дата
| Дата
| Тема учебного занятия
| Элементы содержания
| Освоение предметных знаний
| Универсальные учебные действия
| Характеристика деятельности учащихся
|
план
| факт
|
|
|
|
|
|
03.09
|
| Роль книги в жизни человека
| Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги.
| Умение пользоваться учебником, знать его структуру. Русский язык: словарная работа
| Путешествие в книгу, словарная работа
| Рецептивная: чтение вводной статьи учебника. Репродуктивная: пересказ научного текста, ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: составление плана статьи
|
05.09
|
| Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф о сотворении земли.
| Мифология народов мира. Мифы и легенды. Славянские мифы. Тематическая презентация «Боги славянского мира»
| Знать, как и почему возникли мифы. Понимать активное влияние мифов на последующую культуру человечества. История: культура древних славян
| Выступления подготовленных учеников, работа с терминами, знакомство со сборниками мифов, работа с учебником, комментированное чтение, беседа. Тематическая презентация
| Рецептивная: чтение вводной статьи учебника. Репродуктивная: пересказ научного текста, ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: художественное рисование: сады Ирия
|
11.09
|
| Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
| Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказители. Народная мудрость сказок.
| Знать фольклорные жанры, жанровые особенности сказок, традиционных персонажей, структуру сказок. Понимать особенности народных сказок, особенности сказывания. Уметь определять характерные для сказок обороты речи. ИЗО: работа с иллюстрациями Мавриной, Васнецова, Кузнецова ( сопоставление с текстами сказок)
| Беседа по повторению, игра «Литературное лото», работа с учебником
| Рецептивная: чтение статьи учебника. Репродуктивная: ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, раборта с кратким словарем литературоведческих терминов. Поисковая: сопоставление текстов с иллюстрациями
|
12.09
|
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы сказки.
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой
| Знать, к какому виду относится сказка. Уметь анализировать прочитанный текст, аргументировать, делать выводы. Понимать общее движение сюжета, идею, характеры героев, находить отличия в вариантах сказок. ИЗО: сравнить, сопоставить иллюстрации разных художников
| Знакомство со сказкой. «Составление» диафильма по сказке. Тематическая презентация
| Рецептивная: чтение сказки. Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов сказки. Продуктивная, творческая: устное словесное рисование. Поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
|
17.09
|
| Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Жанр сказки.
| Художественный мир сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», Иван и его братья, его помощники и противники. Истинный патриотизм
| Знать, к какому виду относится сказка. Уметь анализировать прочитанный текст, аргументировать, делать выводы. Понимать общее движение сюжета, идею, характеры героев, находить отличия в вариантах сказок. ИЗО: сравнить, сопоставить иллюстрации разных художников
| Комментированная беседа, работа с текстом, характеристика героев.
| Рецептивная: чтение сказки. Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов сказки. Продуктивная, творческая: устное словесное рисование. Поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
|
19.09
|
| Внеклассное чтение.
Урок-праздник по сказкам
| Русские народные сказки, их художественные особенности и многообразие
| Развитие устной речи, творческих способностей
| Выразительное чтение, пересказ, викторина по сказкам, презентация иллюстраций, кроссвордов
| Продуктивная, творческая: художественное рассказывание, словесное рисование, инсценирование эпизодов
|
24.09
|
| Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы-Претича»
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летопись
| Знать определение понятия «летопись». Понимать, когда возникла древнерусская литература, основную мысль «Повести…», одной из ее частей. Уметь коротко передать содержание легенды, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи. Русский язык: словарная работа. ИЗО: репродукция картины Иванова
| Работа с учебником, комментированное чтение, беседа. Тематическая презентация
| Рецептивная: чтение статьи учебника, художественного текста, прослушивание лекции учителя. Репродуктивная: ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: чтение по ролям, составление цитатного плана. Поисковая: сопоставление в репродукцией Иванова
|
26.09
|
| М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру»
| Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе…» - научные истины в стихотворной форме. Стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
| Понимать значимости личности Ломоносова. Знать определения теоретико-литературных понятий, уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного. Русский язык: словарная работа
| Словарная работа, работа с текстом стихотворения, беседа, выразительное чтение. Рассуждения по проблемному вопросу.
| Рецептивная: работа с тематической презентацией и статьей учебника. Продуктивная, творческая: выразительное чтение
|
01.10
|
| И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья по дубом»
| Жанр басни. Истоки басенного жанра. Аллегория и мораль в басне. Басня и сказка. Великий баснописец Крылов. Обличение невежды в басне «Свинья под дубом»
| Знать жанровые особенности басни, определение понятий, общую картину жизни Крылова. Уметь составить цитатный план о жизни баснописца, выразительно читать басню, понимать и объяснять ее смысл. Русский язык: словарная работа. ИЗО: иллюстрация Лаптева
| Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа, составление плана, устное словесное рисование Тематическая презентация.
| Репродуктивная: наблюдение за речью и поведением героев басни. Продуктивная, творческая: чтение в лицах, составление плана. Поисковая: сопоставление текста басни с иллюстрациями
|
03.10
|
| Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости – в баснях «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица»
| Образы животных и их роль в басне. Обличение человеческих пороков в басне. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали
| Уметь выразительно читать, анализировать лирический текст. Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их смысл, находить аллегорию, использовать пословицы, поговорки, афоризмы. Уметь устаноавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с другими баснями. Русский язык: словарная работа. ИЗО: работа с репродукциями. Литература: басни Крылова, Эзопа и Лафонтена
| Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа, работа по иллюстрациям, инсценированное чтение
| Рецептивная: чтение басни. Творческая: устное словесное рисование, инсценирование. Поисковая: комментированное чтение, сопоставление с иллюстрациями. Исследовательская: анализ текста, сопоставление с другими баснями
|
08.10
|
| Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке
| Знать творческую историю басни. Уметь выразительно читать. ИЗО: работа с иллюстрациями. История: Отечественная война 1812 года
| Выразительное чтение, творческая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Рецептивная: ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: чтение по ролям. Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи, фактами истории
|
10.10
|
| Внеклассное чтение «Правда жизни в баснях И.А.Крылова»
| Тематика басен Крылова. Сатирическое и нравоучительное в баснях. Образный мир басен. Эзопов язык
| Знать основные мотивы творчества Крылова. Понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей разных социальных слоев, близость басни к УНТ, ее иносказательный смысл. Уметь оценивать отношение автора к героям, анализировать сюжет и художественные особенности. ИЗО: работа с иллюстрациями. Русский язык: крылатые выражения
| Выразительное чтение, творческая работа, викторина, тест. Презентация
| Продуктивная, творческая: выразительное чтение, участие в конкурсе «Знатоки басен», инсценирование. Исследовательская: сопоставление басен Крылова с баснями других баснописцев на один сюжет
|
15.10
|
| Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»
| Слово о поэте. История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении. Сюжеты и герои сказки. Литературная сказка.
| Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев. Понимать отличие литературной сказки от народной. Уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное. Русский язык: словарная работа. ИЗО: иллюстрации к сказке
| Словарная работа, выступления учащихся, аналитическая беседа по содержанию сказки Тематическая презентация
| Рецептивная: чтение сказки, восприятие художественного произведения. Репродуктивная: ответы на вопросы. Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Исследовательская: сопоставление сказки литературной и фольклорной, выявление общих и отличительных черт
|
17.10
|
| Жанр баллады. «Кубок»
| История создания баллады. Герои баллады, нравственно-психологические проблемы баллады
| Знать истроию создания баллады, определение понятия баллады, ее жанровые особенности. Понимать поступки героев, определять реальные и фантастические события, отношение автора к героям, уметь выразительно читать. Русский язык: словарная работа. Литература: Шиллер «Водолаз»
| Знакомство со статьёй учебника, выразительное чтение, аналитическая беседа
| Продуктивная: ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям
|
22.10
|
| А.С.Пушкин.
Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог»
| А.С.Пушкин.
Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог». Фольклорные мотивы.
| Знать основные факты биографии Пушкина, историю создания поэмы. Понимать смысл пролога. Уметь выразительно читать. ИЗО: работа с иллюстрациями
| Работа с учебником, выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение, словарная работа, просмотр отрывков из фильма «Руслан и Людмила» Тематическая презентация
| Репродуктивная: ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование. Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи
|
24.10
|
| Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.
| Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. Противостояние добрых и злых сил. Понятие о стихотворной сказке
| Знать истоки сюжета сказки, уметь давать сопоставительную характеристику центральных героев, используя цитаты из текста. ИЗО: иллюстрации к сказке
| Слушание сказки в исполнении народных артистов, беседа, составление таблицы, сравнительной характеристики
| Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста. Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ. Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи
|
7.11
|
| Развитие речи. Сопоставление сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне…»Пушкина
| сказка «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне…»Пушкина. Общее и отличительное. Фольклорные традиции
| уметь сопоставлять сказки, литературных героев, высказывать свою точку зрения, аргументировать
| Сопоставление литературной сказки с народной, двух литературных сказок.
| Исследовательская: сопоставление сказок со сходным сюжетом
|