| Внеклассное мероприятие с элементами проектной работы
«Берёза – символ России!»
( Читает учитель).
Ребята, прочитайте загадку,
Стоит красавица: косы зелёные, Платье белое, а в ней четыре угодья: Первое угодье – мир освящать, Второе угодье – лес исцелять, Третье угодье – боль утешать,
- о чём эта загадка?
-Что вы можете вспомнить про берёзы?
-О чём же мы продолжим разговор? (берёза символ нашей Родины, любимое дерево всех россиян)
Наш урок называется « Берёза – символ России» Мы откроем смысл каждой строчки этой народной загадки, прикоснёмся сердцем к нашей русской красавице. Для начала посмотрим презентацию и вспомним, что мы узнали.
презентация
|
|
| Учитель:
Березку милую, родную издавна считают символом России,
символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи
и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.
Вы много интересного узнали про берёзу и давайте поделимся своими знаниями.
|
|
| 1. Березке русский праздник посвящаем,
О ней теперь мы очень много знаем
И знанием готовы поделиться.
Нам всем пришлось немало потрудиться. 2. Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты! I. Проект «Вдохновение».
Учитель.
- Какое русское, какое очаровательное дерево - берёзка! Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза- это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка - ряба и даже молоко, которое пьют по всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, быстро делающие любую тяжёлую работу.
(Фонограмма русской песни)
- А молодые берёзки, тоненькие. Пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. Смотришь на берёзу и слышишь хороводные песни, звуки гармошки и балалайки, обязательно вспоминаешь всё близкое и родное, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое.
Красота берёзки вдохновила и наших ребят и сейчас мы прочитает отрывки из сочинений о берёзе.
(Дети читают свои сочинения о берёзе)
|
|
| II. Проект «Рисуем Русскую берёзку»
Учитель
- Для защиты проекта «Рисуем русскую берёзку» ребята приготовили свои рисунки и познакомились с картинами великих художников.
Художник (Мальчик в берете с мольбертом и красками в руке)
Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Весь класс проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес…
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ … Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Исаак Левитан, Архип Иванович Куинджи и Саврасов.
Презентация Картина А.Пластова "Березы"-----------------------------------------
Мы видим прекрасное время года – осень.
Презентация
Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: « Я бы назвал эту картину «Чувства Родины.» И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки -все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине.
Ты до того березонька красива! И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя не мыслима Россия И я немыслим без твоей красы. Презентация
Перед картиной «Березовая роща» Архипа Ивановича Куинджи - испытываешь особую радость.Так бывает когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелено-кудрявые , тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.
Презентация
Перед нами картина Исаака Левитана «Березовая роща» Белоствольные березки , покрытые ярким янтарем листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. ( Ребята представляют свои работы)
Мы любим и гордимся нашей малой родиной., Мы нарисовали берёзки и сделали поделки. Нам хотелось передать красоту нашей природы. Наши берёзы высокие самые, наши ягоды сладкие самые это говорю я про свои края. Вы, конечно, вправе не верить, дескать хвалит кулик своё болото, но подтвердит вся моя деревня, но подтвердит вся моя родня: Наши берёзы высокие самые, наши ягоды сладкие самые Такая уж Родина у меня.
III. Проект «Березка в творчестве русских поэтов и писателей».
(Учащиеся подготовили выставку книг, стенгазету, сценарий литературного вечера.)
Учитель
- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»…
(Выходит девочка – берёзовая веточка)
Веточка. – Здравствуйте, люди добрые! Я берёзовая веточка, дочка русской берёзы и пришла к вам хоровод водить.
Девочка из хоровода.
Берёзонька желанная
Подруга долгожданная
Войди скорей в наш круг
Войди зарёю ясною
С косою зеленовласою
Здесь каждый тебе друг.
(Берёт «Берёзовую веточку и ведёт в хороврд)
Хоровод «Во поле берёза стояла». 1 ученик. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин. Он дал нашей Родине образное название «страна берёзового ситца»
Презентация Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы
И холщёвый её сарафан.
2 ученик.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
3 ученик.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
4 ученик.
- А другой поэт скажет о моей берёзке: Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она. 5. Береза стала символом девичьей красоты и женского начала. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб…», то это означало, что к девушке посватались.
6 ученик.
-А третий поэт произнесёт клятву: И, вставая грозной силой,
Помнили друзья,
Что берёзку, как Россию,
Отдавать нельзя. Учитель.
- В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.
(Под фонограмму военной песни «На безымянной высоте» выходят дети, одетые в военную одежду)
1 ученик.
Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
2 ученик.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Все: «Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!»
Учитель.
- В годы войны берёза была символом непобедимой Родины.
Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М.Бубеннов.
«…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…
А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.
- Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие.
И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы». 5 ученик.
Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом хранят,
Учитель:
- Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии ВОВ. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей как символу Родины.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. (Фото на экране) Учитель:
- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ. (На экране фото - памятник Краснояр) Презентация
6 ученик.
У памятника белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска. Учитель.
- Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной. Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной березки.
|
|
| Проект «Березовое царство – хорошее лекарство».
Учитель.
- А почему говорят, что берёзы плачут?
(Ответы детей).
(Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок»)
Учитель. Что вы знаете о лечебных свойствах берёзы?
- Берёзовый сок придаёт силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах берёзового сока.
Сценарий рекламы №1.
(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)
Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)
На что же жалобы, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает).
Врач: (подает бутылочку):
Принять лекарство «Сок березы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.
(Больная пьет… Выпрямляется).
Врач: Что, полегчало, милая, немножко?
Как ваши поясница, ручки, ножки?
Больная: (с легкостью встает)
Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала! Врач:
У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок! (Звучит русская народная песня).
Домик на горе стоит
Из трубы дымок валит
Веник дед сломал большой,
Будет париться с душой!
Не из клена, не из дуба,
А с березы возле клуба
Наломал охапок пять,
Будет в бане чем махать.
Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:
Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.
Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы.
Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.
Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке
Баба: А хранить в прохладном месте.
Дед: А париться вот так!
Баба: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.
В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы, а сок березовый – полезный и вкусный. Только прошу вас, будьте милосердны к березе. Она с радостью отдаст свой сок по весне, но не наносите глубокие раны.
|
|
| V. Экологический проект «Мы посадим березы кругом». Учитель.
(Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.)
- Ребята серьёзно изучали виды берёз, думали как сохранить русскую красавицу и сейчас представляют экологический проект «Мы посадим берёзы кругом».
1ученик.
Этот интереснейший вопрос
Заставил нас задуматься всерьез.
Мы план составили и начертили схему,
Писали реферат на тему
О том, что видов 60 берез бывает.
Одни кустарники собою представляют,
Другие – дерево ветвистое такое,
А третьи по земле ползут змеею. 2 ученик
- Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.
А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.
3 ученик.
Вопрос не прост. Все мы вначале
В интернете материал искали.
Смотрели в словари, энциклопедии читали,
Своих знакомых, бабушек пытали.
Собрав необходимый материал,
Отбор его мы провели старательно.
(Представление выставки).
4 ученик.
- Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут
по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.
5 ученик
- В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.
6 ученик.
- Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные – сережки. А когда появится на березе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе.
Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.
7 ученик.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
8 ученик.
Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. Учитель.
- Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.
- И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.
9 ученик.
На поляне на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка –
Символ Родины моей.
|
|
| -УЧИТЕЛЬ: представьте, что мы на минуту оказались
с вами в берёзовой роще, и продолжите предложение
« Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..», ответы запишите на листочках.
. Ответы учащихся: - красоту русской природы;
- аромат трав, цветов;
-лёгкий холодок, -шорох листочков;
- живительную прохладу;
- вдохновение, красоту природы и любовь к Родине.
- свежий аромат деревьев;
- красоту родной земли.
- свободу и что всё в этом мире прекрасно.
|
|
Рефлексия
_Перед вами лежит картинка. Но у солнца не хватает лучиков, чтоб на полянке было тепло и радостно.
Кому на уроке было тепло и хорошо, раскрасьте солнышко жёлтым цветом. Кому было тревожно, неуютно, раскрасьте солнышко красным цветом. Пусть же и ваши сердца научатся чувствовать природу и любить свою Родину. Спасибо за работу. |