Скачать 121.16 Kb.
|
X ОТКРЫТАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ» ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЫТИЙНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 4 А КЛАССА МОУ «СОШ № 20 ИМ. ВАСЬЛЕЯ МИТТЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» АНТРОПОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАРЧИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «СОШ № 20 ИМ. ВАСЬЛЕЯ МИТТЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г. НОВОЧЕБОКСАРСК, 2007 СОДЕРЖАНИЕ:
встречающихся в русских народных сказках………………..…….с. 8 – 9 Ш. Заключение……………………………………………………………....с. 10 IY. Список использованной литературы…………………………………....с. 11 ТЕЗИСЫ АВТОР: АНТРОПОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА, УЧЕНИЦА 4 А КЛАССА МОУ «СОШ № 20 ИМ. ВАСЬЛЕЯ МИТТЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАРЧИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЫТИЙНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ» 1. Как часто мы часто говорим: « У меня есть компьютер», «У нас в городе есть музыкальная школа». И мы не задумываемся, что используем в речи бытийные предложения. А бытийный предложения – это синтаксический тип предложений, утверждающих существование в мире или в его фрагменте объектов того или иного класса. Читая русские народные сказки, мы не могли не обратить внимания на то, что в них очень часто встречаются предложения подобного типа. Значит, уже в далекой древности наши предки использовали в речи бытийные предложения. Чем больше мы изучали сказок, тем увереннее убеждались в этом. Нас заинтересовал вопрос: « Какое место в русских волшебных сказках занимают бытийные предложения?». Поэтому нам захотелось внимательнее изучить данную тему. 2. Прорабатывая выбранный материал, автор ставил перед собой следующие цели: 1) рассмотреть бытийные предложения как синтаксическую единицу языка; 2) определить особенности использования данных предложений в русских народных сказках; 3) выявить классическую модель бытийных предложений, используемых в русских народных сказках. Данные цели выявили круг задач: 1) определить классическую модель бытийных предложений; 2) рассмотреть аналоги бытийных глаголов; 3) выявить значения локализаторов, используемых в сказках; 4) систематизировать коммуникативные формы бытийных предложений. Очерченный круг задач обусловил построение настоящей работы. Нами рассматриваются классические модели бытийных предложений, используемых в русских народных сказках (локализатор, бытийный глагол, имя предмета), определяются локализаторы, систематизируются их значения (Мир, Вселенная, жизнь; период времени; фрагмент мира, микромир человека, личность человека, абстрактные понятия, класс, множество предметов), выявляются коммуникативные формы бытийных предложений, встречающихся в русских народных сказках. 3. Исследовательская работа позволила сделать выводы:
Введение Как часто мы часто говорим: « У меня есть компьютер», «У нас в городе есть музыкальная школа». И мы не задумываемся, что используем в речи бытийные предложения. А бытийный предложения – это синтаксический тип предложений, утверждающих существование в мире или в его фрагменте объектов того или иного класса. Общеизвестно, что классическая модель данных предложений состоит из следующих компонентов: локализатор, бытийный глагол и имя предмета. Читая русские народные сказки, мы не могли не обратить внимания на то, что в них очень часто встречаются предложения подобного типа: «Повстречал Иван-царевич в глуши старого старичка» («Царевна-лягушка»); «У светлого Днепра на широких холмах стоял древний Киев-город, всех русских городов краше, всех русских городов богаче» («Никита Кожемяка»); «В его царстве волки водятся, медведи бродят» («Семь Симеонов – семь работничков»). Значит, уже в далекой древности наши предки использовали в речи бытийные предложения. Чем больше мы изучали сказок, тем увереннее убеждались в этом. Нас заинтересовал вопрос: « Какое место в русских волшебных сказках занимают бытийные предложения?». Поэтому нам захотелось внимательнее изучить данную тему. Прорабатывая выбранный материал, автор ставил перед собой следующие цели: 1) рассмотреть бытийные предложения как синтаксическую единицу языка; 2) определить особенности использования данных предложений в русских народных сказках; 3) выявить классическую модель бытийных предложений, используемых в русских народных сказках. Данные цели выявили круг задач: 