в рамках проведения в районе Года учителя и... | Конспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма.... Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение... | ||
Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | Урок Тема: 8 кл. «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический... Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Анализ писем А. С. Пушкина и В. А. Жуковского с точки зрения эпистолярного стиля Рассмотрев особенности эпистолярного стиля, перейдем к анализу писем Пушкина и Жуковского, написанных в разные периоды жизни поэтов... | Тема урока: Письмо другу. Формировать и развивать навык грамотной письменной речи, умение выделяь смысловые частей письма; познакомить с разными видами письма,... | ||
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу «история россии» «Повести временных лет», памятников церковно-канонического права уставов Владимира Святого и Ярослава Мудрого и более поздних памятников... | Конспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах... | ||
Конспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях | Конспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова... Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные... |