Скачать 292.87 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы Г.И.ДАНИЛИНА СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ЗА РУБЕЖОМ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031000.62 Филология. Форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2009 Данилина Г. И. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031000.62 Филология. Форма обучения – очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 26 стр. Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению 031000.62 бакалавриат. Филология. УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и отражает опыт преподавания литературоведческих и специальных дисциплин сотрудниками кафедры зарубежной литературы Тюменского государственного университета. Учебно-методический комплекс по дисциплине опубликован на сайте ТюмГУ: Зарубежная литература [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы и Учебно-методической комиссией филологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Сушкова В.Н. к. филол. наук, профессор, завкафедрой зарубежной литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009. © Данилина Г.И., 2009
Цели и задачи дисциплины. Требования ФГОС ВПО к содержанию курса Данная дисциплина входит в учебный план по направлению «Филология» в соответствии с требованиями высшего профессионального образования, предполагающими постановку и разрешение практических задач на современной теоретико-методологической основе. Студенты-бакалавры изучают данную дисциплину с тем, чтобы с ее помощью точнее сориентировать предстоящую деятельность в качестве преподавателя русской и зарубежной литературы. Сравнительный подход позволяет выявить творческую неповторимость произведения и национальной традиции посредством раскрытия контекстных (и собственно литературных, и историко-культурных) связей и соотношений; работа в этом направлении формирует открытость сознания к восприятию и критической интерпретации инонациональных культурных смыслов, что в свете социально-исторической ситуации наших дней имеет яркую и насущную актуальность. При этом подчеркнем: предмет предназначается для изучения именно бакалаврами, то есть основной задачей здесь должно выступать такое постижение теоретической дисциплины, которое даст студенту систему практических навыков и умений, нужных современному преподавателю. Цель: создать содержательное представление о сравнительном литературоведении как специальной области науки о литературе, в которой разработаны методологические принципы сопоставительного анализа литературных явлений и продуктивные исследовательские методики изучения художественных текстов. Задачи: 1. рассмотреть категориально-понятийный аппарат сравнительного литературоведения 2. изучить принципы и приемы сопоставительного литературоведческого анализа и пути их практического применения. 3. освоить необходимые для учителя средней школы (гимназии, колледжа) варианты сопоставительного анализа художественных текстов. Основные дидактические единицы: теория и история литературы, литературные течения и направления, роль литературной критики и ее изменение в изучаемом периоде, система основных понятий литературоведения, эстетические категории, методы и приемы анализа литературного произведения, взаимодействие литератур и культур, литературный процесс. В процессе ознакомления с литературным процессом нашего времени студенты выявляют ведущие тенденции его развития, раскрывают специфику базовых эстетических систем, изучают наиболее влиятельные литературные явления и индивидуальные творческие модели. Важно, что при этом формируются навыки самостоятельного ориентирования в текущем литературном процессе, умения давать профессиональную оценку актуальной литературе, адекватно воспринимать современную критику, разграничивать издательские технологии и художественную реальность. Составной частью предмета является история эстетических учений и литературной критики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Сравнительное литературоведение» входит в раздел ОПД Р.. Дисциплина имеет теоретическую направленность, которая актуализируется через логически-преемственную взаимосвязь с основными дисциплинами профессионального цикла: историей русской и зарубежной литературы; Введением в литературоведение; дисциплинами «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Проблемы литературной типологии». Содержательно-методическая взаимосвязь с указанными дисциплинами реализуется 1. в предметной опоре на общие теоретико-методологические понятия (историко-литературный процесс, литературная эпоха, литературное направление, сопоставительный анализ, системный анализ, литературный жанр);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1.Основные концепции метода сравнительного литературоведения; 2. главные проблемы сравнительно-сопоставительного анализа; 3. основные методики сравнительного исследования литературных произведений. Уметь: 1. Определять типологические признаки литературного произведения в системной взаимосвязи; 2. Выявлять типологические сходства и различия на уровне формально-содержательной структуры произведения; 3. Соотносить поэтику литературного произведения с традицией как национальной, так и инонациональной литературы Владеть: 1. Понятийно-терминологическим инструментарием методов сравнительного литературоведения; 2. Умениями применять методики сравнительно-сопоставительного анализа; 3. Навыками сравнительного анализа литературных произведений на уровне школьной Программы по русской и зарубежной литературе. Структура и трудоемкость дисциплины.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Виды контроля успеваемости, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах
|
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо... «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо... «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | Рабочая программа дисциплины Русский язык как иностранный (практический... Данная учебная дисциплина входит в раздел «Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть. Курсы по выбору студента» по направлению... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная медицина» ... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия» ... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Банковский менеджмент» ... | Российской федерации ... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины... ... | Российской федерации Данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 Фгос впо по направлению подготовки «Геодезия и дистанционное... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | ||
Программа базируется на положении о двухуровневой системе подготовки... Срок освоения и трудоемкость ооп впо бакалавриата по направлению «филология» с профилем «Прикладная филология (иностранные языки)»... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»... ... | ||
Рабочая программа производственной практики Цели и задачи производственной практики соотносятся с общими целями фгос впо по направлению подготовки. В данном разделе отмечается,... | Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История... |