1) определить классическую модель бытийных предложений; 2) рассмотреть аналоги бытийных глаголов; 3) выявить значения локализаторов, используемых в сказках; 4) систематизировать коммуникативные формы бытийных предложений. Способы и методы исследования: 1) изучение теоретических знаний о бытийных предложениях; 2) чтение русских народных волшебных сказок; 3) нахождение в сказках бытийных предложений; 4) систематизация полученного материала. Обращение к данной теме помогло изучить много сказок, научило определять различные виды бытийных предложений, видеть их отличие от других синтаксических единиц, способствовало более глубокому пониманию структуры предложений. Данный материал можно использовать либо на уроках русского языка, либо на занятиях кружка любителей словесности, либо на уроках литературы в 4 – 5 классах. Классическая модель бытийных предложений. Бытийные предложения - синтаксический тип предложений, утверждающих существование в мире или его фрагменте объектов того или иного класса: Есть на нашей планете и материки, и океан, а на материках есть горы и равнины, леса и пустыни. В нашем городе есть оперный театр. Исходная (классическая) модель бытийных предложений состоит из трех основных компонентов: локализатора (обстоятельства места), бытийного глагола и имени «бытующего предмета»: В этом краю (локализатор) есть (был, будут) (бытийный глагол) леса (имя бытующего предмета). В русских народных сказках такая модель достаточно продуктивна: В некотором государстве жил-был царь. («Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что»). В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, жили-были старик со старухой. («Матюша Пепельной»). В одной деревне жили-были мужик да баба. («Морозко»). В прошлом и будущем времени глагол согласуется с именем в именительном падеже, которое на этом основании принято считать подлежащим. Возможна и отрицательная форма бытийного предложения: В этом краю нет (не было, не будет) лесов. После отрицания имя стоит в родительном падеже. В сказках: И не было в этом краю никого лучше Елены Прекрасной. («Сивка-бурка»). Не было у нее ни отца, ни матери. («Хаврошечка»). Не было в государстве мастера лучше столяра. («Деревянный орел»). В настоящее время глагол допускает нулевую форму: За рекой леса. Место бытийного предложения могут занимать его эквиваленты и аналоги: Существовать, иметься, бывать (итеративная форма, т. е. форма, обозначающая повторяющееся действие), водиться, встречаться, попадаться и др. Например: Для него не существовало ничего, кроме науки. В лесу встречаются (попадаются) белые грибы. В сказках: И повстречался ему царский вельможа на пути. («По щучьему веленью»). А в этом лесу водилось много всякой нечисти. («Сказка о молодильных яблоках»). Значения локализатора В бытийных предложениях немаловажную роль играет локализатор – обстоятельство места. При изменении значения локализатора и соответственно имени предмета возникают варианты исходной модели. Локализатор может обозначать:
В сказках: И не было на свете другой такой красавицы. («Медное, серебряное и золотое царства»). Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. (Хаврошечка»).
В сказках: В этой ночи вор попадется. («Сивка-бурка»)
В сказках: Нал лесами корабль был, над полями был да и над деревнями. («Летучий корабль»).
В сказках: Ладно, не тужи – есть у меня клубочек шелковый. («Сказка про Василису Премудрую»).
В сказках: Есть у меня в ларце золотой шарик, покати его по дороге – он доведет тебя, куда надобно. («Медное, серебряное и золотое»).
В сказках: И было у отца три сына. («Царевна-лягушка»).
В сказках: Завтра у тебя трудный бой. («Матюша Пепельной»).
а). Физических свойств облика: У молодого человека были усы и борода. В сказках: И были у Жар-птицы перья золотые, драгоценные. («Иван-царевич и серый волк»). б). Физических и психических состояний: У меня озноб (хандра); С ней обморок. В сказках: Обуяла его грусть-тоска. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»). в). Внутреннего мира: У девочки есть музыкальные способности; У тебя нет совести. В сказках: Федору-царевичу и Василию-царевичу мало было чести. («Сказка о молодильных яблоках»). 6. Абстрактные понятия (речевые произведения, теории, свойства, события и др.): «Есть упоение в бою» (Пушкин); «И правды нет в твоих речах» (Тютчев); «В теории есть противоречия», « В разлуке есть высокое значение» (Тютчев). В сказках: Нет в твоих словах ни слова правды. («Баба-яга»).
В сказках: Среди этих уточек была одна, непохожая на других. («Деревянный корабль»). Коммуникативные формы бытийных предложений Бытийные предложения обладают различными коммуникативными формами, каждой из которых соответствует определенная интонация (знаки:_____ -повышения тона; _____ - понижение тона; / - пауза). В бытийных предложениях могут быть ремой, т. е. новым в предложении:
В сказках: Жили-были / старик со старухою. Была у них / курочка ряба.
В сказках: — Есть ли в твоем краю росы медвяные, ручьи серебряные? — Есть на Руси-матушке и луга зеленые, и реки синие, и поля бескрайние, и цветочки лазоревые. («Семь Симеонов»).
В сказках: А в руках у него был сундук кованый. («Морозко»).
В сказках: —А где, бабушка, есть яблочки молодильные?— Яблочки молодильные есть у сильной богатырки, девицы Синеглазки. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
В сказках: А младшая на берегу осталась: глаза у нее,/ как небо синее, коса – до пояса. («Сказка про Василису Прекрасную»).
В сказках: А богатства в том ларце/ видимо-невидимо. («Морозко»). При изменении порядка слов имя становится в родительный падеж множественного числа (если речь идёт не о единичном предмете): В квартире было четыре комнаты – Комнат в квартире было четыре. В мужском роде при одушевленном объекте употребляется собирательная форма числительного: У него три брата – Братьев у него трое. Структура сообщений о количестве аналогично отрицательным бытийным предложениям. В сказках: И было в том дворце комнат видимо-невидимо. («Медное, серебряное и золотое царства»). Определения выполняют различные функции в зависимости от коммуникативной структуры бытийных предложений. В нейтральных бытийных предложениях определение имеет выделительную функцию и характеризует неопределенную часть класса предметов: На нашей улице есть красивые дома = Некоторые из домов нашей улицы красивы. В некоторых бытийных предложениях определение выполняет индивидуализирующую (описательную) функцию: У Пети есть большой черный пудель = У Пети есть пудель. Он большой и черный. В сказках: Было у отца три сына: двое умных, а третьего – все дурачком звали. Заключение Таким образом, рассматривая особенности бытийных предложений, мы пришли к выводу:
Список использованной литературы
|
Реферат: Христианские мотивы в русских народных сказках Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений | Тема исследовательской работы «Чем отличаются образы животных в природе и их прототипы в русских народных сказках?» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомить с происхождением русских народных художественных промыслов через лирические образы героев русских народных сказок | Нравственные традиции в русских народных сказках как средство воспитания младших школьников Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных и авторских сказках, классифицировать сказки, развивать... | Фольклор весенних народных праздников, его особенности, связанные... Скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны. Народная культура праздника в наши дни, к сожалению, значительно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вся народная мудрость заложена в русских народных сказках, ведь недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам... | Реферат Щукиной Анны на тему: «Старайся всякому делать добро, а не себе одному» Стремление делать добро другим, а не только себе одному положено в основу всей русской культуры. Это отражено во многих русских народных... | ||
Разработка урока литературы в 5 классе Составление электронного альбома... Составление электронного альбома о художниках – иллюстраторах русских народных сказок | Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | ||
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Оборудование: Выставка русских народных сказок; картина В. Васнецова «Алёнушка»; пословицы; музыка из сказки; компьютер, проектор,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История исполнительства уср неотрывна от истории создания оркестров русских народных инструментов, творчества выдающихся исполнителей... | ||
Особенности использования различных сервисов и приложений на уроках... Дополнительная образовательная программа: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка” | Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство»... Набор репродукций по теме «интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках |